Централизаторская и закрепостительная политика московских государей

Институт поместного дворянства как опора централизованной власти был создан Иваном III после выселения, или "вывода" (1480-е гг.), всех зажиточных граждан (свыше 8 тыс. человек) покоренного Великого Новгорода в Москву и другие города (Владимир, Кострому, Нижний Новгород) и раздачи изъятых земель в поместья московским дворянам. Получая из государевых владений поместья, дворяне обязаны были нести "по земле" ратную повинность и обеспечить себя конем, латами и оружием (как правило, копьем).

После испомещения Иван III поручил придворным делопроизводителям составить сводное описание размеров владений и количества крестьянских дворов в них. Так было положено начало правительственным писцовым книгам – основе приведения к единообразию служебных и тягловых повинностей.

В главных военных походах Ивана III московская рать включала новый род войск – артиллерию, под командованием приглашенного из Италии архитектора, фортификатора и металлурга Альберто Фьораванти по прозвищу Аристотель. В Москве был устроен пороховой ("зелейный") двор. При Василии III в составе русских полков появился "наряд", включавший как пушкарей, так и пехотинцев-"пищальников" с ручным огнестрельным оружием. Смоленск был покорен артиллерийской бомбардировкой. С его завоеванием связано первое четкое упоминание о центральных органах государственного управления – приказах, заведующих особыми областями государства или особым родом государственных дел.

Делопроизводители для приказов – дьяки с подьячими – были отобраны из грамотных детей духовенства и горожан и стали вливаться в ряды поместного дворянства. Окончательно система приказного управления и разных родов военной службы сложилась при Иване Грозном, когда заметно расширился круг поместий и приказов; ратная повинность была возложена и на вотчинников (Уложение о службе, 1556 г.), с установлением денежного жалованья. Родовитому боярству было отведено место верхнего слоя в иерархии чинов разнородного военно-землевладельческого класса.

Вопрос о церковном землевладении

Крупнейшими землевладельцами в Московском царстве были монастыри – Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и др., активно занимавшиеся также промыслами и торговлей. Накопление в обителях богатства, прираставшего трудом зависимых крестьян и пожертвованиями знатных людей на "помин души", делало поведение монахов часто неблагонравным и зазорным (стяжательство, обжорство, пьянство), что привело группу приверженцев строго аскетического образа жизни – заволжских старцев – к проповеди отказа от церковного землевладения и богатого убранства. Группу возглавлял святой Нил Сорский, считавший, что в монастырях должно быть только "повсюду обретаемое и удобопокупаемое". Он призывал к уединению в лесных скитах и пустынях, к самообеспечению своим рукоделием; отвергал милостыню, полагая, что она часто прикрывает заем с требованием лихвы.

Против Нила и его сторонников – нестяжателей – выступил игумен нового (1479 г.) Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Волоцкий (с 2009 г. – святой покровитель православного предпринимательства и хозяйствования), защитник монастырского общежительства как коллективного (не индивидуального) стяжания, позволяющего заниматься благотворительностью за счет ресурсов, накопленных от владения селами и пожертвований имущих. Он настаивал на оправданности и необходимости крупного церковного монастырского землевладения и богатого украшения храмов.

Иван III склонялся к тому, чтобы поддержать нестяжателей и благодаря этому пополнить фонд казенных земель за счет церковных, однако из-за болезни не смог присутствовать на соборе (1503 г.), где Иосиф Волоцкий и его сторонники отстояли монастырское землевладение. Оно продолжало расширяться; после Смутного времени в окрестностях Москвы более половины возделываемых земель принадлежало монастырям.

На основании тарханных грамот монастыри могли не только вести беспошлинную торговлю, но и устраивать в городах белые слободы – торгово-ремесленные поселения, свободные от государственного тягла. При Иване Грозном (Судебник 1550 г. и Стоглавый собор 1551 г.) было решено отменить тарханные грамоты, а монастырям запретить ставить новые слободы и новые дворы в имевшихся слободах.