Цены на уголь
Начало XXI в. характеризовалось возрастающей ролью угля в мире. По прогнозу Мирового энергетического агентства, доля угля в мировом энергетическом балансе к 2030 г. возрастет с 17 до 29%. Потребление угля будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем всех других первичных энергоносителей.
Угольная промышленность РФ характеризуется, с одной стороны, большим ресурсным потенциалом (3,8 трлн т) и высокой обеспеченностью ими (470 лет), а с другой – низким качеством, что в значительной степени сокращает сферу использования углей на внутреннем и внешнем рынках.
По запасам угля Россия занимает второе место в мире, уступая лишь США. Объемы разведанных запасов в стране составляют порядка 200 млрд т.
Российские компании с каждым годом наращивают добычу угля главным образом за счет экспорта: страна занимает третье место в мире среди экспортеров угля, уступая лишь Индонезии и Австралии. По данным Минэнерго России, экспорт российского угля по итогам 2011 г. увеличился на 8,5%, составив 338 млн т.
Насколько успешно российскому руководству удастся реализовать масштабные планы в угольной отрасли к 2030 г., предсказать сложно. Однако стоит отметить, что уже сейчас на глобальном рынке происходят важные изменения, которые России нельзя не учитывать.
Как отмечают в докладе "Золотые правила "золотого века" природного газа" эксперты Международного энергетического агентства, структура энергетического спроса к 2035 г. претерпит существенные изменения: доля угля сократится с 28 до 24%, нефти с 32 до 27%, а газа, наоборот, вырастет до 25%. Столь радикальные изменения в потреблении связаны с началом широкомасштабной добычи в США сланцевого газа (см. 8.2). Оно привело к обвалу цен на североамериканском рынке: теперь стоимость газа в США дешевле, чем в России. В связи с этим доля потребления угля в США за последние 5 лет снизилась с 70 до 30%.
В сложившейся ситуации некоторые игроки угольной отрасли России заговорили о снижении объемов угледобычи, другие продают активы, в покупке которых заинтересованы в основном инвесторы из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Объемы реализации угля на внутреннем рынке во многом зависят от динамики тарифов на железнодорожные перевозки. В мировой практике транспортная составляющая в цене угля для потребителей не превышает 30%. В России же эта величина составляет в среднем 40, а при дальних перевозках – до 70%. При этом низкая пропускная способность российских железных дорог препятствует увеличению объемов поставок.
Многие страны имеют достаточные запасы угля, который обычно добывается для внутренних нужд. На международных биржах продается менее 20% мирового объема добычи угля[1]. В основном это энергетический (для выработки электроэнергии) и высококачественный коксующийся уголь (для производства стали). Международная торговля дешевым бурым углем практически отсутствует.
В настоящее время по сути существуют два отдельных рынка – энергетического и коксующегося угля, хотя они и взаимодействуют друг с другом.
Цены на уголь изменяются в зависимости от его качества, затрат на транспортировку и других условий. Цены на энергетический уголь обычно корректируются в соответствии с показателем теплотворной способности.
Недавно определяющую роль в формировании цен на уголь играли котировки коксующегося угля, а стоимость энергетического угля зачастую устанавливалась методом дисконтирования цен на более дорогой коксующийся. Однако в настоящее время основные спотовые и фьючерсные котировки угля – цены на энергетический уголь. Ведь в отличие от энергетического, коксующийся уголь не сможет составить конкуренцию нефти, газу или другим источникам энергии.
В связи с необходимостью крупных капиталовложений в создание транспортных инфраструктур (железные дороги, порты, суда) для транспортировки угля, для угольной отрасли характерно повсеместное использование долгосрочных контрактов. Как продавцы, так и покупатели вкладывают огромные средства в крупные проекты создания цепочки снабжения углем. При этом в большинстве случаев покупатели угля являются операторами электростанций, а продавцы – инвесторами, которые осуществляют капиталовложения в развитие угледобывающего предприятия.
Еще одна причина широкого использования долгосрочных контрактов – качество угля. Оно является одним из определяющих факторов в торговле, в частности, коксующимся углем, свойства которого очень важны для металлургических заводов.
Как правило, стандартные спецификации дают лишь приблизительную информацию о марке угля, что заставляет покупателей и потребителей проводить более обширные тесты для оценки марки угля, которые занимают обычно много времени. Зато после согласования марки отношения между продавцом и покупателем, как правило, продолжаются в течение длительного времени. Естественно, что со временем система формирования цен в рамках долгосрочных контрактов постепенно меняется.
В международной торговле углем понятие спотовых контрактов охватывает практически все сделки, которые не предусматривают долгосрочных отношений. Спотовый контракт может быть заключен на поставку одной партии товара, части партии или серии партий. Одни спотовые контракты используются мелкими поставщиками или покупателями, которые не могут строить постоянные отношения, другие спотовые контракты основываются на существующих долгосрочных отношениях между продавцами и покупателями.
Применение спотовых контрактов в последнее время значительно выросло, так как покупателям, которые стремятся снизить свои затраты, необходима гибкость в поставках в условиях неопределенности в сфере спроса. Также это происходит вследствие увеличения числа новых игроков на международном рынке торговли углем в результате роста спроса на энергетической уголь со стороны электростанций в странах с развивающейся экономикой и развитых странах.
В настоящее время применяется ряд устоявшихся спотовых цен в соответствии со стандартными спецификациями, привязанными к различным регионам. Так, существует две основные спотовые цены, применяемые к экспорту угля. Это спотовая цена на условиях ФОБ Ричардс Бей (Южная Африка), которая определяется в отношении экспорта южноафриканского энергетического угля, и с ФОБ Ньюкасл (Австралия) для экспорта австралийского энергетического угля. Основная цена для импортеров – спотовая цена на условиях СИФ АРА (Амстердам – Роттердам – Антверпен) для Северо-Западной Европы. Для японского импорта спотовые цены на условиях СИФ часто представляют собой средневзвешенное значение цены на импорт угля по данным таможенной статистики страны. Существует также ряд публикуемых спотовых цен и по регионам США.
В секторе угля сегодня начали появляться фьючерсные биржи, обеспечивающие бо́льшую прозрачность, чем внебиржевые рынки. При этом ранее считалось, что фьючерсные рынки, на которых торгуются стандартизированные контракты, не подходят для торговли углем из-за наличия большого количества марок углей, различающихся по качеству, а также из-за тесных взаимоотношений между добывающими компаниями и конечными потребителями. Именно поэтому появление бирж фьючерсов на уголь произошло позже, чем других товарных бирж.
Пока еще рынки фьючерсных контрактов на уголь не достигли того же уровня развития, что и рынки фьючерсов на нефть. Сегодня расчеты но фьючерсам на уголь производятся наличными денежными средствами в соответствии с публикуемыми индексами цен на уголь. Такой смешанный механизм подтверждает, что текущая торговля углем все еще находится в стадии перехода от торговли, привязанной к оптовым рынкам, к торговле на рынках фьючерсных контрактов. Тем не менее фьючерсные рынки уже начинают играть ту же роль в формировании цен на уголь, которую прежде играли двусторонние переговоры между крупными добывающими компаниями и конечными потребителями, и их влияние на угольные цены повышается.