Центральные банки: возникновение, развитие, роль в экономике и банковской системе
В эпоху стихийного развития рынка и обращения настоящих (золотых и серебряных) денег банки выступали преимущественно в роли простых посредников в осуществлении торговых операций. Но и тогда какой-нибудь банк выделялся из общего их числа как наиболее крупный или обслуживающий нужды властей. В течение веков подобную роль выполняли известные, обладавшие значительным состоянием и внушавшие доверие банкиры (банкирские дома). Но в целом в тех исторических условиях (чисто стихийное развитие плюс то, что государство стояло в стороне от экономики) банки отличались друг от друга размерами, а не специализацией. Даже близость к правительству не делала какой-либо из них центральным в современном понимании.
Идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых капиталистических рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность, когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще, и финансового рынка в частности, без центрального банка как одного из органов государственного (общественно организованного) управления и надзора чревато глубокими потрясениями и неоправданными потерями.
В большинстве западных стран функции центрального банка были закреплены за определенными банками с середины XIX — начала XX в. Так, Банк Франции стал единым эмиссионным центром страны в 1848 г., Рейхсбанк и Банк Испании — в 1874 г., Федеральная резервная система США (ФРС) — в 1913 г. Государственный (центральный) банк России был учрежден в 1860 г. Однако первые центральные банки возникли значительно раньше: шведский Риксбанк — в 1668 г., Банк Англии — в 1694 г., Банк Финляндии — в 1811 г.
Выделение из общего ряда банков одного из них на роль центрального означало начало формирования в соответствующей стране двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой располагается центральный банк. В свою очередь, необходимость создания двухуровневой системы банков была обусловлена противоречивым характером рыночных отношений: с одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивают элементы нижнего уровня — коммерческие банки и иные КО; с другой стороны, указанные отношения необходимо регулировать (осуществлять целенаправленное воздействие и контроль), а это обстоятельство требует, в частности, особого института в виде центрального банка. В конечном счете весь вопрос заключается в искусстве практическим путем найти "золотую середину" между этими двумя началами управления.
История доказала, что централизация и общественно организованный контроль служат обязательными предпосылками эффективности банковской системы. Сугубо децентрализованные функционирование и развитие банковского дела, через которые в свое время проходили все страны из-за разнородности бумажных денег, плохого регулирования и денежного предложения, не соответствующего нуждам экономики, вносили дополнительный беспорядок в и без того стихийную экономику. Создание центральных банков с функциями регулирования денежных и кредитных отношений явилось выдающимся историческим открытием, позволившим в определенной мере обуздать стихию финансового рынка при сохранении относительной свободы частного предпринимательства в этой специфической области1.
Первоначально термин "центральный банк" подразумевал самый крупный банк, находившийся в центре системы. Затем такие банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали их (акционерный статус при этом может сохраняться). В большинстве случаев капитал центрального банка полностью принадлежит государству, но, как показывает опыт немногих стран, у него могут быть и другие акционеры — коммерческие банки и иные финансовые институты. Капиталы и балансы центральных банков скромны по сравнению с теми, которыми обладают коммерческие, а функции этих институтов и используемые ими методы воздействия па банковскую систему постоянно модифицируются. Вместе с тем сущность центральных банков остается неизменной и заключается в посредничестве между обществом, государством и экономикой путем регулирования через банки денежных и кредитных потоков в стране. Какие бы конкретные функции ни возлагались на центральный банк, он всегда является органом регулирования денежной компоненты экономики и в его деятельности сочетаются черты государственного ведомства и банка.
1.3.2. Основные цели (функции) и задачи деятельности центрального банка
Долгий опыт функционирования множества центральных банков стран мира позволил в целом выявить выполняемые ими функции и задачи, хотя некоторые разночтения в их толковании разными специалистами сохраняются. Впрочем, они в определенной мере являются следствием применения не всегда согласованных терминов.
Функциями любого национального центрального байка являются:
• обеспечение устойчивости национальной денежной единицы внутри страны и на мировых рынках, ее покупательной способности, минимизации инфляции для создания благоприятных условий экономического роста;
• обеспечение формирования и эффективного развития банковской системы страны, включая организацию функционирования расчетно-платежного механизма в народном хозяйстве (прежде всего концептуальный и методический аспекты).
Это по сути то, что в ст. 3 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" (далее также — Закон "О Центральном банке РФ", Закон о Центральном банке РФ, Закон о ЦБ РФ) обозначено как цели деятельности Банка России. В самом Законе установлены следующие цели деятельности Банка России:
• защита и обеспечение устойчивости рубля;
• развитие и укрепление банковской системы РФ;
• обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.
Кстати, в Конституции РФ (ч. 2 ст. 75) защита и обеспечение устойчивости рубля названы основной и исключительной функцией Центрального банка РФ.
Первейшая обязанность центрального банка в рыночной экономике — защищать стоимость и покупательную способность денег и помогать нормальному функционированию финансовых рынков, а тем самым опосредованно — нормальному экономическому росту. Следовательно, центральный банк должен знать все рынки, господствующие и еще только складывающиеся на них тенденции, чтобы предлагать их участникам обоснованные денежную и кредитную политику, отвечающие коренным интересам экономики и населения.
