Лекция 3. Центральный Банк Российской Федерации
В результате изучения данной темы магистр должен:
знать
– ОГЛАВЛЕНИЕ правового статуса Банка России;
– порядок осуществления взаимоотношений Банка России с органами государственной власти РФ;
– цели деятельности и функции Банка России;
– систему управления Банком России, его структуру, а также виды и полномочия его территориальных органов;
– правовой статус Банка России, его особенности;
уметь
– классифицировать взаимоотношения Банка России с органами государственной власти РФ и раскрыть их ОГЛАВЛЕНИЕ, а также цели деятельности и функции Банка России;
– применять нормативные правовые акты, регулирующие банковскую деятельность и правовой статус Банка России;
– анализировать нормотворческую и правоприменительную деятельность Банка России;
владеть
– навыками анализа законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в области банковской деятельности;
– навыками оперирования основными понятиями, используемыми в банковском праве.
Ключевые слова: статус Банка России; функции Банка России; Национальный банковский совет; Совет директоров Банка России; Председатель Банка России; территориальное учреждение Банка России; расчетно-кассовые центры Банка России; полевые учреждения Банка России.
Правовой статус Банка России
Банк России является основным элементом верхнего уровня банковской системы России.
Основные элементы статуса Банка России как федерального банка заложены в Конституции РФ:
– в ст. 75 закреплена основная функция Банка России – защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, а также предусмотрено, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России;
– в ст. 103 установлено, что Председателя Банка России назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума.
Впервые главный банк России как государственный банк с функцией эмиссии денежных знаков был образован в 1860 г. с названием Госбанк России. В современном виде Банк России начал действовать с 1990 г., когда был принят ранее упомянутый Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)". В 1993 г. в новой Конституции РФ был закреплен конституционно-правовой статус Банка России. С накоплением банковской практики в указанный Закон РСФСР были внесены изменения Федеральным законом от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ, утвердившем его в новой, более совершенной, редакции.
В настоящее время деятельность Банка России регулируется Законом о Банке России. Тем не менее и этот Закон постоянно совершенствуется. С 10 января 2003 г. по 10 февраля 2013 г. в него было внесено 35 изменений и дополнений. Данный Закон является основным законом, регулирующим деятельность Банка России. Однако кроме него деятельность Банка России регулируется и другими законами, касающимися его деятельности – Законом о банках, БК РФ, Законом о выплатах Банка России по вкладам физических лиц и рядом других законов.
Закон о Банке России определяет следующие особенности статуса Банка России, которые проявляются в том, что Банк России:
1) осуществляет функции, предусмотренные законом, независимо от других органов власти (ст. 1);
2) является юридическим лицом (ст. 1);
3) получение прибыли не является целью его деятельности (ст. 3);
4) распоряжается самостоятельно своим уставным капиталом и другим имуществом, которые между тем не находятся в собственности Банка России, как у других юридических лиц, а являются государственной собственностью (ст. 2);
5) не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам Банка России, если они сами не принимают на себя такие обязательства (ст. 2);
6) осуществляет банковский надзор (ст. 4);
7) вправе применять меры воздействия к кредитным организациям (ст. 74);
8) не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, если они сами не принимают на себя такие обязательства (ст. 79);
7) организует и осуществляет валютное регулирование (ст. 4);
9) вправе издавать обязательные для исполнения другими лицами и органами нормативные акты (ст. 7).
Конституция РФ и Закон о Банке России не дают однозначного определения правового статуса Банка России. Тем не менее анализ законодательства позволяет определить, что законодательство относит Банк России к категории органов власти. Такой вывод можно сделать исходя из буквального толкования ст. 71 Конституции РФ, которая, закрепляя за Банком России основную функцию – защиту и обеспечение устойчивости рубля, определяет, что эта функция осуществляется Банком России независимо от других органов власти, а также ст. 1 Закона о Банке России, содержащей норму о том, что "функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления". В данных положениях ключевой для статуса Банка России является Вперед формулировка законодателя – "независимо от других органов власти". Именно она позволяет отнести Банк России к категории органов власти. Помимо этого правовое положение Банка России подкрепляется предусмотренными ст. 7 Закона о Банке России полномочием Банка России давать собственные заключения по проектам федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающимся выполнения Банком России своих функций. Тем самым Банк России обеспечивает принятие законов и нормативных актов, необходимых для своей деятельности.
Функция защиты и обеспечения устойчивости рубля, предусмотренная ст. 75 Конституции РФ, которую Банк России осуществляет от имени государства, не ограничивается только эмиссией денежных знаков: она охватывает и более широкий процесс регулирования денежного обращения. В ведении Российской Федерации согласно ст. 71 Конституции РФ находится финансовое и кредитное регулирование. Но эту функцию от имени государства на основании ст. 4 Закона о Банке России осуществляет Банк России, который во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. При этом Банк России не входит в состав Правительства РФ и не образует отдельное министерство. Исходя из данной нормы, а также из анализа структуры органов государственной власти, которая включает в себя звенья представительной законодательной, исполнительной и судебной власти, и функций, которые данные звенья осуществляют, можно сделать вывод, что Банк России относится к особому виду органов исполнительной власти. В пользу такого статуса свидетельствуют следующие полномочия Банка России, которые по своей сути являются характеристиками государственного органа:
– осуществляет банковский надзор;
– применяет меры воздействия к кредитным организациям;
– организует и осуществляет валютное регулирование;
– издает обязательные для исполнения другими лицами и органами нормативные акты.
