Ценовой маркетинг в международной среде
В связи с совершенствованием системы рыночных отношений в России одной из весьма сложных сфер маркетинговой деятельности хозяйствующих субъектов стало ценообразование. Сегодня необходимы совершенно новые маркетинговые подходы к установлению цены в условиях международной среды, учитывающие современные механизмы движения товара к потребителю.
Формирование оптимальной цены становится наиболее важным ключевым вопросом, который по степени актуальности соответствует таким направлениям маркетинга, как сбытовая политика, сервисизация бизнеса, построение корпоративной философии и др. Так, цены довольно часто изменяются на протяжении жизненного цикла продукта; от цены зависит качество обслуживания потребителей; ассортиментные группы товаров с различными ценами привлекают определенные сегменты рынка, позиционирование проводят с учетом ценовой дифференциации.
Принимая решение о выходе на внешний рынок и экспортном ценообразовании, руководство организации сознательно расширяет функциональные области деятельности и проводит комплексную аналитическую работу по выделению целевого рынка. При этом особое внимание уделяется анализу причин и мотивов выхода на зарубежные рынки, изучению секторов внешней и внутренней среды и системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, разработке стратегических и тактических ценовых программ и проч.
Для того чтобы разбираться в методологии экспортного ценообразования, предпринимателю необходимы достаточные знания в таких областях, как: таможенное законодательство; законодательство по налогам и сборам; принципы международных коммерческих договоров и обычаи международного торгового оборота; законодательство, регулирующее вопросы лицензирования ввоза и вывоза товаров; законодательная основа, формирующая правовые отношения условий поставки и ответственность за их нарушение; порядок совершения международных расчетов и многообразие их форм; законодательство по валютному регулированию и контролю; методы анализа финансовой отчетности при ведении внешнеэкономической деятельности.
Разработка ценовых программ предусматривает анализ цен фактических сделок или контрактов крупнейших участников рынка. В силу конфиденциальности указанных выше документов чаще используются биржевые котировки, цены аукционов, справочные и прейскурантные цены, публикуемые в специальных источниках.
В международном маркетинге различают понятия базисных внешнеторговых цен, контрактных цен, реальных экспортных (импортных) цен.
Цена базисная выражает общее направление динамики цен на предшествующий период. Используется, как правило, для проведения анализа ценообразования при заключении внешнеторговых (экспортно-импортных) контрактов.
Контрактная цена фиксируется в конкретном международном контракте, служит мерилом заключенных внешнеторговых сделок, поэтому представляет наиболее достоверную информацию о ценах. Обычно является коммерческой тайной, указывается в конфиденциальной части контракта, формирующей условия сделки, и не подлежит разглашению.
Реальная экспортная (импортная) цена - фактическая продажная (покупная) цена, полученная в результате исполнения контракта. Как правило, она должна соответствовать цене, согласованной в контракте, но может и отличаться от нее по величине на размер согласованных сторонами добавок и скидок, возникающих из конкретных условий исполнения контрактов.
Известно, что базисом любых экспортных цен являются цены мирового рынка, которые выражают в денежной форме интернациональную цену производства товара общественно необходимого качества с общественно необходимой потребительской стоимостью.
При реализации торгового взаимодействия весьма важным является точное определение обязанностей сторон с учетом международных торговых обычаев и практики, которая сложилась в соответствии с основными статьями Конвенции ООН 1980 г. "О договорах международной купли-продажи товаров".
Условия "Инкотермс" становятся составной частью контракта только при наличии обоюдного решения сторон. При этом в контракт целесообразно включать следующую фразу: "При толковании настоящего контракта имеют силу условия "Инкотермс" в действующей редакции". Базисные условия (термины) "Инкотермс 2000" представлены в табл. 9.2.
Таблица 9.2. Базисные условии (термины) "Инкотермс 2000"
Обеспечить рыночную стабильность и коммерческий успех любой организации на внешнем рынке можно за счет реализации эффективной ценовой политики и проведения определенной стратегии в формировании цены.
Среди разновидностей ценовых стратегий, используемых на международном рынке, можно выделить основные.