Лекция 6. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

Рыночная цена факторов производства, как и благ, образуется в результате взаимодействия спроса и предложения. Однако ценообразование факторов производства имеет ряд существенных особенностей, которые обусловливают необходимость специального рассмотрения этого процесса.

Если предложение потребительских благ поступает от фирм, а спрос на них предъявляют потребители, то первичные факторы производства (труд, землю, капитал) предлагают домашние хозяйства, являющиеся их собственниками, а спрос на них предъявляют фирмы. Такая перемена ролей рыночных агентов ведет к тому, что на рынках факторов индивидуальное предложение выводится из максимизации функции полезности, а индивидуальный спрос – из максимизации прибыли или других целевых установок фирмы, в то время как на рынках благ, наоборот, спрос был связан с максимизацией полезности, а предложение – с максимизацией прибыли.

Первичные факторы производства являются объектами длительного пользования, оказывая производительные услуги в течение многих циклов изготовления продукции. Вследствие этого они имеют две цены – прокатную и капитальную. Первая представляет собой сумму денег, которую необходимо уплатить за использование фактора в течение определенного периода (часовая, дневная и прочие ставки заработной платы или аренды оборудования), вторая выражает сегодняшнюю ценность услуг фактора за весь срок его службы. Каждая из этих цен образуется по-своему.

Предметы потребления длительного пользования тоже имеют две цены: покупая холодильник, мы платим его капитальную цену, а беря его в аренду – прокатную. Но для анализа формирования потребительского спроса это не имеет большого значения. Применительно к средствам производства выделение двух разновидностей цен связано с тем, что для определения издержек производства используются прокатные цены, а при принятии инвестиционных решений – капитальные.

Роль цен факторов производства в национальной экономике отлична от роли цен потребительских благ. Если в процессе ценообразования на блага решается проблема – что производить – поскольку вслед за изменением цен благ меняются объем их предложения и отраслевая структура производства, то цены факторов производства определяют, во-первых, как (по какой технологии) производить и, во-вторых, кому достается результат производства. От цен факторов производства зависят размеры доходов их собственников. Поэтому теория ценообразования факторов производства одновременно является теорией распределения национального дохода в рыночной экономике. Распределительная роль цен первичных факторов производства проявляется, в частности, в том, что каждая из них имеет свое название: заработная плата, ссудный процент, земельная рента.

Предложение факторов производства

Функция предложения труда. Будем исходить из того, что при определении объема предложения труда индивид ведет себя так же, как при определении объема спроса на блага, т.е. он стремится максимизировать свою функцию полезности.

Свободное от работы время индивид рассматривает в качестве блага хотя бы потому, что оно необходимо для потребления всех других благ. Поскольку общее время, которым располагает человек, ограничено, то каждый час труда сокращает свободное время, а следовательно, и благосостояние индивида. Чтобы наглядно представить воздействие свободного времени на его благосостояние, построим карту безразличия в пространстве двух благ: свободного времени (F) и денег (M), представляющих все другие блага (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Предпочтения индивида относительно свободного времени и денег

Она характеризует предпочтения индивида относительно различных комбинаций свободного времени и денег. Выпуклость кривых безразличия к началу координат указывает на то, что для сохранения благосостояния на неизменном уровне сокращение каждого дополнительного часа свободного времени должно компенсироваться все возрастающей суммой денег. Чем дальше кривая безразличия находится от начала координат, тем более высокий уровень благосостояния она представляет.

Если дана цена труда, то можно узнать, как индивид распределит календарное время между трудом и досугом. Пусть за час труда платят w денежных единиц; тогда за сутки индивид может заработать у = (24 – F)w. Определенная таким образом заработная плата представлена на рис. 6.2 прямой линией.

