Ценностные противоречия в социальной работе
Большинство затруднений в практике социальной работы обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми ценностями и нравственными нормами. Подобного рода ситуация обозначается как этическая дилемма. На межличностном уровне такие дилеммы могут быть вызваны противоречиями между ценностными ориентирами социального работника и его подопечного. Даже, казалось бы, однозначно трактуемый нравственный принцип ответственности социального работника также может порождать ценностные противоречия, в частности, разным ОГЛАВЛЕНИЕм ответственности социального работника перед работодателем, перед подопечным, перед коллегами.
В ряде источников предпринимается попытка выделения наиболее типичных этических дилемм:
– Независимость и манипулирование. Для социального работника, который рассматривает независимость человека
как одну из базовых ценностей, всякое управление его поведением выглядит как манипулирование.
– Патернализм и самоопределение. Патерналистская парадигма предполагает опекунскую модель отношений социального работника и клиента, допускает вмешательство в желания или свободу последнего для его же собственного блага. Для разрешения этого противоречия утверждается принцип информированного согласия, превращающий клиента из пассивного получателя благ и объекта для манипуляций в партнера.
– Необходимость говорить правду. Не подвергается сомнению законное право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. Однако в отдельных случаях представляется этически оправданным скрыть правду от клиентов или "снабдить" их дезинформацией ("спасительной ложью") для их же пользы.
– Конфиденциальность и частный характер сообщений. В отдельных случаях социальные работники вынуждены рассматривать возможность раскрытия конфиденциальной информации, например, перед лицом угрозы со стороны подопечного третьему лицу.
– Законы и благополучие клиента. Законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому подчас благополучие клиента вступает с ним в противоречие.
Важно подчеркнуть, что этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы на ситуации, формируемые этическими дилеммами, не всегда способны удовлетворить их запросы. Данные кодексы достаточно абстрактны, а принципы, в них содержащиеся, иногда сами представляют этическую дилемму. Тем не менее ряд профессиональных этических правил "становится как бы набором критериев в принятии решений... Работающие ценности дают возможность специалисту принять решение о том, как поступать в конкретных случаях. Без работающих ценностных ориентаций специалист будет работать как бы “без руля и без ветрил”".
Таким образом, философию социальной работы целесообразно рассматривать как такое направление исследований, в котором весь методологический аппарат философского знания устремлен на постижение специфического цивилизационного феномена – социальной работы.
К настоящему времени в рамках этой частнофилософской теории выделился ряд актуальных направлений: онтология социальной работы, диалектика социальной работы, эпистемология социальной работы, аксиология социальной работы, антропология социальной работы.
Ценность человека, человеческого общества является гуманистическим базисом социальной работы.