Цели воспитания
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека или группы людей; предполагаемый идеальный результат деятельности. Цель воспитания как социального явления — теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, образованности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.
Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами, как, например, в частном образовании или в системе духовного образования, но и там оно обусловлено социальным заказом. Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет четкость и смысл: "Что сказали бы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить... То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности" (К. Д. Ушинский)[1]. Цель воспитания есть отражение его целенаправленности и целесообразности. Это то начало, которое раскрывает социальную и историческую сущность воспитания, определяет направление, ОГЛАВЛЕНИЕ, формы и методы воспитания. В этом проявляется функциональное назначение цели.
На определение государством социального заказа воспитательно-образовательной системе большое влияние в современном мире оказывают общемировые тенденции и установки. Все страны, которые подписались под Международной Декларацией прав ребенка (1959) и Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), не могут не учитывать того, что говорится в этих документах о целях и задачах воспитания и образования детей.
В Принципе 10 Декларации написано: "Он (ребенок) должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей". В Принципе 7 определены общие цели образования: "Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества". В ст. 29 Конвенции о правах ребенка эта цель уточняется:
"Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:
а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;
в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этическими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
д) воспитание уважения к окружающей природе".
Приоритетами современного воспитания и педагогики во всем
цивилизованном мире считаются:
• ЧЕЛОВЕК — воспитание в духе уважения прав человека; гуманная педагогика, педагогика мира и ненасилия;
• МИР — воспитание в духе разоружения и миролюбия;
• СОТРУДНИЧЕСТВО — воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержки, без которых человечество не сможет решить стоящих перед ней глобальных проблем;
• ПРИРОДА — экологическое воспитание в глобальных масштабах на основе понимания, что Земля — общий дом человечества.
Аурелио Печчеи, создатель Римского клуба и его Президент до 1984 г., уже в те годы отмечал, что необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических ценностей: "От концепции, ориентированной па человеческие потребности и их удовлетворение, к другому понятию, в основе которого лежало бы человеческое развитие, а главной целью стало бы самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей человеческой личности", добавим, гармоническое развитие, которое предполагает, прежде всего, определенное соотношение между задачами, которые ставит перед собой человек, и имеющимися у него внутренними резервами для их достижения и возможностями, которые ему может предоставить государство и общество.
Цель воспитания носит, как и само воспитание, конкретно-исторический характер и меняется со сменой исторической ситуации. Так, например, идеал афинского воспитания в Древней Греции складывался из понимания гармонии телесных и духовных сил, уже в Древнем Риме больший акцепт получает задача практической подготовки воспитанников, в Средние века — рыцаря, крестьянина, ремесленника, религиозного служителя — и так в каждой исторической ситуации, в чем и проявляется диалектика цели воспитания, т.е. постоянное ее изменение в соответствии с новыми историческими условиями. "Образованность определяет человека, который сформирован конкретно-историческим идеалом" (К. Ясперс).
На цель и характер воспитания влияют уровень экономического развития общества, темпы научно-технического и социального развития, развитие педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, характер и качество подготовки педагогических кадров, темпы и возможности развития детей.
Целеполагание в педагогике — сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Выделяют три уровня целеполагания в воспитании:
• идеал воспитания;
• уровень воспитательных устремлений и задач воспитания;
• уровень цели и смысла жизни человека.
Идеал воспитания {первый уровень) — образ конечного результата воспитательной деятельности всего общества. Это тот социальный заказ, воспитательный идеал, который формируется в обществе.
Социальный заказ в сфере образования определяется в Законе об образовании — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации". Его характер в первую очередь определяется принципами государственной политики в области образования.
Гуманистический характер образования и формирование гуманной личности как цель образования определяются, прежде всего, принципами 3 и 7 ст. 3:
"3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования...
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания".
Дальнейшее подтверждение этой гуманистической направленности можно найти во всем документе. Так, в ст. 12 "Образовательные программы" (п. 1) зафиксировано:
"Образовательные программы определяют ОГЛАВЛЕНИЕ образования. ОГЛАВЛЕНИЕ образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями".