Ценностные факторы

Ценностные факторы — это те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем, которых мы придерживаемся и которыми пренебрегаем, о которых забываем или которые сознательно и даже намеренно нарушаем; принципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы от других. Ценности вносят в социальную группу чувство порядка, сознательность и цель существования. Они разняться по силе действия (от санкции до цензуры) и по важности (от мандата до обычаев или общепринятых действий).

Ценностные факторы включают различные культурные, религиозные, политические ценности, различное воспитание, различное представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, т.е. различие нравственных критериев и ценностей.

Ценности обычно описывают:

— как личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты в отношении принадлежности, стремлений, опасений и нужд);

— групповые системы верований и поведения (см. выше);

— системы верований и поведения всего общества (см. выше);

— общие нормативные ценности;

— профессиональные ценности и нужды;

— идеология, способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям, профессиям;

— религиозные, культурные, региональные, местные и политические вариации этих ценностей;

— традиционные системы убеждений и поведения и связанные с ними ожидания;

— представления о правильном и неправильном, хорошем и плохом;

— терпимость в отношении иных ценностей;

— восприятие отхода от ценностей в чрезвычайных ситуациях;

— способы и методы оценки уместности, эффективности, справедливости, практичности, реалистичности;

— отношение к прогрессу или переменам, к сохранению старого, к "статус кво";

— этические аспекты ситуации.

Структурные факторы

Структурные факторы — это относительно стабильные обстоятельства, которые трудно или даже невозможно изменить. Сюда можно отнести достаточно стабильные объективные обстоятельства, практически не поддающиеся изменению: система управления, право собственности, нормы поведения, социальная принадлежность и т.п.

Они обычно связаны с существованием формальной или неформальной организации социальной группы и могут включать следующее:

— природу законной власти;

— численность, землю, деньги, время, персонал и другие конечные ресурсы;

— структуру подотчетности;

— статус, роли и права мужчин и женщин;

— возраст;

— законодательство;

— географическое положение, добровольную/вынужденную изоляцию или открытость, а также частоту и интенсивность контактов;

— системы безопасности;

— роль традиций;

— системы правосудия (закон, поощрения/наказания, правонадзор, равенство и доступность);

— принципы/политику и образ действий;

— контракты, договоры, меморандумы о взаимопонимании и обещания;

— роль религии и ее ритуалы;

— религиозные установления и системы получения и сдерживания обещаний, клятв, получения работы и т.д.;

— линии подотчетности;

— системы передачи сведений;

— наличие первичных и/или вторичных референтных групп;

— мнения людей, имеющих тот же статус, или широкой публики;

— различные социальные нормы (почитание родителей, уважение к старшим) и стандарты;

— понятие собственности;

— распределение ресурсов, включая денежную систему, компенсацию за труд, распределение товаров и услуг, накопление денег или товаров и т.д.;

— доступность техники и эффективность ее использования;

— общие и частные институализированные или просто подразумеваемые "правила игры" и другие стандарты поведения, включая этические нормы;

— фиксированные доходы, расходы, обстоятельства (дефицит бюджета, взаимоотношения между государствами);

— фиксированные даты, время, меры (праздники, количество часов в сутках, ограничения скорости и т.п.).

При этом структурные факторы часто можно рассматривать как структурные ограничения: законодательные, формальные, организационные. Факторы конфликта можно назвать структурными, когда есть необходимость изменить то, что зафиксировано. При этом структурный конфликт не обязательно связан с законом.

Примеры.

Конфликт из-за противоречия в юридических положениях. После выхода закона об образовании стали возникать конфликты между частными школами и налоговой инспекцией. Закон об образовании освобождает школу от налогов, но налоговая инспекция, руководствуясь инструкциями министерства финансов, требует их выплаты.

Конфликт, вызванный рядом структурных факторов. В детском доме девочку четырех лет, которая была маленькой и худенькой и выглядела младше своих лет, поместили в группу младших детей (трехлетних). Девочка чувствовала себя там прекрасно, стала лидером и любимицей и детей, и воспитателей. Через два года ее, согласно инструкции, перевели в подготовительную группу, так как па следующий год она по возрасту должна была идти в школу. Поскольку до сих пор она была в младшей группе и занималась по се программе, то оказалось, что у нес нет знаний и навыков, которые есть у детей ее группы. Ей не удалось занять положение лидера. В результате у девочки произошел срыв, ее поведение стало неуправляемым, она перестала заниматься, стала капризной и непослушной.

Конфликт из-за попытки нарушения существующей инструкции. Маршал Жуков хотел войти в здание штаба. Часовой остановил его: "Ваши документы?" Сопровождавший Жукова генерал стал отчитывать солдата: "Ты что, не видишь, кто это?" Но Жуков сказал, что часовой прав и действует согласно уставу.