Центральный экономический район
Центральный экономический район имеет выгодное экономико-географическое положение. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали возникновению экономических связей. Центральный район граничит с Беларусью и Украиной, Северо-Западным, Северным, Волго- Вятским, Поволжским и Центрально-Черноземным экономическими районами, что дает им возможность развивать экономические отношения и образовывать межрегиональные ассоциации.
Природно-ресурсный потенциал. Территориальные ресурсы Центрального экономического района сравнительно невелики. Они гораздо меньше по объемам, чем в восточных районах, а в европейской части – чем Севере и Поволжье.
Рельеф в основном равнинный. Климат умеренно континентальный. Климат позволяет выращивать зерновые и технические культуры, картофель, овощи, развивать садоводство и различные отрасли животноводства.
Запасы топлива сосредоточены в Подмосковном буроугольном бассейне, который расположен на территории пяти областей: Тверской, Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской.
Низкокачественный подмосковный бурый уголь на месте своей добычи оказывается в 2,8–3 раза дороже углей других бассейнов. ОАО "Мосбассуголь" находится в кризисном состоянии: доходы предприятия не покрывают расходы, которые идут на поддержание шахт в рабочем состоянии, накапливается задолженность по выплате заработной платы, природно-экологические условия добычи ведут к повышению себестоимости угля.
В связи с реформированием угольной промышленности района финансирование стало поступать из государственного бюджета, что в свою очередь реанимирует местную лигнитную (на потреблении бурого угля) электро- и теплоэнергетику и дает возможность решать социальные проблемы, так как 70% всех шахт и разрезов – градообразующие предприятия.
В районе есть залежи торфа в Тверской, Костромской, Ивановской, Ярославской, Московской областях. Месторождения находятся на последней стадии разработки.
Разведаны нефтегазовые площади в Ярославской области, но пока они не разрабатываются.
Из минерального сырья известны немногочисленные месторождения железных руд (Тульская и Орловская области). На базе использования тульских руд (с XVI–XVII вв.) основан Косогорский металлургический завод.
Агрономические руды представлены фосфоритами в Брянской (Полпинское месторождение) и Московской (Егорьевское месторождение) областях. Цементное сырье, известняки, мергели имеются в Брянской, Московской, Рязанской, Орловской областях.
В районе обнаружены залежи алмазов, месторождения редкоземельных металлов (Тульская и Орловская области).
Природные ресурсы в основном имеют внутрирайонное значение.
Население и трудовые ресурсы. Занимая незначительную часть территории России, Центральный район выделяется особенно большой численностью населения. Увеличение численности происходит за счет интенсивных миграционных процессов. В настоящее время плотность населения Центрального района около 62 человек на 1 км2, наиболее густо заселенными являются Московская, Тульская, Ивановская, Рязанская области.
Для района характерен высокий удельный вес городского населения – 83%. На его территории насчитываются 248 городов и 400 поселков городского типа, расположена самая крупная городская агломерация страны – Московская. Для столичного региона свойственна наиболее развитая социальная инфраструктура.
Главной демографической проблемой Центрального района является проблема занятости, которая в настоящее время достаточно успешно решается, особенно в Московской области.
Размещение и развитие основных отраслей экономики. Ведущая отрасль рыночной специализации – высокоразвитое многоотраслевое машиностроение, включающее производство автомобилей, станков, инструментов, приборов, электротехнического оборудования для легкой и пищевой промышленности.
Основная роль принадлежит транспортному машиностроению – производству автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов.
Центр автомобилестроения – Москва, где расположены Акционерное московское общество "Завод им. И. А. Лихачева" (АМО ЗИЛ), преобразованное в 1992 г. из производственного объединения им. И. А. Лихачева (ЗИЛ), специализирующееся в основном на производстве среднетоннажных грузовых автомобилей; ОАО "Автофрамос", созданное как совместное предприятие компании "Renault" и Правительства Москвы; ОАО "СеАЗ" (Серпуховской автомобильный завод), производящее автомобили "Ока".
В Ликино-Дулеве (Московская область) находится автобусный завод ООО "Ликинский автобус". Один из крупнейших в стране заводов транспортного машиностроения – тепловозостроительный завод расположен в г. Коломне Московской области. ОАО "Коломенский завод" является в России единственным производителем современных магистральных пассажирских тепловозов, разработчиком и изготовителем нового поколения пассажирских электровозов и грузовых тепловозов для железных дорог России, стран СНГ и Балтии. Предприятие входит в состав компании "Трансмашхолдинг" и принимает активное участие в выполнении Комплексной программы модернизации и обновления тягового и подвижного состава, реализуемой ОАО "Российские железные дороги" в рамках транспортной стратегии России.
Центры речного судостроения и судоремонта – Москва, Рыбинск (Ярославская область) и Кострома.
Основными центрами станкостроения являются Москва (заводы "Красный пролетарий", "Станкоконструкция", "Станколит", "Станконормаль"), Рязань, Коломна. Приборостроение развито в Москве (заводы "Энергоприбор", "Физприбор", "Манометр", часовые заводы и др.), Владимире, Рязани, Смоленске.
Электротехническое машиностроение развито в Москве (заводы "Динамо", "Москабель"), Калуге, Ярославле, Александрове (Владимирская область).
