Цены на газ

Газовая отрасль России – одна из важнейших не только для России, но и для многих других стран. Запасы природного газа в России составляют около 1/3 мировых запасов, а доля России в мировой добыче природного газа составляет около 25%.

В газовой отрасли можно выделить следующие основные виды деятельности: добыча газа, транспортировка газа по магистральным и распределительным газопроводам, поставка и переработка газа.

Газовая отрасль в целом делится на рынки природного сетевого, сжиженного углеводородного и попутного нефтяного газа.

Газовая отрасль характеризуется наличием специального отраслевого законодательства – Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", определившим правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в РФ и направленым на обеспечение удовлетворения потребителей в стратегическом виде энергетических ресурсов, а также обеспечение интересов государства. Кроме того, с целью регулирования отрасли принят ряд специальных нормативных актов:

• Федеральный закон от 18.07.2006 № 117-ФЗ "Об экспорте газа" (далее – Закон об экспорте газа) – определяет основы государственного регулирования экспорта газа исходя из необходимости защиты экономических интересов РФ, исполнения международных обязательств но экспорту газа, обеспечения поступления доходов федерального бюджета и поддержания топливно-энергетического баланса РФ;

• постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.1992 № 832 (с изм. от 21.01.2002) "О порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющих установок" – предоставляет право органам исполнительной власти субъектов РФ устанавливать для расположенных на их территории предприятий (объединений) и других хозяйствующих субъектов и топливопотребляющих установок, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности виды топлива;

• постановление Правительства РФ от 24.11.1998 № 1370 (в ред. от 28.07.2000) "Об утверждении положения об обеспечении доступа к местным газораспределительным сетям" – определяет условия и порядок доступа организаций к местным газораспределительным сетям на территории РФ, и его действие распространяется на правовые отношения, возникающие между юридическими лицами при транспортировке газа по местным газораспределительным сетям;

• постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (в ред. от 07.12.2005) "Об утверждении правил поставки газа в Российской Федерации" – определяет отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательно для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети;

• постановление Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 (в ред. от 16.04.2012) "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги но его транспортировке на территории Российской Федерации" – определяет принципы формирования цен на газ, добываемый на территории РФ, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям;

• постановление Правительства РФ от 10.12.2007 № 851 "О продолжении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке в 2008 году" – увеличивает масштаб эксперимента по электронной торговле газом за счет увеличения объемов газа ОАО "Газпром" и независимых производителей газа, а также состав участников торгов, предусматривает возможность перехода от проведения эксперимента к торговле газом на постоянной основе с использованием биржевых технологий.

Для газовой отрасли характерно наличие значительных административных и экономических барьеров для входа на рынок и выхода с рынка, таких как необходимость больших финансовых вложений на приобретение, разведку, разработку и освоение месторождений; необходимость строительства транспортной инфраструктуры, кроме того, отдельные рынки, относящиеся к газовой отрасли, характеризуются специфическими барьерами.

Для рынка природного сетевого газа основным барьером является неурегулированность вопросов подключения и доступа к газотранспортной системе ОАО "Газпром" и получение разрешений на транспортировку объемов добываемого газа.

Рынок сжиженного углеводородного газа (СУГ) имеет ряд существенных специфических барьеров:

• высокие транспортные расходы на транспортировку и поставку СУГ, приводящие к удорожанию последнего;

• высокие капитальные затраты на развитие мощностей по производству СУГ, газонаполнительных станций;

• недостаточное информационное обеспечение рынка.

• "переток" дешевого "балансового" СУГ в сектор свободного рынка;

• наличие жестких стандартов отрасли и правил безопасности, в соответствии с которыми должны работать газонаполнительные станции (ГНС);

• высокие таможенные ставки.

Для рынка попутного нефтяного газа:

• низкий процент лицензий на освоение нефтегазовых месторождений, обязывающих утилизировать попутный нефтяной газ (ПВΓ) не менее чем на 95%;

• недостаток мощностей газоперерабатывающих заводов (ГПЗ) для увеличения объемов переработки ИНГ;

• отдаленность месторождений от ГПЗ;

• необходимость строительства компрессорных станций, повышающих давление газа для доставки до ГПЗ.

