Цели и задачи стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент изучает используемые при управлении организацией:

• законы и принципы стратегического управления;

• модели, применяемые в процессе стратегического управления;

• управленческие технологии и ресурсы;

• управленческие конструкции;

• организационные структуры;

• формы власти и стили управления;

• методы завоевания и удержания лидерства и т.д. Назначение курса стратегического менеджмента:

• системный анализ и оценка положения объекта стратегического управления;

• овладение законами, закономерностями и принципами стратегического управления, определяющими деятельность организации;

• овладение навыками генерирования идей, способных повысить эффективность практической деятельности организации;

• систематизация технологий стратегического управления;

• выработка рекомендаций по использованию технологий стратегического управления в практической деятельности организации;

• анализ результатов и оценка эффективности практической деятельности организации, использующей технологии стратегического управления.

Считая стратегию одной из главных функций менеджмента, в значительной степени влияющей на развитие компании, А. А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд основной целью стратегического менеджмента признают занятие сильной позиции на рынке сбыта и "построение такой организации, которая могла бы успешно работать, несмотря на непредвиденные обстоятельства, мощную конкуренцию и внутренние проблемы".

Задачи стратегического менеджмента формулируются так.

1. Определение целей и долгосрочных перспектив развития, т.е. вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития в бизнесе.

2. Превращение общих целей в конкретные направления работы.

3. Реализация выбранного плана по достижению желаемых показателей.

4. Реализация выбранной стратегии.

5. Оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение корректив в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию или в ее реализацию в свете приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей.

Последняя задача сформулирована достаточно емко и содержит значительную часть этапов стратегического управления, по существу представляя собой конкретизацию реализации выбранной стратегии (задача 4).

По мнению О. С. Виханского, "теория стратегического управления формируется на основе обобщения практики успешного решения стратегических задач управления фирмой и на основе выделения отдельных управленческих схем и утверждений, которые указывают на то, с помощью чего можно добиться успешного результата". В то же время "теория стратегического управления скорее описывает то, без чего управление не может справиться со своими задачами, чем то, что гарантирует их решение".

Основные законы управления

Управление отдельным предприятием, государственным учреждением, регионом, страной определяет развитие экономики, баланс сил во внешнем мире, уровень жизни, конкурентоспособность производимой продукции и оказываемых услуг. Рост промышленного производства и мировой экономики, возникновение и развитие большого числа организаций поставили на повестку дня создание науки управления, которая должна дать ответ, как управлять в условиях новых экономических реалий, предъявляющих новые требования и открывающих принципиально новые возможности.

Вышедшая в свет в 1911 г. книга Ф. У. Тейлора "Принципы научного управления" положила начало систематизированному изучению практики управления, возникновению научных школ и направлений, появлению сотен монографий, учебников и статей, посвященных одной из самых важных, сложных и в то же время одной из самых востребованных проблем — управлению организованной деятельностью человека.

Возникшая в США и странах Запада новая наука, изучавшая управление преимущественно в сфере бизнеса, получила название менеджмент. Современная управленческая практика использует разработанные ею технологии и рекомендации. Стратегический менеджмент — это наиболее важная составляющая менеджмента, изучающая стратегическую составляющую деятельности современной организации, которая определяет главные направления и результаты ее деятельности.

Технологии и ресурсы, используемые при управлении, более мобильны и меняются в зависимости от особенностей национальных традиций, культуры, географического положения, эпохи. Различны они и для каждой организации, в значительной степени определяются характером их деятельности и принятым стилем управления.

Наиболее мобильная составляющая процесса управления -управленческое решение, принимаемое в конкретной управленческой ситуации. В нем находит концентрированное выражение и понимание управленцем законов управления, и используемые им управленческие технологии, и располагаемые ресурсы, и его видение сложившейся управленческой ситуации, ценностные установки, стиль управления.