Следует отметить, что, как и другие федеральные органы государственной власти, Банк России согласно ст. 87 Закона о Банке России может быть ликвидирован только на основании соответствующего закона РФ о поправке к Конституции РФ (конституционного закона), принимаемого в особом порядке.
Однако среди перечисленных в ст. 11 Конституции РФ органов государственной власти Банк России не назван. Также следует учесть следующий момент. В соответствии со ст. 124, 125 ГК РФ органы государственной власти в пределах своей компетенции, установленной законом, могут выступать от имени Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. Поскольку органы государственной власти являются представителями государства, то они не являются и юридическими лицами. Следовательно, Банк России, являясь органом государственной власти, не может быть юридическим лицом.
В то же время в ст. 1 Закона о Банке России содержится положение о том, что Банк России – юридическое лицо, в ст. 2 и 4 называются и другие особенности Банка России, характерные для юридического лица. Согласно этим нормам Банк России:
– осуществляет банковские операции и сделки;
– осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, т.е. находится на самоокупаемости;
– изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В связи с этим возникает вопрос об организационно-правовой форме Банка России как юридического лица. Поскольку согласно ст. 3 Закона о Банке России получение прибыли не является целью деятельности Банка России, то следует сравнивать его с организационно-правовыми формами некоммерческих организаций, среди которых наиболее похожими по своим признакам являются организационно-правовые формы государственной корпорации и государственного учреждения.
Согласно ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственная корпорация учреждается Российской Федерацией на основании федерального закона для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций, государство вносит в государственную корпорацию свое имущество, которое она использует для целей, определенных законом, на основании которого создана государственная корпорация. Предпринимательскую деятельность государственная корпорация может осуществлять лишь соответствующую целям, ради которых она создана. Очевидно, что в этих характеристиках очень много признаков, характерных для Банка России.
Между тем, согласно указанной статье названного Закона государство передает свое имущество в собственность государственной корпорации. В то время в соответствии со ст. 2 Закона о Банке России уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, в отношении которой Банк России лишь осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению. Следовательно, Банк России не является государственной корпорацией.
Другой похожей формой является организационно-правовая форма государственного учреждения, которые могут быть автономными, бюджетными и казенными, собственниками имущества которых, как и собственником имущества Банка России, является государство. Однако п. 5 ст. 9.2 вышеупомянутого Закона о некоммерческих организациях устанавливает, что бюджетное учреждение осуществляет свои полномочия в порядке, определенном Правительством РФ и иными органами исполнительной власти. Вместе с тем, как отмечалось выше, Банк России осуществляет свою деятельность независимо от Правительства РФ в порядке, определенном отдельным федеральным законом.
Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств, и согласно ст. 161 БК РФ не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги, а доходы от деятельности казенного учреждения поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Очевидно, что Банк России не подпадает и под указанные характеристики.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" названные учреждения осуществляют полномочия органа исполнительной государственной власти в порядке, установленном соответствующим органом, а не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, подлежат перечислению автономным учреждением в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
В то же время последний перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов. Оставшаяся прибыль Банка России согласно ст. 26 Закона о Банке России направляется им в резервы и фонды различного назначения.
Кроме того, ст. 120 и 296 ГК РФ предусматривают, что собственник имущества (учредитель) учреждения вправе по своему усмотрению изъять у учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Вместе с тем ст. 2 Закона о Банке России не допускает изъятия и обременения обязательствами имущества Банка России без его согласия.
Таким образом, Банк России как юридическое лицо не может быть отнесен и к категории государственных учреждений.
Согласно ст. 1 Закона о банках банки могут существовать только в форме хозяйственного общества, которые в соответствии со ст. 66 ГК РФ являются собственниками своего имущества. Также ст. 7 указанного Закона предусматривает, что ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слово "банк". Банк России не соответствует указанным критериям, хотя в его названии используется слово "банк". Тем не менее он существует в соответствии с Конституцией РФ и в соответствии с отдельным федеральным законом.
Напомним, Банк развития – государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" также не отвечает рассматриваемым критериям, указанным в ст. 7 Закона о банках. Тем не менее слово "банк" также используется в его наименовании.
В связи с этим необходимо отметить, что согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся "федеральные банки". Однако ни Конституция РФ, ни Закон о банках не дают определения "федеральный банк". При этом понятие "федеральный банк" юридически не может быть отнесено ни к одному из существующих банков, поскольку не имеет иного однозначного юридического толкования, кроме как "банк, находящийся в полной собственности Российской Федерации". К тому же банки, существующие в форме хозяйственных обществ, могут менять своих собственников. Вышеупомянутый Внешэкономбанк также не отвечает определению "федеральный банк", поскольку не является банком в значении Закона о банках, и в отличие от Банка России имеет определенную организационно-правовую форму – государственная корпорация.
Поскольку законы о Банке России и о банках не могут противоречить Конституции РФ и друг другу, из вышесказанного можно сделать вывод, что Банк России является отдельной самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица публичного права, предусмотренной Конституцией РФ, – федеральным банком. Государство наделило Банк России как юридическое лицо, созданное в особой организационно-правовой форме, властными полномочиями для выполнения общегосударственных функций и предоставило ему возможность выполнением отдельных банковских операций обеспечивать интересы государства.