Центральное и местное управление
К органам центрального управления в рассматриваемый период относились Большой совет, осуществлявший руководство и контроль за отдельными звеньями государственного аппарата, и Счетная палата – орган финансового управления. Большой совет был создан на базе королевской курии; в него входили представители высшей светской и духовной знати и легисты. Совет собирался один раз в месяц, его полномочия носили исключительно совещательный характер. По мере укрепления королевской власти значение этого органа уменьшалось, король чаще прибегал к созыву узкого, тайного совета, состоящего из лиц, приглашенных по его усмотрению.
Из прежних должностей, большинство которых превратилось в придворные титулы, сохранила свое значение только должность канцлера, который являлся главой королевской канцелярии, составлял многочисленные королевские акты, назначал на судебные должности, председательствовал в королевской курии и совете в отсутствие короля.
В центральном королевском аппарате появились и новые должности (клерки, секретари, нотариусы и т.п.), подбираемые из легистов и преданных королю незнатных дворян. Эти должности не всегда имели четко обозначенные функции, не были организационно сведены в единый аппарат управления.
В этот же период возникают специализированные органы финансового управления. В начале XIV в. было создано королевское казначейство, а затем из королевской курии выделилась специальная Счетная палата, которая давала королю советы по вопросам финансов, проверяла поступление доходов и т.д.
На местах страна была разделена на бальяжи и превотажи во главе с бальи и прево, которые с падением значения феодального ополчения утратили военную функцию. Многие судебные дела, которые ранее рассматривали бальи, перешли к назначаемым ими лейтенантам. С конца XV в. короли непосредственно назначали в бальяжи лейтенантов, а бальи превратились в промежуточное и слабое административное звено.
Стремясь к централизации местного управления, короли ввели новые должности губернаторов. В одних случаях губернаторы, получавшие звание королевского лейтенанта, имели чисто военные функции, в других – назначались в бальяж, заменяя бальи и получая более широкие полномочия: запрещать строить новые замки, не допускать частные войны и т.д.
В XIV в. появилось такое должностное лицо, как генерал-лейтенант, обычно назначаемый из принцев крови и знатного дворянства. Сначала эта должность учреждалась на короткий срок и с ограниченными полномочиями: освобождение от уплаты некоторых налогов, помилование и т.п. В XV в. количество генерал-лейтенантов увеличилось и сроки их деятельности возросли. Обычно они управляли группой бальяжей или административным округом, который в конце XV в. стал называться провинцией. При Карле VII Франция была в фискальных целях разделена на генеральства (женералите), во главе которых стояли генералы, имевшие ряд административных и налоговых функций.
Централизация затронула и города. Короли часто лишали города статуса коммун, изменяли ранее изданные хартии, ограничивали права горожан. Королевская администрация начинает контролировать выборы городской администрации, подбирая угодных кандидатов. Над городами была установлена система административной опеки. Хотя в XV в. коммуны в некоторых городах были восстановлены, они полностью интегрировались в королевскую администрацию. Городская аристократия по-прежнему пользовалась ограниченным самоуправлением, но на всех важных заседаниях городских советов, как правило, председательствовал королевский чиновник.
Судебная система
Судебная система по-прежнему была крайне запутанной, суд не был отделен от администрации.
Мелкие судебные дела решал право. Дела о серьезных преступлениях (так называемые "королевские случаи") рассматривались в суде бальи, а в XV в. – в суде под председательством лейтенанта. В суде бальи принимали участие местное дворянство и королевский прокурор. Поскольку прево, бальи и лейтенанты назначались и увольнялись по усмотрению короля, вся судебная деятельность полностью контролировалась королем и его администрацией. Парламент превратился в высший суд по делам феодальной знати, стал важнейшей апелляционной инстанцией по всем судебным делам. С 1467 г. члены Парижского парламента стали назначаться не на один год, как раньше, а пожизненно.
В первой половине XIV в. парламент приобрел право регистрации королевских ордонансов и других королевских документов. С 1350 г. регистрация законодательных актов в Парижском парламенте стала обязательной. Низшие суды и парламенты других городов при вынесении своих решений могли пользоваться только зарегистрированными королевскими ордонансами. Если Парижский парламент находил в регистрируемом акте неточности или же отступление от "законов королевства", он мог заявить ремонстрацию (возражение) и отказать такому акту в регистрации. Ремонстрация преодолевалась только посредством личного присутствия короля на заседании парламента. В конце XV в. парламент неоднократно использовал свое право ремонстрации, что повышало его авторитет среди других государственных органов, но привело, в конечном счете, к конфликту с королевской властью.