Каждая точка этой прямой показывает доступные индивиду при данной ставке заработной платы сочетания свободного времени и денег. Поскольку каждая кривая безразличия представляет желаемые индивидом сочетания этих же благ, то наложив прямую заработной платы на карту безразличия

Рис. 6.2. Линия заработной платы

индивида, найдем, какое количество труда он предложит (от какого количества свободного времени откажется) при данной иене труда (рис. 6.3, а). Учитывая, что рабочее время есть разность между календарным и свободным временем, определение объема предложения труда можно представить в системе координат М, L, как показано на рис. 6.3, б.

Рис. 6.3. Объем предложения труда

По мере изменения цены труда меняются наклон линии заработной платы и точка ее касания с одной из кривых безразличия, определяя зависимость между ценой труда и объемом его предложения, т.е. функцию предложения труда Ls (рис. 6.4).

Выведем ее алгебраически. Пусть предпочтения индивида относительно денег и свободного времени отображаются функцией

где М = wL – заработная плата; т – прочие денежные доходы индивида; Т – общее время; L – рабочее время.

Определить при заданной ставке заработной платы количество рабочего времени, максимизирующее функцию полезности индивида, можно посредством построения функции Лагранжа или замены М на wL в функции полезности, приравняв затем ее производную по L нулю. В результате получим следующую функцию предложения труда индивида:

Рис. 6.4. Индивидуальная функция предложения труда

В параграфе 3.2 при разложении реакции потребителя на изменения цены блага мы обещали показать, как это используется в анализе поведения индивида на рынке труда. Для выделения эффекта замены нужно к исходной кривой безразличия U0 провести касательную, параллельную новой линии заработной платы. Повышение цены труда при прочих равных условиях увеличивает его привлекательность, и индивид в общем бюджете своего времени увеличивает долю рабочего времени. На рис. 6.5 эффект замены выражается в увеличении рабочего времени на (L2-L0) единиц.

Рис. 6.5. Эффекты замены и дохода при повышении цены труда

Повышение цены труда означает рост благосостояния индивида, предлагающего определенное количество труда, что отображается переходом на более отдаленную от начала координат кривую безразличия. По мере роста благосостояния ценность свободного времени для индивида возрастает, поэтому он заменяет часть рабочего времени досугом. Таким образом, эффект дохода при повышении ставки заработной платы выражается в уменьшении предложения труда. В ситуации, представленной на рис. 6.5, эффект дохода равен разности (L2 – L1). Когда эффект дохода перекрывает эффект замены, как в случае, представленном на рис. 6.5, тогда рост ставки заработной платы сопровождается уменьшением количества предлагаемого труда (кривая предложения труда приобретает отрицательный наклон).

Выделение эффектов замены и дохода используется при анализе последствий налогообложения. Подоходный налог воздействует на поведение наемного работника так же, как снижение цены труда. Обозначим ставку подоходного налога τ; 0 < τ < 1. Тогда при номинальной цене труда w реальная его цена с позиций работника равна (1 – τ)w. Проследим за последствиями введения пропорционального подоходного налога на рис. 6.6.

Рис. 6.6. Последствия подоходного и подушного налогообложения

Из-за введения подоходного налога уменьшился наклон линии заработной платы и она стала касаться более низкой кривой безразличия. Предложение труда индивида сократилось с L0 до L1. Чтобы выделить эффект дохода, проведем к новой кривой безразличия U1 касательную, параллельную исходной линии заработной платы. Точка касания показывает, сколько труда предложил бы работник, если бы при исходной цене труда вместо подоходного налога был установлен независимый от величины дохода подушный налог в размере, снижающем благосостояние индивида с U0 до U1. После введения такого подушного налога индивид увеличил бы предложение труда с L0 до L2. Таким образом, при одинаковом снижении благосостояния индивида подоходный налог уменьшает объем предложения груда, а подушный – увеличивает. Сравним теперь поступления в государственный бюджет от подоходного и подушного налогов. Сумму подоходного налога представляет отрезок b, а сумму подушного – отрезок а. Разность (аb) – чистые экономические потери общества, возникающие в рассматриваемом случае из-за введения подоходного налога вместо подушного: благосостояние индивида в обоих случаях снижается па одну и ту же величину, а поступления в бюджет меньше.