Центральный район является потребителем проката черных металлов Урала и проката из Центрально-Черноземного района, Сибири и Череповца.
Отраслью специализации является химическая промышленность. Фосфорные удобрения производятся ОАО "Воскресенские минеральные удобрения" (Московская область) и ГУП "Брянские фосфаты". Новомосковская акционерная компания "Азот" (Тульская область) выпускает азотные удобрения и ядохимикаты для сельского хозяйства. Азотные удобрения производятся также объединенной химической компанией "Щекиноазот" (Тульская область) и ОАО "Дорогобуж" (Смоленская область).
Следует отметить, что для химической промышленности характерны процессы интеграции. Так, ОАО "Воскресенские минеральные удобрения" входит в ОАО "Объединенная химическая компания “Уралхим”", Новомосковская акционерная компания "Азот" – в ОАО "Минерально-химическая компания "ЕвроХим" и т.д.
В районе развита химия органического синтеза. Выпускаются синтетический каучук искусственные волокна, пластмассы в Ярославле и Ефремове Тульской области.
Старейшей отраслью района является текстильная промышленность. Центральный район выпускает более 85% всех производимых в России тканей. К крупнейшим хлопчатобумажным предприятиям страны относятся комбинат "Трехгорная мануфактура" в Москве, Глуховской хлопчатобумажный комбинат в Ногинске (Московская область), комбинаты в Иванове, Орехово- Зуеве, Твери, Ярославле и др. Льняные ткани производятся в Костроме, Смоленске, Вязниках (Владимирская область). Обувная промышленность изготавливает 12% кожаной обуви, выпускаемой в стране.
В Центральном районе развита мощная полиграфическая промышленность, снабжающая своей продукцией всю страну.
Существенное значение в районе имеет пищевая промышленность, предприятия которой производят кондитерские, макаронные, хлебобулочные, мясные, молочные, спиртоводочные и табачные изделия. Крупнейшие предприятия этой отрасли расположены в Москве.
Управление электроэнергетикой Центрального района находится в стадии реформирования. В энергосистеме района преобладают тепловые электростанции, крупнейшими из которых являются Костромская, Конаковская, Черепетская, Щекинская ГРЭС. На территории района расположены Калининская и Смоленская атомные электростанции. Каскад Верхневолжских ГЭС включает в себя две гидроэлектростанции – Рыбинскую и Угличскую. В районе функционирует Загорская ГАЭС и строится Загорская ГАЭС-2.
В районе развита промышленность строительных материалов (Московская, Тверская, Брянская, Владимирская области).
Сельское хозяйство Центрального района в значительной степени имеет пригородное значение. Выращиваются зерновые культуры, сахарная свекла, конопля, картофель, овощи и т.д. В районе развито молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство.
Транспорт и экономические связи. Центральный район имеет разветвленную транспортную сеть. Ведущее место принадлежит железнодорожному транспорту. Сеть дорог имеет радиальное строение. Москва является крупнейшим узлом 11 электрифицированных железнодорожных линий. Функционирует система трубопроводов. Москва по системе каналов и Волге связана с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.
Налажена работа воздушного транспорта, позволяющего сокращать время доставки грузов и пассажиров как в другие регионы России, так и в страны ближнего и дальнего зарубежья. Па территории проложены крупные автомобильные трассы.
В район ввозятся энергоносители, лес и лесоматериалы, стройматериалы, прокат черных и цветных металлов, сахар, хлопок. В вывозе преобладают промышленные изделия: машины и оборудование, автомобили, станки, приборы, инструменты, изделия электротехники, бытовые приборы, ткань, обувь и т.д.
Внутрирайонные различия. Москва – это центр управления всей страной и основное информационное ядро. Она имеет особый столичный статус и подчинена непосредственно Правительству РФ.
В районе образованы технико-внедренческие особые экономические зоны в городах Зеленограде и Дубне.
Московская область специализируется на машиностроении, химической, легкой (текстильной), пищевой промышленности.
В Ярославской области развиты такие отрасли специализации, как машиностроение, нефтехимия, текстильная промышленность.
В Ивановской области основной вид производства – текстильная промышленность, особенно хлопчатобумажная. Развиты машиностроение и химия, обслуживающие текстильную промышленность.
Главными отраслями Владимирской области являются машиностроение, химическая, текстильная и стекольная промышленность.
В Тульской области развиты машиностроение, металлообработка, металлургия, химия, добыча подмосковных углей.
Смоленская область специализируется на машиностроении (радио- и электротехника, приборостроение), легкой и пищевой промышленности.
В Тверской области ведущее место в промышленности занимают машиностроение и текстильная отрасли, а в сельском хозяйстве – производство льна и молочное животноводство.
Основные проблемы и перспективы развития. В Центральном районе более интенсивно, чем во многих других экономических районах, осуществляются рыночные реформы.
Основные перспективы развития района:
– совершенствование управления социально-экономическими процессами;
– восстановление и развитие экономических связей с другими регионами России, со странами ближнего и дальнего зарубежья;
– аграрные реформы;
– реконструкция и переоснащение предприятий;
– развитие производственной и социальной инфраструктуры.
Капитальные вложения, направляемые в экономику района,
имеют высокую эффективность. В связи с этим удельный вес инвестиций в хозяйство региона прогнозируется на уровне 21–22% общего объема в Российской Федерации.