Не отвергая принципа уникальности управленческих ситуаций, в которых принимаются управленческие решения, мы исходим из того, что при всем их разнообразии законы управления едины. Знание законов управления — необходимое условие для любого вида управления, но в первую очередь — стратегического управления, поскольку именно стратегическое управление определяет и направления деятельности любой организации, и ее результаты.

Если принципы эффективного управления, формулируемые многими выдающимися лидерами, служат результатом их опыта и управленческих находок, указывают технологию (возможный путь) достижения успеха, носят рекомендательный характер и не являются обязательными, то действие законов управления распространяется на любую управленческую ситуацию и любую организацию, в которой осуществляется управление. Без их соблюдения в управленческой практике эффективное управление невозможно.

Перечислим основные свойства, которым должны удовлетворять законы управления.

• Фундаментальность. Закон управления устанавливает наиболее важные особенности, присущие управлению.

• Универсальность. Закон управления справедлив при управлении любой организацией в любой управленческой ситуации.

• Обязательность. Невыполнение закона управления делает нереальным достижение поставленных организацией целей.

• Недублируемость. Закон управления не является следствием другого закона управления.

• Системность. Система законов управления должна быть полной и непротиворечивой.

В своей работе Б. Г. Литвак [41] сформулировал законы управления, которые приводятся ниже.

1. Закон синергетического эффекта. Объединение ресурсов, технологий, взаимодействие систем управления позволяют получать результаты, невозможные без такого объединения.

2. Закон власти. Для того чтобы управлять, необходимо обладать властью.

3. Закон развития (лидерства). Каждый субъект и объект управления стремится занять лидирующие позиции, реализуя возможности и предотвращая угрозы.

4. Закон интеллекта. Любому управленческому решению предшествует идея. При прочих равных побеждает тот, кто "передумывает".

5. Закон магистральности (приоритетности) управления. В первую очередь должны решаться проблемы, определяющие развитие управленческой ситуации.

6. Закон системности управления. Управленческое решение — это система, включающая:

• цель, которая должна быть достигнута;

• технологии достижения цели;

• ресурсы, необходимые для достижения цели;

• систему управления, организующую достижение цели.

7. Закон стратегичности управления. Эффективное управление осуществляется с учетом долгосрочной перспективы.

8. Закон цикличности управления. В процессе управления последовательность основных этапов принятия и реализации управленческих решений повторяется, образуя управленческий цикл.

9. Закон обратной связи. При принятии управленческого решения необходимо учитывать результаты реализации решений, принятых ранее.

10. Закон эстафетности управления. Сохранение в организации и передача от поколения к поколению управленцев, подтвердивших свою эффективность ценностных установок, внутренней культуры, традиций, системы управления, способствует достижению долговременных целей.

Рассмотрим перечисленные законы управления более подробно.

1. Закон синергетического эффекта. Синергетический эффект лежит в основе создания любой организации. Объединение возможностей членов организации открывает перед ней принципиально новые возможности, начиная с классического примера, что двое, объединив усилия, могут сдвинуть с места камень, который не под силу сдвинуть одному, и заканчивая созданием крупнейших корпораций в бизнесе, которые определяют экономические процессы в мире, или формированием государственных образований, характеризующих соотношение сил на мировой арене. Действие закона синергетического эффекта проявляется в любой сфере деятельности. Эффективность взаимодействия членов формальной или неформальной организации зависит от существующей в пей системы управления.

Промышленная революция второй половины XVIII в. привела к массовому возникновению новых организаций. Вновь появившиеся заводы, фабрики, фирмы, компании, корпорации, холдинги, финансовые, страховые и другие учреждения представляют собой сегодня достаточно разнообразные, по разному структурированные и функционирующие организации. Изменение и усложнение характера деятельности человека в условиях обострившейся и принявшей глобальный характер конкуренции привело к формированию принципиально новых организационных структур и форм взаимодействия между ними. Внутри организаций большее значение приобретают неформальные организационные структуры: команды, коалиции, рабочие группы, кружки качества и т.д.

