Цель, задачи, факторы и тенденции развития логистики
Главными особенностями логистики являются:
• выделение единой функции управления прежде разрозненными материальными, информационными и финансовыми потоками, а также потоками услуг;
• техническая, технологическая, экономическая и методологическая интеграция звеньев логистической системы в единую систему, обеспечивающую эффективное управление данными потоками (движущимися от начального поставщика к конечному потребителю через промышленное или коммерческое предприятие).
Удовлетворение потребностей конечного потребителя продукции может быть достигнуто посредством реализации двух основных процессов:
• технологического, в результате которого происходит изменение пространственно-вещественной формы исходных материальных ресурсов (их геометрических размеров или состава);
• логистического, состоящего из совокупности логистических функций и операций (транспортировки, складирования, хранения, грузопереработки, консолидации, разукрупнения, сортировки, маркировки, приемки-передачи ресурсов, предметов незавершенного производства и готовой продукции).
С учетом данной классификации можно отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой около 93% времени движения продукции от первичного источника сырья до конечного потребителя приходится на ее прохождение по звеньям логистической системы (главным образом на хранение). Собственно само производство продукции занимает лишь 2% суммарного времени, а транспортировка – 5%.
Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости товара, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с осуществлением логистических функций и операций.
Опыт развитых в экономическом отношении стран показывает, что с логистическими технологиями связано получение 20–30% валового национального продукта данных стран. Специалистами установлено, что сокращение на 1% логистических затрат эквивалентно почти 10%-му увеличению объемов продаж коммерческих и промышленных предприятий.
Неослабевающий интерес к логистике за рубежом связан с обеспечением комплексного учета и экономии многообразных затрат по закупке и сбыту продукции. По экспертным оценкам, применение методов логистики позволяет снизить уровень запасов на 30–50% и сократить время движения продукции на 25–45%. По оценкам американского специалиста X. Д. Петерса использование методов логистического управления в процессах производства и коммерции дает следующие результаты. На основании опроса 1450 бизнесменов США, Японии и западноевропейских стран он пришел к выводу, что объемы запасов на предприятиях сокращаются на 30–70%, производительность труда увеличивается па 25–50%, себестоимость продукции снижается примерно на 30%, издержки в сфере движения продукции – на 20%.
Внедрение логистических методов управления является актуальным и для российских предприятий. Это обусловлено следующими причинами.
1. Высокими издержками на производство и реализацию отечественной продукции (но различным оценкам они в 2–8 раз выше мирового уровня).
2. Историческим отставанием сферы обращения продукции от производственной сферы, особенно торговли (в СССР ручным трудом в этой сфере было занято 70% ее работников, погрузочно-разгрузочные работы были механизированы на 20–30%, операции по расчету с потребителями – на 30%, по продаже товаров – на 3–5%. Всего 8–10% производственных фондов страны были ориентированы на потребительский рынок).
3. Отсутствием продуманной стратегии развития систем реализации продукции и услуг. Сбытом продукции заняты тысячи неэффективных посреднических предприятий, которые генерируют трансакционные издержки, превышающие в 2–2,5 раза первоначальную цену продукции.
4. Недостатком организованных торговых рынков на крупно- и среднеоптовом уровнях.
5. Слабым уровнем развития современных средств электронных коммуникаций.
6. Отсталостью транспортной инфраструктуры, прежде всего в качестве и количестве автомобильных дорог. Так, например, среднесуточная скорость доставки продукции при выполнении международных перевозок в нашей стране составляет 350–380 км/сут., а в США – 1200– 1400 км/сут. Среднесуточная скорость доставки партий продукции в России ниже в 5–6 раз (главным образом из-за длительного хранения их на терминалах отправления и прибытия), а доля продукции, доставляемой через терминалы, меньше в 5–10 раз; средняя грузоподъемность магистрального автопоезда составляет 15 т, в то время как в США, Франции, Швеции – 25–30 т. Российские транспортные экспедиторы из-за больших порожних пробегов транспортных средств нередко завышают тарифную плату за доставку в 1,5–2 раза, что отражается на росте цены перевозимой продукции.
7. Высокой степенью физического и морального износа подвижного состава транспорта. Кроме того, затраты на транспортировку в российских условиях отягощены тем, что более трети автодорог и автомобильных мостов не отвечают современным требованиям, предъявляемым к инженерным сооружениям.