Учитывая специфику газовой отрасли в сфере поставки и транспортировки, необходимо развитие системы долгосрочных договоров, позволяющих учесть эластичность спроса на газ под влиянием экономических факторов, в частности изменения регулируемых цен, капиталоемкость инвестиционных циклов в газовой сфере, а также создающих гарантии дополнительной защиты экономических интересов продавцов и потребителей.

Вместе с тем несовершенство действующего законодательства в сфере газоснабжения не позволяет в полной мере запустить механизм долгосрочных договоров.

Механизм поставок газа на основе долгосрочных договоров для всех участников рынка газа требует значительных модификаций, связанных с урегулированием отношений между производителями и потребителями газа, а также производителями и ОАО "Газпром", закреплением на нормативном уровне необходимых финансовых и экономических гарантий поставщика и потребителя газа:

• обеспечения гарантий поставки газа со стороны производителей;

• принципа полной выборки объемов газа (принцип "бери или плати");

• совершенствования штрафных санкций в случае "сверхлимитного" отбора газа, а также в случае частичной невыборки газа;

• возможности перераспределения или продажи невыбранного объема газа по краткосрочным контрактам на электронной торговой площадке;

• совершенствования правил недискриминационного доступа к газотранспортной сети.

Рынок газа в России – высококонцентрированный рынок с неразвитой конкуренцией. ОАО "Газпром" добывает более 80% газа в России, реализует более 90%. Также ОАО "Газпром" – собственник Единой системы газоснабжения, что позволяет контролировать доступ независимых организаций к ГТС ОАО "Газпром" и ограничивать возможность для независимых организаций наращивать долю реализации газа в общероссийском масштабе.

Экспортные поставки добываемого в России газа в настоящее время регулируются Законом от об экспорте газа, который устанавливает единый канал сбыта природного газа за рубеж, при котором монопольным поставщиком этого энергоресурса зарубежным покупателям могут быть только структуры "Газпрома". Через дочернее общество ООО "Газпром экспорт" ОАО "Газпром" продает газ в около трех десятков стран мира по системе долгосрочных договоров. ФАС России изначально отрицательно отнеслась к этому закону. Вместе с тем ряд ведомств, в том числе и Минпромэнерго России, поддержали принятие этого закона, и в данном случае решение было принято не в пользу ФАС России.

Кроме того, новым направлением бизнеса ОАО "Газпром" являются поставки сжиженного природного газа судами-танкерами. В 2005 г. состоялись пробные поставки в США, в 2006 г. – Великобританию, Японию и Южную Корею.

Развитие рынка сжиженного газа для бытовых нужд населению происходит в соответствии с концепцией, одобренной распоряжением Правительства РФ от 03.07.2003 № 908-р "О концепции развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд". К целям развития рынка СУГ в РФ относятся:

• надежное и бесперебойное обеспечение населения сжиженным газом для бытовых нужд;

• создание механизмов, ограничивающих рост цен на сжиженный газ для бытовых нужд и обеспечивающих социальную защиту населения;

• создание экономических условий, стимулирующих производство сжиженного газа и наполнение внутреннего рынка сжиженного газа (для различных целей, но в первую очередь для бытовых нужд).

Существующая на сегодняшний день система поставок СУГ населению для коммунально-бытового использования – основной тормоз развития рынка СУГ.

Установленная заводам-производителям оптовая цена для поставок на коммунально-бытовые нужды в разы ниже рыночных цен. В результате огромная социальная нагрузка возложена на производителей СУГ.

