Цель профессиональной деятельности
В толковом словаре Вебстера (Webster's Revised Unabridged Dictionary) цель определяется как "указание направления, по которому надо следовать; то, что нужно осуществить, чего нужно достичь; результат, на получение которого сосредоточены усилия и честолюбие". В отечественной психологии цель деятельности определяется и как опережающее отражение будущего результата деятельности (цель – уровень достижений), и как финальный результат; то, что должен получить человек в итоге деятельности (цель-результат). Так, целью педагогической деятельности может быть подготовка школьника к реальной жизни – это цель-результат. Но можно стремиться подготовить, например, "хорошо" или "очень хорошо" – в данном случае речь идет об уровне достижений, к которому стремится учитель. В профессиональной деятельности цель выполняет несколько основных функций. Во-первых, она задает ОГЛАВЛЕНИЕ и форму того, что необходимо получить, т.е. конечный результат деятельности; во-вторых, обеспечивает жесткую регуляцию деятельности в плане удержания ее в тех пределах, которые необходимы для достижения результата. Кроме того, цель определяет взаимодействие и других компонентов психологической структуры деятельности.
При рассмотрении цели профессиональной деятельности особый интерес представляет взаимодействие мотива и цели. В процессе деятельностной регуляции они могут проявляться в различных соотношениях. Как известно, мотив отражает реальные желания человека и поэтому стремится ориентировать деятельность в соответствии с принципом "хочу", тогда как цель организует деятельность в соответствии с принципом "надо". Поэтому полное совпадение мотива и цели означает, во-первых, наличие профессионально-личностного смысла; во-вторых, то, что результат профессиональной деятельности полностью удовлетворяет потребности человека; в-третьих, то, что человеку нравится трудиться в рамках данной профессиональной деятельности. В реальности такая ситуация встречается достаточно редко, поскольку реальные запросы человека всегда шире любой деятельности. Противоположная ситуация – полное несовпадение мотива и цели – свидетельствует о том, что человеку абсолютно не нравится его профессия, профессиональная деятельность, включая и основной результат, но он вынужден его достигать, чтобы решать задачи, выходящие за рамки деятельности. Такое соотношение мотива и цели также редко встречается на практике, поскольку человек не может жить в подобном противоречии: он либо отказывается от деятельности, либо трудится заранее фиксированный промежуток времени, либо начинает искать в деятельности свойства, которые могут удовлетворять его потребности. Поэтому самым типичным случаем является частичное совпадение мотива и цели.
Учитывая рассмотренные соотношения, Б. Ф. Ломов делает вывод, что не мотив и цель в отдельности, а некоторый вектор "мотив-цель" определяет направление, интенсивность, динамику профессиональной деятельности человека. Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении[1].
Планирование профессиональной деятельности. Ведущим этапом любой профессиональной деятельности является ее планирование, т.е. формирование рационального плана деятельности. Рациональным следует считать такой план, который с наименьшими затратами, в максимально короткий срок, максимально удобным способом позволяет субъекту достичь цель профессиональной деятельности. Планирование дифференцируется по следующим критериям. По широте охвата планирование может быть текущим или перспективным, регулировать ОГЛАВЛЕНИЕ всей деятельности или отдельные ее этапы и т.д. По глубине проникновения в ОГЛАВЛЕНИЕ профессиональной деятельности выделяют планирование: а) исполнительной части; б) познавательных и исполнительных процессов; в) познавательных, исполнительных и контрольных действий. По своей структурной организации план, или представление о программе деятельности, должен давать ответы на вопросы: что делать, как делать и когда делать, чтобы достичь поставленной цели. План может существовать в различной форме:
• вербальной, в виде описания последовательности действий;
• наглядной, в виде рисунка, схемы, "дерева решений";
• образной, в виде представления об алгоритме деятельности.
В процессе выполнения деятельности при использовании наглядной и вербальной формы плана человек вынужден постоянно обращаться к его описанию и сверять правильность выполнения своих действий. Но можно работать и без плана. Такая форма выполнения деятельности называется "работой по ориентирам", она характерна для начинающего специалиста, имеющего недостаточную профессиональную подготовку, а также для опытного работника при возникновении сложных производственных ситуаций, например аварий.
Следует различать нормативный и индивидуальный планы профессиональной деятельности. Нормативный план фиксируется в рамках трудового поста, отражает особенности трудового и технологического процесса и доводится до работника в виде технологической карты или иного описания. Индивидуальный план является результатом индивидуального планирования работника. Он строится с учетом индивидуальных особенностей работника, но в то же время не должен противоречить содержанию профессиональной деятельности.