8. Низким уровнем развития производственно-технической базы складского хозяйства. В результате одного из проведенных исследований установлено, что доля оптовых фирм, в достаточном объеме обеспеченных подъемнотранспортным оборудованием, составляет около 60%, на недостаток оборудования ссылается 10% организаций, на четверти обследованных организаций оно отсутствует.
9. Слабым развитием промышленности по производству современных видов тары и упаковки. Из-за недостаточного обеспечения тарой и упаковкой и плохого их качества в России безвозвратно ежегодно теряется около 40% фруктов и овощей, более 3% мороженой рыбы, около 1 млн т мяса и молока.
Логистический подход предполагает системность, целостность, оптимизацию суммарных издержек, единство проектирования и реализации бизнес-процессов. Одним словом, логистика позволяет комплексно, с системных позиций охватить все этапы сферы обращения: "закупка ресурсов – производство – сбыт – потребление". Это способствует тому, что хранение и транспортировка становятся неотъемлемыми элементами производственно-коммерческого процесса, что существенно меняет критерии оценки эффективности логистической системы.
Ранее деятельность предприятия ориентировалась на минимум издержек в каждом из звеньев (подразделений)
(1.1)
где – затраты, соответственно, на закупки, производство и сбыт.
В отличие от предыдущего подхода логистический подход ориентирует предприятие на отказ от изолированного рассмотрения издержек. В результате меняется критерий суммы указанных затрат, базирующийся на оптимальном значении каждого из слагаемых
(1.2)
Основная цель логистики (логистического менеджмента) заключается в своевременном предоставлении ценности конечным потребителям на основе рационального использования потенциала логистических систем (цепей поставок), выполняющих совокупность бизнес-процессов и обеспечивающих перемещение потоков, необходимых данным потребителям ресурсов, по траекториям с оптимальными параметрами.
Основными задачами предприятий, использующих логистику как концепцию управления и реализующих логистический менеджмент как компонент управления цепями поставок и ценностью, являются следующие.
1. В сфере концентрации/распределения:
• организация взаимодействия служб логистического менеджмента с подразделениями предприятий и участниками цепей поставок для достижения поставленных перед ними целей;
• определение того вида ценности, который необходим конкретному конечному потребителю продукции и услуг в данный момент времени;
• обработка требований потребителей продукции и услуг;
• конфигурирование заказов потребителей, формирование маршрутов перемещения необходимых ресурсов, проектирование цепей ценности и поставок, а также передача компонентов данных заказов подразделениям предприятий и участникам цепей поставок;
• разработка и выполнение бизнес-процессов в рамках выполнения заказов потребителей;
• оптимизация параметров и характеристик материальных, сервисных и сопутствующих им информационных и финансовых потоков;
• определение рациональных траекторий потоков ресурсов в цепях поставок и их перемещение в соответствии с интересами конечных потребителей продукции и услуг;
• разработка организационной структуры логистической системы и ее звеньев.
2. В сфере движения ресурсов:
• определение потребности в необходимых материальных, информационных, финансовых и трудовых ресурсах;
• обоснование размера финансовых средств на приобретение и доставку необходимого количества ресурсов;
• выбор условий поставки и форм оплаты ресурсов;
• определение оптимальных размеров партий поставок ресурсов;
• выбор тары и упаковки ресурсов;
• выбор способа и последовательности транспортировки и переработки ресурсов;
• определение условий складирования и хранения ресурсов;
• организация выполнения заказов на продукцию и услуги;
• выбор методов управления запасами;
• выбор методов и форм пред- и послепродажного обслуживания продукции и др.
