Цифровизация
В 2006 г. была представлена концепция федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации до 2015 г."[1]. Тогда около 63,3% населения принимало не более четырех телевизионных программ, а 2 млн человек были вообще лишены возможности приема. Таким образом, проблема телерадиовещания в России приобретала социальную значимость. Переход на цифровое телерадиовещание позволит обеспечить всем гражданам конституционное право на получение информации, улучшить качество телевизионной картинки, сделать телевидение более доступным и разнообразным. Это упразднит информационное неравенство между городским и сельским населением. Жители России независимо от места проживания получат возможность принимать не менее 10 каналов плюс новые услуги: видео по запросу, доступ в Интернет, справочную информацию (о работе учреждений, расписание транспорта, телешопинг, телемедицину и др.).
К 2015 г. Россия должна полностью перейти с аналогового телевещания на цифровое[2]. Сегодня из-за неравномерного распределения аналоговых передатчиков по территории тысячи населенных пунктов не могут принимать эфирный сигнал, а это значит, что люди фактически живут без телевидения, во всяком случае, бесплатного. В крупных городах число доступных каналов варьируется от 10 до 20, но частотный ресурс там практически исчерпан, поэтому говорить о дальнейшем развитии отрасли в этом направлении уже нельзя. К 2016 г. станет доступно больше 35 каналов.
Абстрактная бабушка в деревне, которая не получает доступа к нескольким телеканалам и не имеет лишних денег на специальную приставку, героиня формируемой программы цифровизации. Ее судьбой "озабочены" медиабизнес, отраслевые организации, компании-производители. Чтобы население смогло принимать цифровое телевидение, в каждом домохозяйстве необходимо установить или декодеры, или цифровые телевизоры[3]. Пока зрители не очень понимают, что их ждет. Только 47% населения знакомы с термином "цифровое телевидение", называя преимуществом лишь качество изображения и звука, не догадываясь об остальных особенностях[4].
Определен "социальный пакет" – набор каналов, бесплатное распространение которых должно гарантироваться всем гражданам. Гарантированно все жители России должны принимать канал "Культура", детско-юношеский телевизионный канал, "Спорт", "Первый канал", "Петербург-5 канал", Российский информационный канал (РИК), ВГТРК, телекомпанию НТВ. Перечень общероссийских обязательных общедоступных радиоканалов включает "Вести ФМ", "Маяк" и "Радио России".
Но существуют проблемы с выделением частот для цифрового телевидения. Пока идет только замена изношенного оборудования – аналогового. Возникает отставание от иностранных производителей программ, в результате которого российский зритель все больше оказывается от них зависим. Построив современную систему распространения контента, мы можем столкнуться с тем, что передавать по ней будет уже нечего. При переходе к цифровому телевидению ничего не говорится о производстве программ для телевидения высокой четкости, на которое уже перешли в США, а во Франции передачи телевидения высокой четкости смотрят 60% зрителей.
К концу 2011 г. начали принимать цифровые телевизионные передачи уже около 40 млн жителей России (такое вещание доступно на Дальнем Востоке, в Челябинске, Мордовии, Ханты-Мансийском автономном округе, в Московской, Курской, Свердловской, Курганской, Калининградской областях и в Татарстане). Постепенно зона покрытия будет охватывать и другие регионы. Заодно будет расширяться и список цифровых программ. Переход на цифровое телевидение обещает и экономический эффект. Во Франции переход на "цифру" позволил сократить потребление электроэнергии в 60 раз, что в масштабах РФ равно высвобождению мощностей нескольких электростанций.
Но пока не предусматривается мер поддержки населения по приобретению цифровых приставок. Учитывая дотационность большинства регионов страны, немногие способны позволить себе расходы, не компенсируемые из федерального бюджета даже на социально незащищенные слои населения. В США, где приобретение приставок субсидируется государством, через год после отключения аналогового вещания проникновение эфирного цифрового ТВ составило лишь 13%. В Финляндии, где государство отказалось от субсидирования населения при приобретении цифровых приставок, проникновение "цифры" и через полтора года после отключения аналогового вещания составляет только 35%. Учитывая разницу в доходах населения России и США или Финляндии, можно предположить, что в российских условиях переход на "цифру" может растянуться на десятилетия.
Опыт продаж приставок показывает: они есть только там, где есть пакет хотя бы из 16 программ. А гарантированный пакет из восьми федеральных каналов потребителю не настолько интересен, чтобы покупать ради него дорогостоящую приставку. Хрестоматийный пример: самый крупный город Ханты-Мансийского автономного округа – Сургут, где проживает около 300 тыс. жителей. После того как здесь был запущен цифровой передатчик, за год его вещания приставки для приема федерального пакета из восьми программ приобрели не более 20 человек (!). В населенных пунктах того же округа, охваченных вещанием хотя бы 16 каналов, например в поселке Березово с числом домохозяйств 1500, приставки приобрели 80% населения. Но 16 бесплатных программ федеральная программа обещает не раньше 2015 г. Если программа не будет реализована, то отключение аналогового вещания приведет к информационной катастрофе. Если сейчас около 2% населения не имеют доступа к телевещанию, то после 2015 г. без него может остаться бо́льшая часть сельского населения. Улучшить ситуацию для села смогут лишь операторы спутникового телевидения. Они уже предоставляют пакет из 16–20 бесплатных каналов[5].
