Централизация и децентрализация

Под централизацией понимается степень, в которой принятие важных решений концентрируется в единственном (наивысшем) пункте организации. В некоторых организациях важные решения принимаются на высших иерархических уровнях небольшим числом "ключевых" лиц. Такие организации являются централизованными. В других организациях участие в принятии значимых решений охватывает довольно широкий круг людей, так что даже менеджеры, стоящие на низших ступенях иерархической лестницы, могут внести свой вклад в этот процесс. Подобные организации называются децентрализованными.

Однако централизация заключается не только в том, кто именно принимает решения. Если работники на низших иерархических уровнях принимают сравнительно много решений, которые "запрограммированы" директивами вышестоящего руководства, то при этом по-прежнему сохраняется высокая степень централизации.

На уровень децентрализации влияют многие факторы. Отметим прежде всего увеличение размера организации, географическую удаленность различных ее подразделений, необходимость повышения ее эффективности, вызванную острой конкуренцией. Например, важные решения в сфере маркетинга могут приниматься руководителями отдельных подразделений (филиалов) фирмы, а не на самом высшем уровне. Это нередко происходит в случае "продуктовой" департаментализации на базе определенной территории (см. выше).

Невозможно определить, является организация централизованной или децентрализованной, если просто взглянуть на ее схему. Все зависит от того, как много и какие (но степени важности) решения организационные верхи сохраняют за собой, а какие решения делегируются ими на нижестоящие этажи. Общеизвестно, что участие членов организации в принятии решений позитивным образом влияет на их удовлетворенность работой. В то же время децентрализованные решения могут служить интересам отдельных подразделений, но не соответствовать задачам организации в целом.

Однако очень существенно то, что децентрализация способствует более обоснованному принятию управленческих решений, так как руководители нижних рангов находятся ближе к той или иной конкретной ситуации, порождающей проблемы. Позитивно влияет децентрализация на мотивацию работников, так как они получают возможность заметно воздействовать на функционирование организации. Считается, что наделение властью менеджеров среднего звена позволяет им также учиться принимать решения. Ведь возможно кто-то из них в будущем сможет занять пост руководителя компании, на котором и принимаются самые трудные и ответственные решения[1]. Децентрализация также позволяет руководителям высшего звена экономить время и уделять большее внимание формированию стратегии предприятия и творчеству в инновационной деятельности. С другой стороны, централизация обеспечивает большее единство политики организации на всех ее управленческих уровнях, предотвращая чрезмерную самостоятельность отдельных подразделений. Облегчаются также координация и контроль со стороны высшего руководства.

Наблюдения показывают, что более высокий уровень централизации наблюдается чаще в государственном секторе в силу необходимости соблюдения единообразных процедур и строгой подотчетности деятельности. В частных фирмах отчетливее проявляется тенденция к децентрализации, что характерно для последнего времени.

Ответ на вопрос, какова оптимальная степень централизации (децентрализации), зависит от множества факторов, в том числе ситуационных. Оптимизация здесь должна быть основана на совмещении преимуществ и централизованной, и децентрализованной структур. Поиск соответствующего баланса между ними является важной и вечной организационной проблемой.