Важно отметить, что существование параллельно двух рынков сжиженного газа (по регулируемым ценам и по свободным коммерческим ценам) создает массу возможностей для злоупотреблений и коррупции. Непрозрачный механизм определения потребностей в балансовом СУГ порождает "перетекание СУГ" из регулируемого сектора в нерегулируемый (так называемый "серый" рынок СУГ). Лишь отмена государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд позволит прекратить недобросовестную конкуренцию "серого" рынка по отношению к легальному коммерческому рынку СУГ. Ликвидация "серого" рынка будет способствовать появлению на рынке СУГ информационной открытости, обеспечивающей предсказуемость поведения рынка, и, следовательно, возможность участникам рынка прогнозировать свою деятельность в долгосрочном периоде.

Рынок сжиженного газа считается также высококонцентрированным рынком с неразвитой конкуренцией и сильным рыночным потенциалом ОАО "Газпром".

Особенность рынка – его ярко выраженный сезонный характер (производство и реализация СУГ возрастает в осенне-зимний период), а также его статичность. Состав участников (продавцов, производителей СУГ) рынка за последнее время существенно не изменился, что обусловлено жесткой технологической привязкой к производственным мощностям. Кроме того, производственные мощности конкурентов по производству и реализации СУГ не могут быть быстро без существенных затрат и в достаточной степени расширены или перепрофилированы, а ввод новых мощностей по производству СУГ требует крупных инвестиций и времени.

В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ и принятым на ее основании постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", в случае использования потребителем приборов учета без температурной компенсации показания этих приборов учета используются в расчетах за газ с использованием температурных коэффициентов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии.

Во исполнение п. 94 Правил предоставления коммунальных услуг приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.11.2006 № 3145 "Об утверждении температурных коэффициентов" (далее – Приказ № 3145) с 1 января 2007 г. была введена в действие Инструкция по разработке и утверждению температурных коэффициентов при расчетах за газ при использовании потребителями приборов учета газа без температурной компенсации, рассчитываемых в соответствии с типовой Методикой выполнения измерений мембранными счетчиками газа без температурной компенсации МИ 2721–2005 ГСИ (далее – Методика).

Приказ № 3145 – нормативный правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, не прошел государственную регистрацию в Минюсте России и применяться не может. Тем не менее ряд газоснабжающих организаций ОАО

"Газпром" продолжает применять температурные коэффициенты при расчетах за газ с населением РФ.

По мнению ФАС России, применение температурных коэффициентов приводит к необоснованному росту платежей населения за газ и дестимулирует граждан по оборудованию жилых помещений приборами учета газа. Все это создает социальную напряженность и требует вмешательства государства, как акционера ОАО "Газпром". Кроме того, существующий порядок расчета коэффициентов в соответствии с Методикой является непрозрачным и требует существенной доработки.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 28.05.2007 № 333 (в ред. от 31.12.2010) "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ", а также на основании постановления Правительства РФ от 29.12.2002 № 1021 (в ред. от 16.04.2012) "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 8, ст. 1109) приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) было утверждено "Положение об определении формулы цены газа" от 14.07.2011 № 165-э/2 (далее – Положение).

Настоящее Положение определяет формулу, по которой рассчитывается размер оптовых цен на газ (далее – цены на газ), поставляемый потребителям РФ (кроме населения и газа, реализуемого потребителям РФ, в отношении которого применяются принципы государственного регулирования, предусмотренные пп. 15.1 – 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее – Основные положения). Цены, рассчитанные в соответствии с Положением № 165-Э/2, применяются при реализации газа на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта поставщиками газа (газоснабжающими организациями) непосредственно конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям (в случае отсутствия в схеме поставки газа магистральных газопроводов – утвержденная в установленном порядке цена на газ, по которой он должен реализовываться на входе в газораспределительные сети поставщиками газа (газоснабжающими организациями) непосредственно конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям).

Положение № 165-э/2 распространяется на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами в рамках Единой системы газоснабжения (ЕСГ).

Формула цены газа основывается на принципе поэтапного достижения в переходный период равной доходности поставок газа на внутренний и внешний рынки и учитывает стоимость альтернативных видов топлива.

Дифференциация цен на газ осуществляется по ценовым поясам применительно к административным границам субъектов РФ.