Денежную и кредитную политику нельзя делегировать никому: единая денежная система требует проведения целенаправленной денежной и кредитной политики, а значит, вырабатываться она должна в центре. Там должны приниматься решения, касающиеся реализации денежной и кредитной политики. В то же время механизмы ее проведения в разумной мере могут быть децентрализованными, что немаловажно для таких больших стран, как Россия.
Чтобы вырабатывать денежную и кредитную политику и играть ведущую роль в их практической реализации, центр должен быть крайне ответственным и располагать необходимыми полномочиями. Для любых функций и задач, которые ставятся перед центральным банком, должны быть предусмотрены хороню продуманные средства их выполнения. При этом нельзя возлагать на центральный банк задачи, противоречащие его первичным функциям и той ответственности, которая из них следует.
Согласно названному выше Закону (ст. 4) Банк России выполняет, в частности, следующие задачи1:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно эмитирует наличные деньги и организует их обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует их рефинансирование;
4) устанавливает правила проведения расчетов (платежей) в стране, ведет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) обслуживает счета бюджетов бюджетной системы РФ (если иное не установлено в федеральных законах);
7) управляет находящимися у него золотовалютными резервами;
8) принимает решение о государственной регистрации КО, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9) надзирает за деятельностью КО и банковских групп;
10) регистрирует эмиссию цепных бумаг кредитными организациями;
11) самостоятельно или по поручению Правительства РФ проводит все виды банковских операций (сделок), необходимых для выполнения его функций2;
12) организует и проводит валютное регулирование и валютный контроль;
13) определяет порядок расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует его составление;
17) анализирует и прогнозирует состояние экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и цеповых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
18) компенсирует физическим лицам их вклады в банках, признанных банкротами, по не участвующих в системе страхования вкладов в банках РФ.
Примерно аналогичный перечень задач стоит перед каждым центральным банком. Обобщением содержания всех этих задач (не функций), попыткой выделить наиболее главные из них можно считать давно устоявшиеся в литературе несколько публицистичные характеристики центрального банка как:
• единого эмиссионного центра страны;
• банка правительства;
• банка банков и т.п.
1.3.3. Основные инструменты денежной и кредитной политики центральных банков
Чтобы центральный банк мог хорошо выполнять свои функции и задачи, проводить в жизнь выработанную (часто вместе с правительством) денежную и кредитную политику, ему нужны не только ответственность и полномочия, но также определенные инструменты (методы, способы, приемы, технологии).
К числу таких инструментов, применяемых центральными банками, принято относить:
• проведение операций на открытом рынке с ценными бумагами (преимущественно с государственными);
• проведение интервенций па валютном рынке;
• установление целевых ориентиров роста показателей денежной массы (таргетирование);
• рефинансирование коммерческих банков (выдача им кредитов), изменение соответствующих процентных ставок и иных условий рефинансирования;
• резервирование (депонирование) банками части средств в центральном банке, изменение его норм и других параметров;
• прием временно свободных денег банков в депозиты, изменение соответствующей процентной ставки и других условий таких депозитных операций;
• установление для банков обязательных и расчетных нормативов деятельности;
• прямые количественные ограничения. Различные комбинации перечисленных инструментов позволяют центральному банку в зависимости от экономической стратегии государства на том или ином этапе проводить политику "дорогих" или "дешевых" денег, добиваясь понижения или повышения деловой активности участников экономического процесса. Решающим при этом является воздействие на кредитотворческую способность банков. Все перечисленные инструменты могут быть эффективными только в том случае, если они внутренне не противоречат друг другу и применяются в тесной увязке с бюджетной, налоговой, структурной, инвестиционной политикой государства и при опоре на хорошо отработанное законодательство.
Указанные инструменты приспособлены для выполнения центральным банком только его первой целевой функции, которую коротко можно интерпретировать как функцию регулирования денежного обращения в стране.
Вопрос инструментария, необходимого центральному банку для выполнения его другой целевой функции — обеспечения формирования и эффективного развития самой банковской системы, должен быть поставлен отдельно (об этом см. в книге "Организация деятельности коммерческих банков"). Пока же следует отметить, что каждая из этих двух основных функций требует собственного набора инструментов.
1.3.4. О независимом статусе центрального банка
В мировой банковской науке и практике и в политических кругах проявляется большой интерес к проблеме независимости центральных банков. Его причины в каждой стране различны, но есть и общая — необходимость найти для центральных банков такое место в структурах государственной власти и в самой банковской системе и, соответственно, предоставить такие полномочия, которые бы позволяли им наиболее эффективно выполнять возложенные на них функции (цели деятельности) и задачи с учетом изменений, происходящих в каждой из стран и в мире в целом.
