Цель социалистической школы

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания – обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Ее отчетливую формулировку встречаем уже у философов и педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, но корнями своими эта цель уходит в античные философские учения. В разное время в понятие всестороннего гармонического развития вкладывается различный смысл.

Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Монтень в ОГЛАВЛЕНИЕ всестороннего развития включали культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой, литературой. Такое воспитание мыслилось уже не для избранных, а для более широкого круга людей. У социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Компанеллы, Р. Оуэна, Сен-Симона, Ш. Фурье идея всестороннего гармонического развития приобретает иную направленность. Они выдвинули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства, впервые потребовали включения в процесс всестороннего гармонического развития труда, соединения воспитания с трудом. Французские просветители XVIII в. К. Гельвеций, Д. Дидро, развивая эту идею, внесли в понимание всестороннего развития умственное и нравственное совершенство. Русские революционеры-демократы А. И. Герцен, В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевский считали, что проблема всестороннего воспитания народа может быть полностью решена только революцией, после уничтожения экономического и политического гнета.

Более 70 лет наша отечественная школа развивалась под влиянием идей видных философов-экономистов К. Маркса и Ф. Энгельса; этот период из ее истории вычеркнуть нельзя. Цель воспитания в будущем коммунистическом обществе К. Маркс и Ф. Энгельс выводили из экономических законов и типа общественных отношений. Они считали, что при коммунизме, когда будут уничтожены классовые различия, а во всех областях техники, общественного производства человечество достигнет высокого уровня развития, когда не будет существенных различий между умственным и физическим трудом, можно ставить цель всестороннего и гармонического развития людей.

К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из предпосылки, что будущее человечества во многом зависит от того, как направлено воспитание подрастающих поколений, ставили перед революционным пролетариатом важнейшую задачу – бороться за новые требования в области воспитания и образования, за новую систему народного образования. "Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса", – писал К. Маркс. В новом обществе должны быть созданы предпосылки для всестороннего развития личности.

Учение К Маркса и Ф. Энгельса о коммунистическом воспитании подрастающего поколения на русскую почву перенес революционер В. И. Ленин. В работе "Детская болезнь “левизны” в коммунизме" он дал следующее определение цели коммунистического воспитания: "...переходить к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать".

Ленинское определение цели коммунистического воспитания как формирования всесторонне развитой личности было положено в основу государственной политики первого в мире социалистического государства, на протяжении всего существования которого эта цель оставалась неизменной.

Из социалистического прошлого отечественная образовательно-воспитательная система должна сделать необходимые выводы, взять лучшее, что в нем было, отказаться от всего того, что даже за 80 лет не прижилось на российской почве. Прежде всего нужно понять, что желания и возможности должны совпадать. Если из истории не извлекаются уроки, то она повторяется, причем в худшем варианте.

Что же произошло, почему в советской школе оказалась недостижимой цель всестороннего гармонического развития? Вспомним закон цели: школа и общество неотделимы, способ производства определяет цели, которые затем начинают оказывать обратное влияние школа создает общество и проектирует будущие процессы в нем. Все, что происходит в обществе, немедленно проектируется на школу Путь, пройденный советской школой, зеркально отражает путь, пройденный страной. Здесь и большие достижения, и крупные провалы.

Состояние школы, в котором она оказалась в середине 80-х гг. XX в., отражает кризисное состояние общества, руководимого однопартийной командно-административной системой. В числе главных причин позже назовут искажение марксистско-ленинской концепции социализма, повлекшее за собой ориентацию школы лишь на государственные интересы в ущерб развитию потребностей самой личности. Начавшаяся в апреле 1985 г. перестройка общества высветила это противоречие, показала нецелесообразность односторонней ориентации воспитания, потребовала повернуть учебно-воспитательный процесс к человеку, создать условия для полноценного развития и реализации его личных планов и жизненных устремлений. Однако было уже поздно: противоречия настолько обострились, а кризисные процессы зашли так далеко, что потребовалось коренным образом пересматривать фундаментальные основы развития общества, а вместе с ними и воспитательные концепции. Воспитанию отводится главная роль в реализации намеченных демократических преобразований.

Большим недостатком школы, превращенной в государственное бюрократическое учреждение, стала унификация воспитания, приведшая к всеобщему усреднению. Единообразие и единомыслие лишили учебные заведения, учителей и учеников способности к саморазвитию, самоопределению и самосовершенствованию. Оказалась суженной, выхолощенной первоначально великая цель. Неизбежным следствием стало отчуждение детей от школы, учителей, снижение качества обучения и воспитания, рост неудовлетворенности. Упал социальный престиж воспитанности и образованности, началась интеллектуальная и моральная деградация общества.

"Подменяя подлинное движение лозунговым забеганием вперед, политика ставила перед школой глобализированные цели – либо не реализуемые на данном этапе общественного развития (средний всеобуч, обучение шестилеток и т.д.), либо вовсе не свойственные общеобразовательной школе (массовая профессиональная подготовка учащихся). Эти цели, рассчитанные на повсеместное внедрение, не были подкреплены ни научным обеспечением, ни необходимым финансированием, кадровыми и прочими ресурсами".

Закон цели, убеждаемся еще раз, действует неумолимо. Там, где цели опережают уровень общественного развития, где для их реализации не созданы надлежащие условия, неизбежны провалы, влекущие за собой отступление или даже полный отказ от намеченного.