В случае если показатели средней протяженности транспортировки газа от мест добычи (производства) газа до точек выхода из системы магистральных газопроводов на территории ряда компактно расположенных субъектов РФ, и (или) показатели их социально-экономического развития являются схожими, то на базе указанных субъектов РФ формируется один ценовой пояс.

При определении состава ценовых поясов ФСТ России также учитываются:

– маршрутизация потоков газа, предназначенного для потребителей, расположенных на территории субъекта РФ;

– стоимость и степень использования альтернативных видов топлива;

– наличие на территории субъекта РФ обособленных друг от друга участков системы газоснабжения.

Регионы, поставка газа в которые осуществляется в результате проведения работ по расширению ЕСГ и для которых регулируемые оптовые цены на газ впервые были установлены не ранее 1 января 2007 г., выделяются в отдельные ценовые пояса. При поэтапной газификации субъектов РФ в результате проведения работ по расширению ЕСГ вновь газифицированная территория на определенном этапе проведения газификации может выделяться в отдельный ценовой пояс.

Цены рассчитываются по формуле в рублях без учета НДС на 1000 м3 газа для следующих его стандартных параметров:

• температура t = 20 °С;

• давление р = 760 мм рт. ст.;

• влажность 0%;

• расчетная объемная теплота сгорания 7900 ккал/1000 м3.

В случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3 (33 080 кДж/м3) перерасчет цен на газ осуществляется по следующей формуле:

(8.1)

где – рассчитанная цена для i-го ценового пояса, руб./тыс м3; – фактическая и расчетная объемная теплота сгорания газа, ккал/м3 (кДж/м3).

Цены на газ определяются дифференцированно но цеповым поясам по следующей формуле:

где ЦРД – средняя по ЕСГ расчетная цена на газ, обеспечивающая равную доходность поставок газа на внутренний и внешний рынки, руб./тыс. м3; – понижающий коэффициент, обеспечивающий соответствие изменения роста цен на газ средним параметрам ежегодного изменения цен на газ для всех категорий потребителей, кроме населения, устанавливаемых Правительством РФ, доли ед.; – коэффициент дифференциации, отражающий отклонение цены для i-го ценового пояса относительно средней по ЕСГ расчетной цены на газ, обеспечивающей равную доходность поставок газа на внутренний и внешний рынки, с учетом понижающего коэффициента, доли ед.

При применении понижающего коэффициента к цене, равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки, средневзвешенный уровень дифференцированных по ценовым поясам цен на газ не должен превышать средний уровень цен, определенных на основании устанавливаемых Правительством РФ средних параметров ежегодного изменения цен на газ.

Средняя но ЕСГ расчетная цена на газ, обеспечивающая равную доходность поставок газа на внутренний и внешний рынки (Црд), определяется по формуле

где – расчетная цена реализации газа на экспорт за исключением экспорта в страны – участницы СНГ (далее – дальнее зарубежье), руб./тыс. м3; – ставка экспортной таможенной пошлины на газ, %; Рдз – удельная величина расходов, связанных с поставками газа в дальнее зарубежье, руб./тыс. м3; – разница между средней стоимостью транспортировки газа от мест добычи до границы РФ и средней стоимостью транспортировки газа от мест добычи до потребителей РФ, руб./тыс. м3.

Расчетная цена реализации газа в дальнем зарубежье (Цдз) определяется по формуле

(8.2)

(8.3)

(8.4)

где Μ – цена мазута с 1%-ным ОГЛАВЛЕНИЕм серы, рассчитанная как среднее арифметическое непосредственно за девять календарных месяцев до месяца установления ФСТ России размера понижающего коэффициента, базирующаяся на среднем арифметическом между низшими и высшими значениями средних месячных цен на мазут по котировкам BARGES FOB ARA (поставка на условиях FOB Амстердам – Роттердам – Антверпен судами вместимостью до 50 тыс. баррелей), долларов США за метрическую тонну; G – цена на газойль с 0,1%-ным ОГЛАВЛЕНИЕм серы, рассчитанная как среднее арифметическое непосредственно за девять календарных месяцев до месяца установления ФСТ России размера понижающего коэффициента, базирующаяся на среднем арифметическом между низшими и высшими значениями средних месячных цен на газойль по котировкам BARGES FOB ARA, долларов США за метрическую топну; – обменный курс рубля к доллару США, установленный Банком России на последний день периода расчета среднеарифметических значений цен мазута (М) и газойля (G).

