Цель социалистической школы

Наша страна – наследница социалистического государства. Современные цели эдукации тысячами нитей связаны с целями воспитания и обучения, которое получили предыдущие поколения, жившие в СССР. Они гордятся своим образованием и той образовательной системой, которая существовала в России еще несколько десятилетий назад. Какие же цели ставились в советской школе и перешли ли они в нашу новую жизнь? Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая па мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания: обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Ее отчетливую формулировку встречаем уже у философов и педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, но корнями своими эта цель уходит в античные философские учения.

В разное время понятие всестороннего гармонического развития наполнялось различным смыслом. В частности, педагоги-гуманисты эпохи Возрождения (Ф. Рабле, М. Монтень) включали в его ОГЛАВЛЕНИЕ культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой, литературой, причем такое воспитание мыслилось уже не для избранных, а для более широкого круга людей. У социалистов-утопистов (Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн, Сен- Симон, Ш. Фурье) идея всестороннего гармонического развития приобретает иную направленность. Они выдвинули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства, впервые потребовали включения труда в процесс всестороннего гармонического развития, соединения воспитания с трудом. Французские просветители XVIII в. (К. А. Гельвеций, Д. Дидро), развивая эту идею, включили в понимание всестороннего развития умственное и нравственное совершенство. Русские революционеры-демократы (А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский) считали, что проблема всестороннего воспитания парода может быть полностью решена только революцией, после уничтожения экономического и политического гнета.

Более 70 лет отечественная школа развивалась под влиянием идей видных философов-экономистов Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895). Этот период из истории пашей школы вычеркнуть нельзя. Цель воспитания в будущем коммунистическом обществе К. Маркс и Ф. .Энгельс выводили из экономических законов и типа общественных отношений. Они считали, что при коммунизме, когда будут уничтожены классовые различия, а во всех областях техники, общественного производства человечество достигнет высокого уровня развития, когда не будет существенных различий между умственным и физическим трудом, можно ставить цель всестороннего и гармонического развития людей. Учение Маркса и Энгельса о коммунистическом воспитании подрастающего поколения на русскую почву перенес В. И. Ленин (1870–1924). В работе "Детская болезнь “левизны” в коммунизме" он дал следующее определение цели коммунистического воспитания: "...переходить к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать"[1]. Ленинское определение цели коммунистического воспитания как формирования всесторонне развитой личности было положено в основу государственной политики первого в мире социалистического государства, и на протяжении всего его существования эта цель оставалась неизменной. 1

Из социалистического прошлого отечественная образовательно-воспитательная система должна сделать необходимые выводы, взять то лучшее, что в нем было, отказаться от всего того, что не прижилось на российской почве. Вспомним закон цели: школа и общество неотделимы; способ производства определяет цели, которые затем начинают оказывать обратное влияние – школа создает общество и проектирует будущие процессы в нем. Все, что происходит в обществе, немедленно проецируется на школу Путь, пройденный советской школой, зеркально отражает путь страны: здесь и большие достижения, и крупные провалы.

Большим недостатком школы, превращенной в государственное бюрократическое учреждение, стала унификация воспитания, приведшая к всеобщему усреднению. Единообразие и единомыслие лишили учебные заведения, учителей и учеников способности к саморазвитию, самоопределению и самосовершенствованию. Оказалась суженной, выхолощенной первоначально великая цель. Неизбежным следствием стали отчуждение детей от школы и учителей, снижение качества обучения и воспитания, рост неудовлетворенности, наконец, падение социального престижа воспитанности и образованности, интеллектуальная и моральная деградация общества.

"Подменяя подлинное движение лозунговым забеганием вперед, политика ставила перед школой глобализированные цели – либо не реализуемые на данном этапе общественного развития (средний всеобуч, обучение шестилеток и т.д.), либо вовсе не свойственные общеобразовательной школе (массовая профессиональная подготовка учащихся). Эти цели, рассчитанные на повсеместное внедрение, не были подкреплены ни научным обеспечением, ни необходимым финансированием, кадровыми и прочими ресурсами", – отмечали российские ученые-педагоги, психологи, философы, социолога, практические работники народного образования, учителя и директора школ[2].

Закон цели, убеждаемся еще раз, действует неумолимо. Там, где цели опережают уровень общественного развития, где для их реализации не созданы надлежащие условия, неизбежны провалы, влекущие за собой отступление или даже полный отказ от намеченных целей. Переносить в новую жизнь следует не цели социалистической системы образования, а общую направленность воспитания на формирование всесторонне и гармонически развитой личности.