Согласно Н. Хиллу "успех — всегда результат индивидуальных усилий, но вы обманываете себя, если считаете, что можете достигнуть успеха без сотрудничества с другими людьми". Достижение значимого результата — это всегда хорошо организованное взаимодействие. Так, по мнению одного из наиболее значительных бизнес-лидеров XX в. Ли Якокки, управление — это не что иное, как "умение настроить людей на труд".

Формы проявления синергетического эффекта, способного обеспечить взаимодополняющие и взаимоусиливающие друг друга потенциал и возможности, необходимые для достижения поставленных целей, становятся более разнообразными и сложными. Следовательно, большее значение приобретает организация работы с персоналом, ориентированная на реализацию стратегии развития, требующая высокого профессионального уровня и творческого подхода, а значит, глубокого понимания действия закона синергетического эффекта.

2. Закон власти. Управление в любой организации осуществляется посредством принятия и реализации управленческих решений. Для реализации решения необходимо обладание властью. Власть в организации — это право и возможность определять и изменять цели организации и способы их достижения, принимать обязательные для исполнения управленческие решения, включая распределение ресурсов, которыми располагает организация, формирование внутреннего климата организации и т.д.

В организациях в зависимости от типа организационной структуры и ее формы используются различные технологии принятия и реализации управленческих решений. Это означает, что в них реализуются различные формы власти. Согласно Бирстеду, "власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без власти нет организации и нет порядка".

Власть обеспечивается управленческими технологиями и управленческими ресурсами, под которыми понимается все, что может быть использовано для побуждения исполнения членами организации управленческих решений, принятых субъектом управления. Информация, административный ресурс, силовые структуры, финансовые ресурсы, личный авторитет, имидж -примеры управленческих ресурсов.

Степень обладания властью руководителем определяет, будут ли принятые в организации управленческие решения реализованы. Отношения власти и подчинения охватывают практически все сферы деятельности организации. Основой иерархии отношений, складывающихся в организации, служит владение управленческими ресурсами, опыт, профессиональные знания, волевые качества личности, индекс управленческой мысли.

Вся история человечества — это история борьбы за власть. В экономике — это конкуренция, т.е. борьба за право преобладающего владения такими ресурсами, как финансовые, сырьевые, позиции на рынках сбыта, новейшие технологии, способные обеспечить устойчивый потребительский спрос. Необходимое условие для реализации властных полномочий руководителя — обладание такими качествами, как управленческий профессионализм, высокий индекс управленческой мысли, авторитет, волевые качества, целеустремленность, решимость идти до конца для достижения поставленных целей.

В любой организации существует руководитель и группа лиц, наделенных властью, т.е. правом принимать решения, обязательные для исполнения другими. Динамика карьерного роста члена организации — своеобразный "путь наверх" — восхождение но карьерной лестнице к вершинам власти. Обладание властью дает возможность распоряжаться ресурсами, которыми располагает организация, обеспечивая достижение поставленных целей.

Достижение целей организации, реализация ее стратегии, осуществление стратегического управления возможны лишь при наличии у руководителя реальных властных полномочий. Не обладая властью, управлять нельзя. С ростом использования в современной организации усложняющихся интеллектоемких технологий возрастает значение и роль экспертной формы власти, т.е. роли высококвалифицированных сотрудников, обладающих уникальными профессиональными знаниями.

3. Закон развития (лидерства). Согласно П. Друкеру к успеху современную организацию приводит лидирующее положение. Лидер — не всегда крупнейшая компания. Лидирующее положение чаще достигается на конкретном сегменте рынка, в одном специализированном направлении:

• в производстве какого-либо товара (функциональные возможности, повое качество);

• техническом обслуживании товаров;

• распространении товаров;

• способности превращать идеи в товары.

Прибыль и высокие дивиденды — награда за лидирующее положение на рынке сбыта. Поэтому к лидерству стремится каждый, но завоевать лидерство удается лишь тем, кто обладает необходимым для этого потенциалом, в том числе необходимыми технологиями и ресурсами, а самое главное — эффективной и уникальной стратегией, позволяющей предложить потребителю то востребованное потребителем, что не в состоянии предложить конкуренты.

