Цель воспитания
Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание – от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ – всегда целенаправленно; бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: ОГЛАВЛЕНИЕ, организация, формы и методы воспитания, – поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике. Вопросы – к чему должны стремиться школы и воспитатели в своей практической деятельности, каких результатов добиваться – можно назвать ключевыми.
Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания является общей, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и индивидуальной, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Гуманистическая педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.
Цель выражает общую устремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. В связи с этим справедливо и такое определение: цель воспитания – это система решаемых воспитанием задач.
Задач, определяемых целью воспитания, обычно много – общих и конкретных, но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям. Цель – определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни системы от других.
В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем, каждая из которых характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств. Широк диапазон различий между целями – от незначительных изменений отдельных качеств человека до кардинальных изменений его личности. Многообразие целей лишний раз подчеркивает огромную сложность воспитания.
Как появляются цели воспитания? Они следуют из воспитательного идеала. Соотношение идеалов и целей мы уже рассмотрели. Теперь следует обратить внимание на то, что хотя цели и выводятся из идеальных представлений, они реальны, практичны. В их формировании находят отражение объективные причины, практические возможности. Закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие людей, этапы духовного роста, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность целей. Возможности педагогической системы также влияют на постановку целей.
Однако определяющим фактором всегда является идеология, политика государства, которые, в свою очередь, зависят от многих факторов: общественного строя, правящих партий, находящихся в данное время у власти, классового состава общества и т.д. В определении целей воспитания редко достигается баланс желаний различных слоев общества, не существует и единства взглядов. Обычно цели узурпируются сильнейшими группами и направляются на обслуживание их интересов. Вот почему со времен марксизма в педагогике сохраняется незыблемое положение, согласно которому воспитание и его цели имеют ярко выраженную классовую направленность. Хотя теперь и не существует тех классов, на борьбе интересов которых выстроили свою теорию классики, имеет место определенно выраженное расслоение общества. В связи с этим и классовая направленность воспитания сохраняется. Интересы изгоев общества не учитываются.
Философия воспитания знает немало случаев, когда цели воспитания маскируются, прикрываются общей туманной фразеологией для того, чтобы скрыть от людей их истинную сущность и направленность. Провозглашаются политические лозунги о доступности качественного образования для всех людей, пишутся конституции и законы, где все это якобы закреплено, но практически получить качественное воспитание ребенку из бедной семьи во всем мире весьма проблематично. По последним данным Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (далее – ЮНЕСКО), более 30% детей школьного возраста на Земле не получают школьного воспитания.
Обратим внимание на то, что в мире не существует ни одного государства, пусть самого демократичного, где цели школьного воспитания не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений, были оторваны от политики и идеологии правящего класса. "Подчини школу и управляй миром!", – призывал И. Лойола. Его последователи крепко запомнили формулу достижения целей через воспитание.
Сегодня, однако, не все педагоги согласны отводить воспитанию пассивную роль, следовать за идеологией и политикой, отражать их требования в педагогических системах. Воспитание не должно обслуживать ни государства, ни правительства; его вечное предназначение – делать всех людей в этом мире лучше, добрее, совершеннее. Хорошо, если цели государства и общества совпадают с таким пониманием. История человеческих цивилизаций знает немало свидетельств, когда политику направляли умные и достойные деятели, сумевшие обратить воспитание на пользу всему народу. Тогда государства процветают, а народы благоденствуют. Примером стабильной и взвешенной воспитательной политики в Европе может служить Германия, государственные деятели которой со времен Бисмарка не устают повторять: все, чего достигла страна, создано воспитанием. Немецкий народ воспитал немецкий народный учитель. Нам бы так.
Гораздо более часто встречаются случаи, когда воспитание направляют не философы и не интеллигенты, а малообразованные, амбициозные, жестокие правители. Тогда на трудности жизни накладывается еще и насильственное воспитание. Печальна и бесперспективна судьба искалеченных таким воспитанием людей. Бунты, революции, общественные потрясения и непрекращающиеся личные трагедии – все это закономерное следствие узурпированного низкими умами воспитания. Воспитание, если им правильно распорядиться, способно созидать лучшее будущее, а при неправильном использовании его сил и возможностей, сведет на нет, разрушит и уничтожит даже то, что было достигнуто. Примеры нам не понадобятся, вы сами легко свяжете все, что происходит в мире, с воспитанием.
Одна из важнейших забот нормально функционирующего государства – поставить цели и создать условия для воспитания, гармонизирующего отношения между человеком и обществом. При таком понимании стремление власти монополизировать воспитание будем считать гуманным и направленным на благо страны, общества, каждого человека. Отсюда и состав триединой общей цели – гармонизация отношений в системе человек – общество – государство.
Этот взгляд разделяют не все философы и педагоги. В мировой педагогике сформировалось течение, отрицающее любую зависимость воспитания от политики и идеологии. Его представители ратуют за выведение целей воспитания только из общечеловеческих законов жизни, потребностей, прав и свобод человека. Воспитание – это своеобразная религия, и как религия оно должно быть независимым. Человек не может рассматриваться как средство для достижения цели: он сам – эта цель.
Такова в общих чертах связь между воспитанием, его целями, государственной идеологией и политикой.