Удельная величина расходов, связанных с поставками газа в дальнее зарубежье (РДЗ), определяется как отношение соответствующих расходов (расходы на транспортировку и хранение газа, реализуемого в дальнее зарубежье, за пределами территории РФ, а также реализацию газа в дальнем зарубежье) к соответствующему объему реализации газа.

Разница между средней стоимостью транспортировки газа от мест добычи до границы РФ и средней стоимостью транспортировки газа от мест добычи до потребителей РФ определяется по формуле

(8.5)

где – средняя стоимость транспортировки газа, предназначенного для потребителей, расположенных за пределами территории РФ и государств – участников соглашений о Таможенном союзе, руб./тыс, м3; – то же в пределах территории РФ, руб./тыс. м3.

Средняя стоимость транспортировки газа определяется исходя из соответствующих значений средних расстояний по транспортировке газа, добываемого ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, по магистральным газопроводам по территории РФ и ставок (удельных ставок) тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, установленных ФСТ России на период расчета оптовых цен на газ.

Средние расстояния по транспортировке газа, добываемого ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, по магистральным газопроводам по территории РФ определяются как средневзвешенные величины расстояний, принятых ФСТ России на соответствующий год при установлении ставок за пользование магистральными газопроводами тарифов на транспортировку газа независимых производителей по системе магистральных газопроводов, входящей в ЕСГ.

Понижающий коэффициент () рассчитывается по формуле

(8.6)

где – средняя по ЕСГ расчетная цена на газ (кроме населения и потребителей, указанных в п. 151 Основных положений) в предыдущем периоде регулирования, руб./тыс. м3; – установленный Правительством РФ средний параметр изменения цен на газ для всех категорий потребителей, кроме населения, на период регулирования, доли ед.

Коэффициент дифференциации для г'-го ценового пояса на год применения цен в переходный период определяется ФСТ России с учетом:

• необходимости достижения соответствия и единства в подходах к определению цен и регулируемых тарифов на услуги по транспортировке газа и их изменению в зависимости от удаленности ценовых поясов (зон выхода) от мест добычи (производства) газа, а также необходимости формирования сходных параметров социально-экономического развития территорий, не имеющих административных границ с другими субъектами РФ и не относящихся к территориям островов РФ и наиболее близко расположенных к ним субъектов РФ;

• средних удельных затрат на добычу (производство), транспортировку и хранение газа для газоснабжения потребителей конкретного ценового пояса;

• возможного темпа изменения цен для конкретного ценового пояса в году применения цен;

• цен на альтернативные топливно-энергетические ресурсы и цен на газ независимых поставщиков в ценовом поясе.

При установлении коэффициентов дифференциации должно выполняться следующее условие:

(8.7)

где – объем реализации газа в г'-м ценовом поясе, млн м3.

Газ в России – самый дешевый и поэтому наиболее широко используемый вид топлива. В структуре потребления первичных энергоносителей в российской экономике доля газа превосходит 50%, а в топливном балансе российских теплоэлектростанций на газ приходится более 70%. Такой перекос в российском топливном балансе делает реальной угрозу энергетической безопасности страны, так как из-за дешевизны газа практически не развивается производство и потребление других видов топлива – мазута, торфа, угля. Низкая цена на газ не располагает к экономичному использованию этого невосполнимого природного ресурса.