К основным факторам появления и развития логистики относят:
• нестабильность потребительского спроса на продукцию и услуги, который постоянно усложняется в связи с ростом или падением благосостояния населения, что приводит к необходимости удовлетворения разнообразных потребностей рынка и предоставления ценности конечным потребителям продукции и услуг;
• изменение условий конкуренции па мировом и региональных рынках в условиях сокращения сроков проектирования, создания и реализации инновационных видов продукции, что приводит к необходимости формирования цепей поставок, способных решить данную проблему в короткие промежутки времени;
• достижение предела эффективности технологических процессов изготовления продукции, что связано с необходимостью выполнения уникальных заказов потребителей. Снижение себестоимости продукции и упрощение ее конструкции не позволяют предприятиям достичь необходимого уровня конкурентоспособности за счет синхронизации операций технологического процесса. Основным конкурентным преимуществом на данном этапе развития рыночных отношений является сокращение потребности в оборотном капитале, что автоматически повышает инвестиционную привлекательность хозяйствующих субъектов и создает необходимые предпосылки для использования методов управления качеством;
• существенное возрастание затрат на выполнение операций по подготовке ресурсов к обработке и их доставке к местам пользования или реализации. Необходимость вовлечения в оборот все большего количества ресурсов требует освоения новых источников их разработки, в связи с чем расстояния между местами добычи ресурсов и местами их переработки и потребления значительно увеличиваются;
• либерализацию международного сотрудничества в условиях глобализации практически всех сфер общественной жизни, способствующую унификации производимой продукции и технологии ее производства, согласованию взаимодействия различных видов транспорта и логистических комплексов, решению проблем сохранности перевозимых ресурсов и внедрению технологий, сокращающих неэффективное использование транспортных средств;
• осознание необходимости объединения усилий участников цепей поставок с целью устранения барьеров между функциями и процессами, в связи с тем уже сегодня следует учитывать тот факт, что конкуренция на рынке осуществляется не только между отдельными предприятиями, но и между цепями поставок;
• широкое распространение современных информационных технологий, повышающих эффективность принимаемых и реализуемых управленческих решений в производственно-коммерческой деятельности предприятий;
• невозможность преодоления системных противоречий рыночной экономики, провоцирующих нестабильное развитие хозяйственной деятельности предприятий через периодическое преодоление кризисов не только на региональном, но и на мировом уровнях;
• возрастание затрат на обеспечение безопасности общественной жизни и противодействие терроризму, промышленному шпионажу, загрязнению окружающей среды и другим негативным явлениям в современном обществе.
Bowersox, Closs и Stank (2000) выявили основные тенденции развития логистики, или десять мегатенденций, которые изменяют "логистические цепи поставок" в следующей форме.
1. От обслуживания потребителей к управлению отношениями.
Интересы потребителей все более и более становятся ключевым стратегическим ориентиром ведущих корпораций. В то время как традиционное обслуживание клиентов сосредоточивается на том, чтобы придерживаться внутренних корпоративных стандартов обслуживания, цепь поставок, которая действительно нацелена па управление отношениями, сосредоточивается на том, чтобы формировать ценность для конечного потребителя.
2. От противостояния к сотрудничеству.
При совершении купли-продажи контрагенты – поставщики и потребители – противостоят друг другу, поскольку каждая сторона ищет собственные выгоды от совершаемой сделки, не доверяя друг другу. Данная ситуация существенно ограничивает перспективу отношений данных контрагентов, каждый из которых не стремится к долгосрочному сотрудничеству. Это приводит к значительным потерям при поиске и привлечении новых контрагентов, что не всегда гарантирует необходимый результат. Поэтому более перспективным с точки зрения конкурентоспособности поставщиков и потребителей является их стратегическое сотрудничество, хотя обеспечить его чрезвычайно сложно.
3. От прогнозирования деятельности отдельных предприятий к совместному прогнозированию.
Способность делиться текущей и стратегической информацией является ключевой особенностью сотрудничества участников цепей поставок. Теория и практика привели к широкому использованию прогнозирования как функции менеджмента. В частности, в настоящее время известна концепция совместного планирования, прогнозирования и повторного пополнения (Collaborative Planning, Forecasting and Replenishment – CPFR), которая доказала свою эффективность за счет сокращения затрат на функционирование цепей поставок.
4. От ориентации на опыт к реализации стратегий "перехода".
Особенностями таких стратегий являются:
– во-первых, благодаря опыту большинство менеджеров отдельных предприятий создало модели бизнес-процессов, которыми они управляют. В то же время ряд этих моделей предполагает их дальнейшую доработку, если речь идет не об одном предприятии, а о цепях поставок, поэтому применение этих моделей ограничено. В данных условиях эти модели подлежат дальнейшей оптимизации между участниками цепей поставок;
– во-вторых, менеджеры должны развивать свои знания, умения и навыки в ситуациях, которые не позволяют использовать прошлый опыт при создании новых продуктов и услуг, освоении новых рынков, внедрении новых технологий и др.