В зависимости от степени независимости центральные банки классифицируются в литературе по различным критериям, среди которых выделяются следующие:
• участие государства в капитале центрального банка и в распределении его прибыли;
• степень отражения в законодательстве функций (целей) и задач центрального банка, используемого для их решения инструментария;
• процедура назначения (выбора) руководства банка;
• формы и методы контроля за деятельностью центрального банка со стороны государства и общества;
• наличие у государства (исполнительных органов власти) права вмешиваться в денежную и кредитную политику;
• наличие у центрального банка права либо обязанности прямо или косвенно финансировать государственные расходы.
Анализ ситуации в соответствии с этими и другими критериями показывает, что статус и степень независимости (декларируемая в законах и реальная) центральных банков в разных странах различны, причем эти отличия, как правило, обусловлены традициями соответствующих стран и сложившимися в лих обстоятельствами. Другими словами, в этом вопросе не следует искать универсальные стандарты, которые бы устраивали все (многие) страны.
Так, с точки зрения собственности на капитал центральные банки могут быть полностью государственными (например, в Великобритании, Германии, Франции, Канаде, России), акционерными (в США), смешанными, когда государству принадлежит только часть капитала (в Японии и Бельгии). Попытки разделить эти категории на "правильные" и "неправильные", "хорошие" и "плохие" безосновательны. Для каждой страны "правильной" будет та, которая подходит ей, отвечает ее традициям и условиям (при этом другая страна может считать ее "неправильной").
В любом случае между центральным банком и государством (правительством) обязательны тесные связи уже в силу того, что они действуют в одном экономическом пространстве и экономическая политика государства не может успешно осуществляться без ее четкого согласования с финансовой политикой центрального банка. Более того, в долгосрочном плане политика центрального банка, как представляется, должна следовать приоритетам макроэкономического курса правительства.
Таким образом, с одной стороны, центральный банк и правительство в силу природы своей деятельности обречены па тесное сотрудничество, согласование своих политик и практических действий. С другой стороны, наличие тесных связей не означает, что государство может безгранично влиять на политику центрального банка, предписывать ее, потому что в этом случае центральный банк утратит свою самостоятельность и будет не в состоянии хорошо выполнять возложенные на него специфические функции и задачи. Следовательно, для эффективной деятельности центральному банку в любом случае необходима существенная степень независимости от исполнительной власти. И здесь важна ясность в том, в каких именно вопросах и до каких пределов центральный банк может быть действительно независимым (не может не быть независимым), а в каких вопросах его независимость была бы нежелательна или просто неуместна.
Можно ли зафиксировать "порог", ниже которого независимость центрального банка спускаться не должна? Видимо, следует согласиться с бывшим заместителем председателя Совета управляющих Федеральной резервной системой (ФРС), т.е. центрального банка США, А. С. Блиндером, который, определяя понятие "независимость ЦБ", выделил следующие его минимально необходимые параметры.
1. Свобода выбора путей и инструментов (механизмов) достижения целей денежно-кредитной политики, которые определяют политические и государственные структуры, прежде всего законодательные органы власти, что предполагает, с одной стороны, постановку перед ЦБ детально разработанных целей, а с другой — наличие у него возможностей действовать по выработанным правилам в течение достаточно длительного промежутка времени (влияние той или иной финансовой политики на показатели производственной деятельности и на состояние самих финансов становится заметно после определенного временного лага).
2. Ограничение возможностей других государственных структур решать проблемы, относящиеся к компетенции ЦБ.
3. Разумная независимость политики ЦБ от финансовых рынков, точнее, от влияния конъюнктурных колебаний индикаторов финансовых рынков. Руководители ЦБ РФ часто поддаются искушению "следовать за рынком", однако это практически никогда не оправдывает себя и ведет лишь к новым проблемам. Такая практическая политика означает более или менее полный отказ от государственного (общественного) регулирования, от работы по обузданию стихии финансового рынка, что резко противоречит самой идее центрального банка.
Однако упомянутый выше признак самостоятельности центрального банка в определенных случаях не является универсальной константой. В каждой стране он индивидуален и непостоянен и формируется в ходе взаимоотношений с целым рядом других государственных органов. Здесь принципиально важно, чтобы были законодательно закреплены, с одной стороны, полномочия исполнительных органов власти по отношению к центральному банку, а с другой — его право на самостоятельное мнение по ясно обозначенному кругу вопросов и на отстаивание своей точки зрения законными способами.
Важным показателем уровня независимости и одновременно условием эффективной работы центрального банка вместе с правительством в интересах общества считаются применяющиеся способы контроля за его деятельностью. Чаще всего центральный банк подотчетен непосредственно парламенту или образованной последним специальной банковской комиссии.
Анализ деятельности центральных банков выявляет тенденцию усиления их разумной независимости (не путать с вседозволенностью) от государственных управленческих органов.
Следует также иметь в виду, что центральные банки не только регулируют денежное обращение и деятельность кредитных организаций, но также оказывают КО, государственным органам, а нередко и другим субъектам экономики самые разнообразные услуги, в том числе на платной основе. Для осуществления данной деятельности центральные банки разных стран также используют большое количество разнообразных подходов и способов.