Острая конкурентная борьба за лидирующее положение на рынке сбыта приводит к тому, что согласно Й. Шумпетеру "лидерство на рынке преходяще и скоротечно". Теорема Й. Шумпетера утверждает, что прибыль может быть получена только в результате преимущества, которое дает инновация, и поэтому исчезает, когда инновация превращается в рутину. Поэтому устойчивое лидирующее положение компании на рынке сбыта может быть обеспечено инновациями, разработка которых поставлена на системную основу.

4. Закон интеллекта. Борьба за лидирующее положение -главная движущая сила конкуренции. Конкурентное преимущество начинается с идеи, которую удается реализовать в виде инновации, способной дать конкурентное преимущество; последнее будет замечено потребителем и начнет пользоваться потребительским спросом. Согласно закону интеллекта побеждает тот, кто "передумывает" конкурентов. Для того, чтобы генерировать выигрывающие идеи производственного или управленческого характера, необходимо обладать интеллектом, позволяющим провести анализ управленческой ситуации, сформировать ее верное видение и верно выделить тенденции и ключевые факторы, влияющие на ее развитие. Задействованный компанией интеллект должен позволить верно поставить цели, определить ключевые факторы успеха, а главное — сформировать "победную" стратегию, способную обеспечить достижение поставленных целей и реализовать стратегическое управление по их достижению.

По мнению И. Хилла, "каждая железная дорога, каждый выдающийся финансовый институт, каждое гигантское деловое предприятие, каждое великое изобретение — все это зарождалось в воображении одного человека". Сегодня для обеспечения конкурентного преимущества ведущие корпорации мира создают "фабрики идей", "горячие подразделения", ситуационные центры, основная задача которых — генерирование идей, способных обеспечить лидерство и решение возникающих в деятельности корпорации наиболее важных проблем. Но для генерирования таких идей требуется создание условий для всего интеллектуального цикла, вершиной которого выступает идея, способная обеспечить лидерство.

5. Закон магистральности (приоритетности). Один из базовых законов профессионального управления — необходимость концентрирования усилий на решении магистральных, т.е. главных, стратегически важных проблем, стоящих перед организацией для достижения поставленных ею целей. Управление, как правило, осуществляется в условиях ограниченных ресурсов. Одновременное решение всех проблем, которые могут решаться организацией, нереально в силу ограниченности возможностей, располагаемых организацией.

В реальной управленческой практике ресурсы управленца ограничены, а интересы в различных направлениях деятельности, как правило, могут быть удовлетворены за счет одних и тех же ресурсов и нередко бывают конкурирующими или противоположными. Поэтому реальное управление — это управление в условиях ограниченных ресурсов при наличии конкурирующих или противоположных интересов.

Для объекта управления, как правило, существует одновременно несколько управленческих ситуаций, требующих принятия управленческого решения.

В первую очередь, управленец должен решать наиболее важные, безотлагательные проблемы. Поэтому одно из главных умений управленца — умение оценить важность управленческой ситуации и соотнести ее по важности с другими управленческими ситуациями, т.е. умение соотнести управленческие ситуации, требующие решения, по важности — определить их приоритетность.

Основные ресурсы должны быть сконцентрированы на магистральных направлениях деятельности организации или на тех направлениях, которые могут стать магистральными завтра в соответствии с принятой в организации стратегией ее развития. Умение верно определить магистральное направление развития организации, а исходя из него верно определить приоритеты в принимаемых управленческих решениях — одно из главных умений профессионального управленца.

