Ценности – основа организационной культуры

Система ценностей в широком смысле слова – это внутренний стержень культуры, объединяющее звено всех форм общественного сознания. Ценность является измерением культуры, определением ее сущностных характеристик.

Научная необходимость этой категории возникает тогда, когда встает вопрос о взаимодействии организации и (или) личности и окружающей среды. Культурная деятельность в организации охватывает совместную и индивидуальную деятельность, имеющую социальную значимость. Британский антрополог Б. Малиновский и автор структурно-функциональной теории культуры А. Радклифф-Брауни подчеркивали, что система ценностей – органическая часть культурной целостной системы, определяющая степень упорядоченности и управляемости организацией. П. А. Сорокин писал, что "именно ценность служит основой и фундаментом культуры"[1].

Ценности можно рассматривать как значимые, общепринятые и разделяемые в социальной системе убеждения относительно целей, к которым должны стремиться ее члены, и основные средства их достижения. Они призваны обеспечить интеграцию корпорации, помогая сотрудникам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения. Система ценностей образует "духовную квинтэссенцию" потребностей и интересов индивидов и социальных общностей.

Функционируя, организации взаимодействуют с определенной системой ценностей, которая является частью общей системы ценностей внешней среды. Выполняя свои функции в рамках ценностного внешнего пространства, организация обосновывает свое существование но отношению к обществу, реализуя ценности социальной ответственности, социального гражданства. Именно руководствуясь этими ценностями, компании активно участвуют в программах по защите окружающей среды, поддержке спорта и др. Принятие общих ценностей – это обязательное условие упорядоченного существования организаций.

Ценности – ключевая переменная корпоративной культуры, переносимая из поколения в поколение и сохраняющая преемственность. Это обеспечивает определенную устойчивость и постоянство культурного слоя корпорации. Немецкий психолог Рольф Рюттингер, исследовавший зависимость эффективности от силы культуры, писал, что несмотря на всю сложность и постоянно подстерегающий хаос только концерны и крупные предприятия живут с системой ценностей, которая действительно вынашивается всеми сотрудниками.

Ценности организаций основаны на знаниях и представлениях, которые рассматриваются ими в качестве нерасторжимых с существованием компании, придают значимость, смысл ее функционированию, ориентируют ее действия в изменяющейся среде. Организационные ценности иногда называют организационной ДНК, поскольку они определяют отличительные черты данной компании, ее особый стиль внутренней жизнедеятельности. Значение любого понятия определяется, прежде всего, тем, насколько ОГЛАВЛЕНИЕ этого понятия может быть использовано в качестве основы при разработке методов и средств решения практических задач, связанных с этим понятием.

Например, в компании РУСАЛ для того, чтобы объединить разбросанные по всей стране организации в одно целое, разработана единая система ценностей:

"Уважение личных прав и интересов наших сотрудников, требований клиентов, условий взаимодействия, выдвигаемых деловыми партнерами, обществом.

Справедливость, предполагающая оплату труда в соответствии с достигнутыми результатами и равные условия для профессионального роста.

Честность в отношениях и предоставлении информации, необходимой для нашей работы.

Эффективность как стабильное достижение максимальных результатов во всем, что мы делаем.

Мужество противостоять тому, что мы нс приемлем, а также брать личную ответственность за последствия собственных решений.

Забота, проявляемая в нашем стремлении оградить людей от любого вреда для их жизни и здоровья и сохранить окружающую нас среду.

Доверие к сотрудникам, позволяющее делегировать полномочия и ответственность по принятию решений и их реализации.

Наши ценности находят отражение в наших успехах, являются обязательными для нас и предлагаются всем, кто с нами сотрудничает. Мы не отступаем от наших ценностей ради получения прибыли. Мы воспринимаем их как связующее звено всех сфер нашей деятельности и ожидаем того же во взаимоотношениях с нашими деловыми партнерами".

А. И. Пригожин[2] выделил несколько групп ценностей:

1) ценности порядка - пунктуальность, дисциплина, стабильность, безопасность, ответственность, согласованность;

2) ценности развития - инновационность, проактивность, конкурентность, клиентоориентированность, креативность, профессионализм, качество, эффективность, лидерство на рынке, стратегичность, целеустремленность;

3) ценности отношений – командность, взаимная обязательность, доверие, состязательность, уважительность, доброжелательность, демократизм, достоинство, открытость, честность;

4) ценности благополучия – доходность, благосостояние, безопасность, лояльность, бесконфликтность;

5) социальные ценности – социальная ответственность, польза обществу, равенство, справедливость.

Ценности организации представляют собой принципы, регулирующие процессы социального взаимодействия между ее элементами и компонентами внешней среды (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Наиболее часто встречающиеся ценности российских корпораций

Например, в Сбербанке основной ценностью культуры выступают клиентоориентированность, уважение к клиенту. Именно ориентированность на нужды клиента диктует необходимость более жесткого графика работы для сотрудников Сбербанка – практически все отделения теперь работают без обеда, до последнего клиента, а не до 19.30, и многие офисы работают в субботу. Для большинства клиентов, например, наиболее приемлемо

и удобно производить платежи в свое обеденное время, по скользящему графику отделения начали работать и в воскресенье.

Ценности выступают мотивационным базисом культуры, их разрушение неизбежно сопровождается деградацией или видоизменением культуры, ставит проблему поиска новых ценностей, что ведет к изменению тина культуры, который определяется системой ценностей, существующих в организации, а не наоборот.

Учитывая, что организация является социокультурной системой, необходимо установить взаимосвязь понятий "ценности" организации и "ценностные ориентации" се сотрудников.