Но уже возникают проблемы. В России может быть ограничен ввоз телевизоров с электронно-лучевыми трубками[6]. Это ускорит переход страны на цифровое телевещание, но ударит по малоимущим потребителям, не имеющим возможности купить новый телевизор. Чтобы воплотить цифровизацию в жизнь, необходимо обновить парк телевизоров. Импорт приемников с кинескопами будет постепенно прекращен. И потребителям придется покупать современные телевизоры. На конец 2009 г. на телевизоры нового формата приходилась лишь треть рынка. Эти приемники уже имеют встроенные цифровые тюнеры, позволяющие принимать сигнал. Владельцам же кинескопных телевизоров надо будет потратиться на приставку. Пока нет ясности, кто будет производить эти приставки. Сначала хотели просто раздать их населению, но это обошлось бы государству в 50 млрд руб. Такой вариант будет несправедлив по отношению к тем людям, которые уже купили приставки.
Исследование, проведенное в 25 странах[7], показало, что количество стран, не имеющих доступа к телевидению, крайне невелико: наиболее высока доля домохозяйств, в которых не имеют возможности смотреть ни одного телеканала, в ЮАР (3,4%) и Польше (3,0%). По числу доступных телеканалов страны могут быть разделены на четыре группы. Первую составляют семь стран, в которых домашний выбор телеканалов в среднем наибольший. Среди них Египет, США, Аргентина и Индия. Во вторую попали Китай, Турция, Мексика, Германия, Польша и Франция. Россия входит в третью группу наряду со Швецией, Италией, Индонезией и Испанией. Четвертая группа – страны с наименьшим числом доступных каналов: Таиланд, Япония, Бразилия, Австралия, Чехия и ЮАР. По числу доступных телеканалов мы уступаем развитым странам: более половины наших граждан имеют от 10 до 24 телеканалов; доля, имеющая возможность смотреть дома более 50 телеканалов, крайне мала. Но даже для наиболее развитых рынков вовсе не характерен неограниченный доступ к телересурсам. В США 7,3% населения могут смотреть дома от 300 каналов и более; вместе с тем 8,5% жителей принимают до 10 телеканалов. А во Франции до 10 каналов смотрит почти половина населения.
Потребление радиоинформации осталось для населения России важной частью нахождения в информационном пространстве. Сегодня в стране, особенно вдалеке от центра, радио более доступно, чем газеты, журналы, Интернет. По своей потенциальной аудитории радио лишь немногим уступает телевидению: если охват населения телевещанием составляет около 99%, то охват радиовещанием – почти 95%. Реальная аудитория радио также сопоставима с аудиторией телевидения: почти 2/3 взрослого населения больших и средних городов хотя бы раз в день включают радио[8]. По будням аудитория радио в утренние и дневные часы превосходит общую телеаудиторию.
Проблемы канала "Радио России" на сегодня – то, что это проводное радио. Эта зона приема за последнее время сильно сократилась. Между тем проводное радио является единственным источником информации для самых бедных слоев, которые не могут иметь телеприемник и подписку на газеты. На сегодня по этим обстоятельствам у "Радио России" нет конкурентов: Первую программу слушают ежедневно около 30% аудитории (хотя технический охват радиостанции специалисты оценивают в 140 млн человек внутри страны и свыше 20 млн – за ее пределами), "Маяк" – более 15%, Вторую программу – чуть более 10%. Эта сеть проводного радиовещания разрушается. По проводное радиовещание – это еще и стратегический ресурс: дешевое и универсальное СМИ, которое призвано оповещать население в случае чрезвычайных ситуаций[4]. Это подтвердилось в Челябинске в феврале 2013 г., когда в результате падения метеорита отключилась вся мобильная связь и город остался без системы оповещения.
В целом по стране парк радиоприемников – трехпрограммных или большего диапазона – хотя и прирастает, в том числе и благодаря владельцам автомобилей (во всем мире это зафиксированный процесс: время на колесах – это время, проведенное с радио), но остается очень небольшим. Часть современных радиостанций вещают в диапазонах, доступных только импортной радиоаппаратуре. Соответственно, аудитория этих станций очень мала. Проблема еще и в том, что мало полноформатных новостных радиостанций.
Сейчас, например, в московском эфире в FM-диапазоне работает 31 станция, практически ни один из их владельцев не в состоянии построить полный формат, который бы конкурировал с государственной новостной станцией[10]. Тенденция к увеличению в эфире информационных станций разговорно-музыкального наполнения существует. Пока же соотношение музыкальных и разговорных станций у нас сильно отличается в пользу музыкальных по сравнению с любой другой страной[11]. Это, кстати, повлияло на рост значимости радио для подростков: большой выбор музыкальных стилей все сильнее привлекает юных слушателей. Социологические исследования обнаружили тенденцию: за последние 8–10 лет в России существенно выросла их аудитория.
Сегодня в России более 1300 радиостанций, государство не прекращает выдавать новые лицензии, хотя для радио велика конкуренция со стороны телевидения и new media, где самыми быстрыми темпами растут объемы рекламы в Интернете[12]. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), радиорынок рекламы – один из самых медленно развивающихся сегментов медиарынка. Тем не менее за 2012 г. специалисты отметили его увеличение, но по-прежнему он непрозрачен, отсутствуют единые принципы ценообразования. Мало говорится среди заинтересованных лиц о преимуществах радиорекламы (радио достигает целевой группы и обеспечивает прогнозируемый эффект; инвестиции в радиорекламу окупаются; оно оперативно и на потребности аудитории реагирует творчески)[13].