6. Закон системности управления. Эффективные управленческие решения могут приниматься лишь при условии, что учитываются все факторы, тенденции, операторы, действующие в управленческой ситуации. То есть когда действия предпринимаются исходя из того, что объекты, на которые они распространяются, образуют систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. В то же время в процессе управления действие — следствие принятого управленческого решения, которое представляет собой системный акт, включающий:

• цель;

• технологии достижения цели;

• ресурсы, требуемые для достижения цели

• систему управления, организующую достижение цели. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных выше элементов делает управленческое решение не эффективным. Действительно, при отсутствии цели говорить об организованной деятельности невозможно. При отсутствии знания технологии, т.е. путей и способов достижения поставленной цели, она не может быть достигнута. Отсутствие ресурсов, необходимых для достижения цели, также делает ее недостижимой. Отсутствие системы управления, способной организовать достижение поставленной цели, делает невозможным использование синергетического эффекта, т.е. объединения усилий членов организации, ее потенциала для достижения поставленной цели. Практика управления дает нам многочисленные примеры, подтверждающие это положение, когда при выполнении, казалось бы, всех необходимых условий поставленные цели при отсутствии эффективной системы управления оказываются недостигнутыми.

Управление может быть эффективным лишь при условии учета всех основных элементов системы и их взаимодействия в ходе реализации принимаемых управленческих решений.

7. Закон стратегичности. Стратегия — стержень управления, определяющий наиболее важные решения, принимаемые в организации. Чтобы быть успешной, деятельность организации должна быть целенаправленной, т.е. иметь стратегию, рассчитанную на долгосрочную перспективу.

Как считают А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд, "выбор менеджерами конкретной стратегии означает, что из всех возможных путей развития и способов действия, открывавшихся перед компанией, решено выбрать одно направление, котором она будет развиваться. Без стратегии у менеджера нет продуманного плана действий, нет путеводителя в мире бизнеса, нет единой программы достижения желаемых результатов".

Один из главных принципов построения системы управления Toyota — лидера современного автомобилестроения: "Принимай управленческие решения с учетом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям".

Деятельность любой современной организации характеризует наличие стратегии развития, а главными управленческими функциями управленца становятся разработка и реализация стратегии. Разработка и реализация стратегии сегодня — непрерывный процесс, превратившийся в каждодневную работу всего персонала компании, организационная структура которой формируется в соответствии с ее стратегией развития.

Лидерство, обеспечивающее успех в конкурентной борьбе, может быть достигнуто только с помощью уникальной стратегии. 11ри существенных изменениях во внешней или внутренней среде стратегия должна корректироваться ("золотое" правило стратегического управления).

Стратегия — основная составляющая управления, так как определяет принятие и реализацию решений, направленных на достижение стратегических целей — желаемого состояния объекта управления в будущем, а стратегическое управление учитывает непрерывное изменение внешних и внутренних условий его функционирования при их достижении.

8. Закон цикличности управления. Управленческая деятельность представляет собой последовательность принимаемых управленческих решений и следующих за ними действий по их реализации, направленных на разрешение той или иной проблемы, достижение поставленной субъектом управления цели. Результат реализации управленческого решения приводит к возникновению новой управленческой ситуации и новых проблем, в свою очередь требующих принятия управленческих решений и действий по их реализации. Возникает управленческий цикл как последовательность действий управленца, включающая принятие управленческого решения, управленческое воздействие и его результат в конкретной управленческой ситуации. Последовательность управленческих циклов образует процесс управления.

Управленческие циклы различаются по характеру управленческих ситуаций, к которым они применяются, используемым управленческим технологиям, их важности, сложности и т.д.

Циклический характер управления проявляется не только в повторяемости управленческого акта принятия и реализации управленческого решения, но и в периодическом возникновении сходных управленческих ситуаций, требующих управленческих решений. Цикличность управленческого процесса находит свое подтверждение и в экономике. Н. Д. Кондратьев выделил три типа циклов развития экономических процессов по их продолжительности:

1) малый — 3—3,5 года;

2) средний — 7—11 лет;

3) большой — 48—55 лет.