Наконец, менеджеры предприятий должны разрабатывать и внедрять новые инструменты поддержки управленческих решений, которые становятся крайне важными для осмысления и оценки перспектив развития цепей поставок. Эффективное использование системы поддержки управленческих решений обеспечивает более широкий диапазон нетрадиционных методов управления для менеджера будущего. Способность идентифицировать новые стратегические направления, точно оценить вероятность их реализации и обеспечить непрерывность данных решений в стратегической перспективе становится главным фактором выживания на высоко конкурентных рынках.
5. От абсолютных показателей деятельности предприятий к относительным.
Ранее наиболее важным показателем эффективности деятельности предприятия являлась доля рынка данного предприятия и валовой доход, получаемый им от обслуживания потребителей, которые составляли данную долю. Как показывает практика, ориентация на данные показатели не позволяет обеспечить долгосрочный успех на стремительно меняющихся рынках. Сегодня приходит понимание того, что решение данной задачи возможно при точном определении малых, но перспективных с точки зрения роста сегментов рынка, требующих значительных первоначальных затрат на их освоение, которые в дальнейшем окупаются за счет создания необходимой ценности для конечных потребителей.
6. От функциональной к процессной интеграции.
Длительно используемый и экономически оправданный в недавнем прошлом функциональный подход к управлению предприятиями в современных условиях уже не может составлять основу управления цепями поставок, поскольку не способен поддерживать эффективное управление потоками ресурсов, отвлекая из оборота значительные финансовые средства. Осознание ограниченности данного подхода к управлению обусловило появление и развитие концепции "Toyota Production System", или "Lean production", о которой будет идти речь в следующих разделах данного учебника.
7. От вертикальной к виртуальной интеграции.
Исторически предприятия попытались уменьшить конфликты в цепях поставок, выполняя бизнес-процессы в рамках целостной корпорации. Именно эта идея позволила Г. Форду производить автомобиль в течение семи суток от начала его изготовления. В то же время вертикальная интеграция предприятий требует значительных капиталовложений и внедрения очень сложной организационной структуры управления, подверженной значительным ошибкам при разработке и реализации управленческих решений. Виртуальная интеграция предприятий приводит к формированию гибких цепей поставок для создания ценности для конечных потребителей уникальных продуктов и услуг, используя аутсорсинг, в состав которых входят предприятия, специализирующиеся на конкретных видах деятельности.
8. От конфиденциальности информации к ее разделению.
Предприятия традиционно придерживаются мнения о том, что "тот, кто владеет информацией, тот владеет миром". В настоящее время такая позиция все чаще приводит к негативным последствиям. Становится ясным тот факт, что владение информацией позволяет только использовать ее, но никак не усилить ОГЛАВЛЕНИЕ. В то же время свободная передача информации в цепях поставок является необходимым условием интеграции предприятий и принятия более взвешенных управленческих решений для создания необходимой для конечного потребителя ценности;
9. От тренингов к обучению, основанному на знаниях.
Человеческий фактор является ключевым для достижения конкурентных преимуществ предприятия. Периодически проводимое обучение персонала рутинным операциям в рамках выполняемых ими функций не может предусмотреть все возможные ситуации, предотвращающие появление брака не только в цепях поставок, но и на предприятиях. Эти локальные ошибки имеют свойство усугублять свои последствия в последующих звеньях цепей поставок и выполняемых ими бизнес-процессов. Обучение, основанное на знаниях, предполагает развитие у персонала предприятий способностей распознавать негативные тенденции в управлении потоками ресурсов, анализировать их и определят!) факторы, воздействие на которые позволяет стабилизировать бизнес-процессы создания ценности для конечных потребителей. Результатом такой деятельности является обобщение позитивного опыта и его распространение в цепях поставок.
10. От оперативного бухгалтерского учета к управлению, основанному на ценности.
В течение многих десятилетий при управлении предприятиями использовался количественный подход, основанный на арифметических расчетах. Однако за прошедшие годы были разработаны общепринятые процедуры бухгалтерского учета и отчетности (Generally Accepted Accounting Procedures – GAAP), позволяющие экономить ресурсы на оперативные методы учета и отчетности.
Сегодня менеджеры стремятся расширить систему оценки ценности для конечных потребителей, включая методы оценки экономической добавленной ценности (Economic Value Added – EVA) и рыночной добавленной ценности (Market Value Added – MVА), которые можно использовать исключительно в интегрированных структурах.