Функция предложения капитала. Капитал представляет собой совокупность факторов, повышающих результативность труда, – это производственные здания и оборудование, минимально необходимые запасы сырья и готовой продукции, квалификация работников, патенты и "ноу-хау". Капитал создается за счет непотребленной части дохода, т.е. за счет сбережений и последующих инвестиций. Поэтому объем предложения капитала соответствует размеру сбережений.

Объяснение логики поведения индивида при распределении текущего дохода на потребляемую и сберегаемую доли можно дать, используя понятие многопериодной функции полезности. Для упрощения примем, что существуют лишь два периода: текущий t0 и будущий t1. Тогда двухпериодная функция полезности имеет вид U = U(C0, С1), где С0 и С1 – объемы потребления индивида соответственно в текущем и будущем периодах. Ее график соответствует рис. 3.5, если на нем вместо QA поставить С1, a QB заменить на С0.

Как нам известно из параграфа 3.2, тангенс угла наклона кривой безразличия равен предельной норме замещения двух благ, количество которых откладывается на осях координат. В данном случае МRSC0, С1 выражает меру предпочтения индивидом сегодняшних благ будущим. Она показывает, на сколько единиц индивид согласен сократить потребление в будущем периоде при увеличении потребления в текущем периоде на единицу, чтобы его двухпериодное благосостояние не изменилось. При заданном уровне благосостояния мера предпочтения нынешних благ будущим тем больше, чем меньше объем текущего потребления (наклон кривой безразличия увеличивается по мере уменьшения С0).

Чтобы определить множество доступных индивиду сочетаний текущего и будущего потребления, нужно учесть, что в рыночной экономике сбережения можно отдать в ссуду под определенный процент i. Поэтому множество доступных потребителю сочетаний С0, С1 отображается уравнением двухпериодной бюджетной линии:

где М0 и М1 – доход индивида соответственно в текущем и будущем периодах; меняя объем сбережений в текущем периоде (М0 – С0), можно регулировать объемы потребления.

Наложив на двухпериодную бюджетную линию карту безразличия двухпериодной функции полезности, узнаем, как индивид распределит текущий доход между текущим потреблением и сбережением. При этом возможны три варианта, представленные на рис. 6.7. Кривая безразличия 2-го индивида касается бюджетной линии в точке с координатами М0, М1. Это значит, что он в каждом периоде потребляет получаемый доход целиком. Кривая безразличия 1-го индивида касается бюджетной линии левее точки М0; это указывает на то, что он часть текущего дохода сберегает и за счет сбережений в будущем периоде потребляет больше, чем получает. Кривая безразличия 3-го индивида касается бюджетной линии правее точки М0; он предпочитает в текущем периоде взять кредит для увеличения потребления сверх дохода, но в будущем периоде ему придется потреблять меньше получаемого дохода.

С изменением ставки процента меняется наклон двухпериодной бюджетной линии и точка ее касания с одной из кривых безразличия, отображая изменение распределения дохода между потреблением и сбережением. В результате можно вычертить график функции сбережений (предложения капитала), наподобие того, как на рис 6.4 была построена кривая предложения труда. При этом также можно выделить эффекты замены и дохода, которые приводят к тому, что после достижения определенной величины дальнейший ее рост приводит к сокращению объема сбережений.

Рис. 6.7. Выбор сочетания С0, С1

Для алгебраического выведения индивидуальной функции сбережений примем, что предпочтения индивида относительно потребления в текущем и будущем периодах отображаются функцией , которую он максимизирует при бюджетном ограничении, представленном двухпериодной бюджетной линией. Соответствующая этой задаче функция Лагранжа имеет вид

Она достигает максимума при

Подставив это значение Ci в левую часть уравнения двухпериодной бюджетной линии, после преобразований получим:

Объем сбережений растет по мере повышения ставки процента.