9. Закон обратной связи. Информация о результатах предпринятых действий, анализ и оценка результатов принятых ранее управленческих решений относятся к одной из основных составляющих процесса управления. Именно такой анализ позволяет реализовать обратную связь, которая лежит в основе процесса управления и определяет эффективность деятельности управленца. Информация о результатах реализации принятого ранее управленческого решения и сделанные исходя из этого выводы становятся базой для принятия последующих решений.

Обратная связь дает возможность принимать последующие решения с учетом результатов реализации управленческих решений, принятых ранее. Управленческие циклы, повторяясь через определенные промежутки времени, имеют нередко много общего, что позволяет накапливать опыт реализации управленческих решений, принятых ранее, и использовать его при принятии последующих решений. Без анализа и оценки результатов решений, принятых ранее, и сделанных на их основании выводов нет эффективного управления.

Приобретаемый в результате обратной связи опыт становится основой управленческого мастерства и управленческих технологий, которые использует управленец в своей практической деятельности и которые определяют ее эффективность. Он позволяет более точно анализировать, оценивать и прогнозировать развитие управленческих ситуаций и делать выводы, которые могут быть использованы при принятии и реализации последующих решений. Опыт, полученный благодаря обратной связи, используется, когда среди управленческих ситуаций и проблем, возникавших ранее, встречались управленческие ситуации и проблемы, аналогичные тем, которые требуют своего решения в данный момент.

Особенно важна обратная связь при принятии решений в уникальных управленческих ситуациях, не возникавших ранее. Ход реализации управленческого решения должен контролироваться па основании данных о ходе его реализации. При изменениях ситуации или отклонениях в ходе реализации принятого управленческого решения осуществляется его корректировка, что является одним из ключевых положений стратегического управления.

Благодаря использованию обратной связи процесс накопления управленческого опыта и его осмысление делают возможным дальнейшее развитие стратегического менеджмента (рис. 1.3).

10. Закон эстафетности. Процесс управления имеет место на протяжении всей деятельности любой организации. Деятельность эффективных организаций оказывается продолжительнее деятельности отдельного управленца, возглавляющего организацию. В каждой долговременно действующей организации время от времени происходит смена руководителя и команду)!, осуществляющей управление. Если продолжительность управленческой деятельности отдельного управленца ограничена и не может быть продолжительней человеческой жизни, то для организации такого ограничения не существует.

Действие закона эстафетности состоит в том, что выработанные в организации управленческие технологии, управленческая культура, составляющие основу системы управления, передаются от одного поколения управленцев к следующему за ним. Главным фактором, определяющим деятельность в такой организации, становится не отдельный лидер, а воспроизводимая при разных лидерах система управления, неоднократно подтверждавшая свою эффективность на протяжении более длительных периодов времени.

В условиях значительных перемен, происходящих во внешней среде, система управления, управленческие технологии, организационная структура, наконец, сама сложившаяся в организации управленческая культура требуют постоянного усовершенство

Рис. 1.3. Укрупненная модель управленческого цикла с аналитической составляющей

вания и обновления. Однако в организации, где действует закон эстафетности, они осуществляются, оставляя неизменными основы системы управления, "генетический код" ее управленческой культуры, сформированный всей се предыдущей деятельностью. Незыблемым остается стержень, определяющий управленческую культуру организации.

Использование закона эстафетности позволяет достигать долговременных целей развития организации, которые не могут быть достигнуты одним поколением управленцев. Эффективность деятельности такой организации может быть более высокой, чем организации, в которой смена поколения управленцев несет каждый раз коренное изменение системы управления. Использование закона эстафетности позволяет добиваться впечатляющих результатов, лидирующего положения па наиболее востребованных направлениях деятельности. Впрочем, если система управления перестала быть эффективной, сохранение прежней управленческой культуры вряд ли является оправданным.

К числу организаций, в которых действует закон эстафетности, можно отнести такие ведущие корпорации мира, как General Motors, Toyota и другие, за которыми десятилетия управленческого успеха при сохранении стержневой управленческой культуры.

Закон эстафетности позволяет говорить о возможности долговременного стратегического управления организацией.