Цели, задачи и функции государственной службы
Вопрос о целях и задачах государственной службы, несмотря на свою важность, носит во многом постановочный характер. Дело в том, что методология целеполагания в управлении вообще и в государственном управлении в частности менее всего разработана. Цели государственной службы можно рассматривать как форму осознания и закрепления государственными органами в соответствующих нормативных правовых актах социально значимых актуальных проблем.
В настоящее время Россия не имеет четко выстроенного "древа целей". Теоретических наработок на этот счет немного, к тому же они нередко противоречат друг другу. Так, Ю. II. Старилов считает, что главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ[1].
В свою очередь, А.Ф. Ноздрачев выделяет следующие цели государственной службы:
– упорядочение работы государственного аппарата;
– установление требований к функциям и правомочиям по государственным должностям;
– определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных служащих;
– регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;
– формирования условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы[2].
Нетрудно заметить, что в последнем подходе к определению целей государственной службы государственные чиновники замыкаются в основном на аппаратные потребности, а потребности и интересы людей выступают на втором плане.
Цели государственной службы можно классифицировать:
1) по степени общественной важности:
– стратегические, связанные с качеством жизни общества, его сохранением или преобразованием;
– тактические, определяющие конкретные действия во времени и пространстве по достижению стратегических целей;
2) по результатам:
– конечные;
– промежуточные;
3) по времени:
– долгосрочные;
– среднесрочные;
– краткосрочные;
4) по сферам общественной жизни:
– экономические;
– политические;
– социальные;
– духовные.
Выясняя задачи государственной службы, необходимо учитывать, что государственные служащие активно участвуют в разработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти, в предоставлении государственных услуг. Поэтому среди основных задач государственной службы можно выделить следующие:
– обеспечение конституционного строя;
– выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;
– подбор кадров, способных реализовать стратегию развития страны;
– создание организационных структур государственной власти;
– принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;
– защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;
– создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.
По мнению, В. Д. Граждана, в системе государственного управления государственная служба предназначена для выполнения двуединой задачи. Во-первых, это оказание административной (аппаратной) поддержки политическому руководству страны; во-вторых, изучение проблем управления и интересов всех слоев населения, в чем так нуждаются государственные органы[3].
Таким образом, каждый вид государственной службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи.
Понятие "функции государственной службы" и их виды в нормативных правовых актах пока не определены, что отражает один из пробелов правового регулирования данного института. В научной и учебной литературе вопрос о функциях государственной службы носит преимущественно постановочный характер. Одни авторы под функциями государственной службы понимают самостоятельные и относительно обособленные виды государственно-служебных действий. Другие – рассматривают функции государственной службы как организацию практической реализации правовых норм.
Функции государственной службы – основные направления воздействия государственных служащих на общественные отношения для достижения целей и задач государства[4].
Можно также утверждать, что функции государственной службы в целом совпадают с функциями органов государственной власти и государственного управления. Последнее утверждение основано на том, что государственная служба согласно законодательству Российской Федерации призвана обеспечивать полномочия органов государственной власти.
Выполняемые государственными служащими функции подразделяются на социально-политические (общие) и специально-юридические.
К общим функциям государственной службы можно отнести:
– управление общественными делами (в этой связи государственную службу можно рассматривать как организационный институт);
– целеполагание – функция, предназначение которой состоит в том, чтобы определить параметры оптимального функционирования государства и общества в целом, модель его будущего развития, алгоритм государственного управления;
– прогнозирование и моделирование развития общества и государственных органов (в основе данной функции лежит анализ тенденций общественного развития, она связана с предвидением изменений в обществе и органах государственной власти, обусловленных какими-либо событиями или целенаправленными действиями);
– планирование – это принятые заранее решения о том, что делать, когда делать и кто будет делать в государственных органах (в ходе планирования производится определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в обществе и государственных органах);
– организацию – создание и упорядочивание структуры государственной службы и государственных органов, их штатов, процессов государственного управления в целях устойчивого и динамичного развития общества и государственных органов (предназначение государственной службы состоит в организации жизни граждан и, как известно, государственные служащие прямо или косвенно обеспечивают процесс социальной организации человека);
– контроль – установление соответствия или несоответствия показателей развития общества и государственной службы внутренним или внешним стандартам и уровню, задаваемому планами и программами;
– учет – фиксирование в количественных показателях процессов, протекающих в обществе и на государственной службе;
– координация – согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государства;
– информационное обеспечение деятельности государственных органов и жизни общества, т.е. сбор, получение, обработка, анализ информации, необходимой для осуществления государственной деятельности.
В последние годы государственная служба все чаще рассматривается как производитель государственных социальных услуг. Речь идет об образовании, здравоохранении, безопасности и т.д. Поэтому можно говорить о такой функции государственной службы, как производство государственных услуг.
Государственная служба выполняет воспитательную функцию. Она играет важную роль в формировании в общественном сознании уважительного отношения к человеческой личности, институтам государства и права.
Для динамичного развития общества большое значение имеет регулятивная функция государственной службы. Государственные служащие играют активную роль в регулировании отношений между социальными группами в экономической, политической, социальной и идеологической сферах жизни общества. В этих целях устанавливаются правила, нормативы, задается направленность действий граждан и государственных служащих. Это проявляется при разработке различных программ, законопроектов, принятии политических решений.
К специально-юридическим функциям государственной службы относятся:
– правотворческая (государственные служащие принимают активное участие в разработке проектов нормативных правовых актов, их экспертизе, аналитической и справочной работе правотворческого процесса);
– правоприменительная (государственные служащие претворяют в жизнь нормы конституций, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ).
– правоохранительная (государственные служащие защищают установленные нормы права от нарушений субъектами правоотношений, в этих целях используются органы контроля и надзора, методы принуждения).
Конкретные функции структур государственной службы и государственных служащих устанавливаются положениями о структурных подразделениях аппарата органов государственной власти и должностными инструкциями.
Функции государственной службы осуществляются с помощью правовых, экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических методов.