Ценностные критерии общественного прогресса
Как было отмечено в предыдущем параграфе, общественный прогресс имеет смысл для всего исторического этапа существования человечества. Следовательно, ценностный подход к определению черт и свойств общественного прогресса требует поиска единых, сквозных для всех времен и сообществ ценностей, которые позволяли бы людям ориентироваться в своей практически-преобразовательной деятельности, духовной жизни, в отношениях друг с другом, в относительно самостоятельном бытии по отношению к неживой и живой природе.
Если взять за основу выделения ценностных критериев, отражающих прогрессивное развитие общества, само общество, то в нем самом можно выделить ценности, значимые для позитивного качественного развития общества в целом.
Общество — это относительно самостоятельная часть природы, форма и способ жизнедеятельности людей, сложная социокультурная система, где системообразующим фактором является труд,
Учитывая данное определение, можно сказать, что важнейшими и непреходящими ценностями во все времена и для всех видов и форм сообществ остаются человечество и человек.
Другими словами, какие бы воззрения на ценностные критерии общественного прогресса ни разрабатывались, есть исходная ценность, нс признавать которую невозможно: существование человечества. Из этой ценности следует достаточно очевидный вывод: любому обществу и во все времена присущ элемент общественного прогресса, если его развитие обеспечивает расширенное воспроизводство населения, создает и развивает все компоненты, социальные институты и отношения, которые обусловливают всестороннее и гармоничное развитие каждого человека, минимизируют и исключают его эксплуатацию во время различных видов труда (рис. 12.1).
Рис. 12.1. Ценностные показатели общественного прогресса
Данная качественно-количественная ценность универсальна и реализует себя, воплощается в целой совокупности ценностей, которые предопределяют целостность и функциональность общностей людей. Одной из таких ценностей является труд, позволяющий сохранить общество как устойчивое образование, которое способно разрешать различного вида и типа противоречия. Только труд создает условия и те значимые и необходимые средства деятельности людей, которые производят необходимые для их жизни блага. Труд является той присущей людям энергией, которая позволяет им сохранять и развивать достаточно комфортное, относительно самостоятельное свое бытие по отношению к неживой и живой природе. Через и посредством труда человек раскрывает данные ему его природой потенциальные возможности, формирует себя в качестве социально зрелой личности, возвышает в себе собственно человеческое, которое есть его смысл жизни.
Однако труд может и должен быть в радость, без эксплуатации, эффективным и не приносить вреда не только людям, но и природе. Для этого нужны соответствующие средства, орудия труда, технологии и соответствующие этим требованиям производственные отношения во всей их совокупности. Другими словами, в связях с трудом как ценностью возникает другая фундаментальная ценность бытия людей — способ производства материальных и духовных благ.
В рамках выбранной логики выявления ценностей общественного прогресса мы с неизбежностью приходим к производству, которое в конечном счете предопределяет изменение всех других сторон и сфер жизни человека, общества. Среди марксистов, как было отмечено, данная ценность признается важнейшей, правда, с уточнением роли производительных сил. В рамках смены ОЭФ каждая поВперед формация окончательно побеждает предыдущую только благодаря тому, что открывает больший простор для развития новых производительных сил и достижения более высокой производительности общественного труда с наименьшей степенью эксплуатации трудящихся.
Подтверждением этого воззрения является писаная история человечества. Жизнь люди начинали с изготовления орудий труда, которые впоследствии переросли в развитые производительные силы, позволяющие человеку решать все более сложные задачи своего бытия, усиливающие его возможности в жизни. Правда, для большей конкретности речь нужно вести не просто о развитии производительных сил, но и о динамике их развития. Социальное время с ходом истории "уплотняется", и те преобразования, которые совершались ранее в пределах веков, сегодня осуществляются за годы.
Выделяя в качестве ценности способ производства, конкретное качество производительных сил, мы выявляли ценности общественного прогресса, двигаясь от такой ценности, как труд. Далее требуется выявление ценности, которая будет определять саму прогрессивность нового способа производства. Так как человеческое общество — это, прежде всего, развивающееся сообщество людей, в качестве такой ценности не может не быть сам человек как труженик, гражданин конкретного общества.
Однако поскольку сущность человека заключена в его социальности, взяв его за ценность, необходимо выделить критерий-ценность общества, где социализируется человек. Тогда получается, что третичной ценностью социального прогресса является такая ценность, как уровень гуманизма общества.
Содержательно данная ценность раскладывается на следующие показатели, характеризующие положение человека и те возможности, которые оно ему может предоставить, те ориентиры, которые обусловливают его активность. К ним можно отнести: а) степень и уровень экономического, политического и социального развития общества; б) характер и ОГЛАВЛЕНИЕ его культуры, науки, морали, искусств, религиозных воззрений, законности и правопорядка; в) потенциал исторического развития общества, его национальный, этнический, расовый состав; г) социальную структуру общества, виды и типы социальных институтов; д) место и роль данного общества в системе мировых связей и взаимодействий; е) состояние психофизического и социального здоровья общества, т.е. насколько в обществе реализуется принцип "свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех". Другими словами, насколько общество готово и в состоянии предоставить человеку конкретную меру гарантированной самим же обществом индивидуальной свободы в выборе и реализации его, человека, устремлений, а также в позитивном развитии тех задатков, которые у него есть и которые будут значимы и для пего, и для общества.
Уровень гуманизма общества как ценность общественного прогресса — это поле правомочий, позволяющих человеку раскрыть свои подлинно человеческие качества: интеллектуальные, творческие, нравственные. Чем полнее он имеет возможность удовлетворить свои потребности и интересы, воздавая обществу за предоставленные возможности, тем более социально зрелыми становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Можно сказать и так: чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
Гуманность социума, где проявляет и реализует себя человек, непосредственно связана с такой ценностью, характеризующей общественный прогресс, как средняя продолжительность жизни людей. Есть основания считать, что данная ценность в какой-то степени является объединяющей многие перечисленные и восходящей к исходному — ценности человеческого бытия и его расширенного воспроизводства. Если в государстве данная ценность имеет количественный показатель ниже, чем в других странах и в другие периоды исторического развития общества, однозначно можно утверждать отсутствие в этом государстве реальных элементов общественного прогресса, ибо очевидно, что в данном обществе отсутствует главное — будущее человечества, конкретного общества.
Уровень гуманизма общества непосредственно связан и с такой ценностью, как степень включения в систему общественных отношений моральных регулятивов. Отказ или замена нормативных актов, которые являются атрибутами обществ, где наличествует эксплуатация, на моральные регулятивы, — это также ценность, характеризующая общество как идущее по пути общественного прогресса.
Достаточно сравнить в этом отношении социальные институты гражданского общества, организующие свою жизнь и деятельность по договорным регулятивам, и государственное регламентирование, чтобы сделать вывод о том, где есть прогресс, а где его нет.
Как видим, обращение к ценностным критериям общественного прогресса, их рассмотрение через призму бытия общества в относительно самостоятельном его бытии по отношению к неживой и живой природе позволяет утверждать, что такой ценностью является само человечество. Бытие человечества и конкретно развитие человеческого в человеке, сопутствующие этой ценности другие ценности — критерии общественного прогресса для всех обществ и на все времена.
Общественный прогресс трудно определить количественно, но качественно он измеряется сохранением человечества и внедрением собственно человеческих начал во все сферы и области человеческой жизни, человеческого бытия.