Отклонения цен на газ на внутреннем рынке от ближайших рынков и цен на другие виды топлива в России является на сегодняшний день главным антирыночным фактором всей экономики. Заниженные цены на газ искажают не только цены на электроэнергию и тепло, а далее и транспортные тарифы, но и, как следствие, стоимость продукции всех отраслей. В итоге нарушается объективность отраслевых цен, пропорций и всех основных макроэкономических показателей страны:

• деформируются топливные балансы. Электростанции и тепловые котельные, работающие на угле и мазуте вместо создания более совершенных систем по подготовке и сжиганию традиционных видов топлива, в стремлении получить дополнительные доходы добиваются перехода на газ. Спрос на газ перерос в ажиотажный;

• под давлением низких цен на газ продукция угольных предприятий не находит сбыта. Часть предприятий останавливается, другая – вынуждена продавать уголь по ценам, близким к нулевой рентабельности. В целом же угольная отрасль разоряется;

• газовая пауза, построенная на низких ценах на газ, законсервировала энергетику России на уровне конца 1970-х гг. Аналогичная ситуация наблюдается и в отраслях экономики, использующих газ как сырье и топливо;

• отсутствие работы по топливо- и энергосбережению, использование топлива с потерями 65–68% в большой энергетике, 70–75% – коммунальной тепловой энергетике сочетаются с затратной системой ценообразования, при которой все потери оплачиваются промышленными предприятиями и организациями. Население же при этом страдает от нестабильности тепло- и электроснабжения.

Россия располагает большим количеством газовых месторождений малой и средней мощности, в том числе в регионах с высокой плотностью населения. Однако в условиях наличия "дешевого" газа с Уренгоя разрабатывать эти месторождения становится нерентабельно. Главная проблема независимых производителей не в отсутствии допуска к транспортной системе, а в конкуренции на внутреннем рынке со стороны "дешевого" газа "Газпрома". По этим причинам они требуют предоставить право продажи газа на экспортных рынках "Газпрома". Выполнение их требования однозначно повлечет за собой снижение экспортных цеп и потери валютной выручки России. Повышение же цен на внутреннем рынке, напротив, способствовало бы росту добычи газа у независимых производителей.

В то же время появление независимых производителей газа, которые не имеют возможности экспортировать его в дальнее зарубежье с целью компенсации убыточных внутренних цен, весьма проблематично. Капитал не потечет туда, где нет возможности его наращивать. Это, соответственно, тормозит развитие производительных сил в отрасли, поскольку она не обеспечивает должным образом экономического эффекта для экономики России, более того, создает серьезные препятствия для развития предприятий, успешная деятельность которых зависит от цен на газ.

Нс секрет, что сланцевый газ превратил энергетическую отрасль США из слабеющего рынка в процветающую самостоятельную индустрию. Объемы добычи природного газа постепенно сокращались, увеличивая зависимость США от импортируемого природного газа. Технологический прорыв полностью изменил правила игры, и в настоящее время США снова завоевывают ведущие позиции благодаря экспорту этого ценного ресурса.

Сегодня примеру американцев следуют и другие страны. В Европе, Азии и Южной Америке наблюдается рост интереса к разведке и добыче сланцевого газа. По данным недавнего исследования потенциала месторождений сланцевого газа, проведенного Управлением информации по энергетике (США) в 32 странах, мировые запасы сланцевого газа составляют приблизительно 163 трлн кубометров (без учета 24 трлн м3 запасов в США), что составляет 40% общемировых запасов природного газа [Марин Катуса. По данным последнего отчета Управления информации по энергетике (США), бум добычи сланцевого газа может затронуть весь мир. Forbes. 27 июня 2011 г.].

В Европе наиболее крупные залежи сланцевого газа объемом 5,2 трлн м3 и 5 трлн м3 находятся в Польше и Франции. Развитие сланцевой промышленности в Польше могло бы полностью изменить расстановку сил в секторе добычи природного газа на континенте. 5 трлн м3 достаточно для удовлетворения внутреннего спроса на газ в Польше на протяжении ближайших 300 лет. Правительство страны планирует максимизировать добычу сланцевого газа не только для внутреннего потребления, но и для того, чтобы Польша могла стать крупнейшим экспортером в регионе. В этом случае Россия не только потеряет крупный экспортный рынок, так как в настоящее время две трети ежегодно потребляемого в Польше газа поставляются из России, но и обретет нового конкурента, что неизбежно снизит цены.