Лекция 4. Цели и стратегии развития организации

В результате изучения темы студенты должны:

знать

• суть целей организации;

• суть дерева целей;

• типы стратегий;

• факторы выбора стратегии;

уметь

• формулировать цели организации;

• формулировать дерево целей;

• анализировать стратегии развития;

• обосновывать выбор стратегии развития;

владеть

• навыками выбора целей организации;

• методологией выбора стратегии развития.

Понятие цели

Организации создаются и функционируют для достижения определенных целей. Цели – это ключевые результаты, к которым стремится организация в своей деятельности. Ставя определенные цели, руководитель формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива.

Цели являются начальным элементом системы управления предприятием, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую функции. Следовательно, если организация не имеет цели, то и нет управления ею. Характеризуя значимость цели, еще Сенека отмечал: "...если не знаешь, куда плыть, никакой ветер не будет попутным". Цели предприятия задают и определяют основу для построения организации, мобилизуют коллектив на достижение конкретных результатов.

При определении целей обычно возникает несколько вопросов:

– Какие цели выбрать и в какой последовательности их расставить исходя из их приоритетности?

– Насколько они актуальны и как оцениваются возможности их достижения?

Организация не должна иметь много целей, поскольку это распыляет силы и средства.

К типичным относятся цели, которые связаны с ролью данной организации на рынках сбыта, с ростом объема бизнеса, его прибыльностью, рентабельностью и другими характеристиками. Постановка целей способствует выполнению основной функции организации, выраженной в ее линии деятельности.

Цели либо официально провозглашаются высшим руководством как деловые установки проводимой политики, либо неявно подразумеваются в философии организации, в основных принципах ее деятельности.

Поскольку благополучие участников организации напрямую зависит от степени достижения поставленных целей, они с той или иной степенью заинтересованности их реализуют.

Формулировка целей – важная задача менеджмента. Формулируя цель, необходимо четко определить:

– ОГЛАВЛЕНИЕ и размер цели;

– временные параметры;

– пространственные характеристики;

– персональную привязку;

– связь с иерархией целей организации.

Например, заместитель руководителя фирмы по маркетингу (персональная привязка) должен в 2014 г. (временной параметр) на территории Московской области (пространственная характеристика) для увеличения оборота фирмы (связь с иерархией целей организации) повысить объем продаж продукции (ОГЛАВЛЕНИЕ) не менее чем на 20% (размер цели).

В западной теории менеджмента выделяют ключевые требования к формулированию целей. Их называют SMART-характеристикой цели [3]:

• Specific – ясность, точность, конкретность (невозможно неправильно или множественно толковать цели);

• Measurable – измеримость: цель должна иметь количественное выражение, чтобы определять факт ее достижения;

• Achievable – достижимость: руководитель организации и сотрудники должны быть уверены, что поставленную цель можно достичь;

• Related – совместимость и приемлемость: цель должна соотноситься со стратегией организации, интересами сотрудников; цели не должны ориентировать сотрудников организации на противоречивые действия (как у героев известной басни И. Крылова – Лебедя, Рака да Щуки, один из которых рвался в облака, другой пятился назад, а третья тянула в воду);

• Time-bound – ориентированность во времени: цель должна быть определена по срокам ее достижения.

В системе управления цели выполняют ряд важных функций.

1. Цели отражают философию организации, концепцию се деятельности и развития.

2. Цели задают основные направления работы организации и, следовательно, составляют основу ее общей и управленческой структуры, определяют ее характер и особенности, распределение полномочий и ответственности.

3. Цели уменьшают неопределенность текущей ситуации, становясь для субъекта ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться к нему, служат базой для составления конкретных планов и программ

на всех уровнях, обеспечивают их интеграцию. При отсутствии ярко выраженных целей возникает разнобой в стратегиях, затруднены оценка и контроль, организация начинает конкурировать сама с собой.

4. Концентрация на достижение желаемых целей позволяет людям противостоять сиюминутным порывам и желаниям действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами.

5. Цели составляют основу критериев выделения проблем, выбора вариантов решений, их детализации, координации соответствующей деятельности, контроля и оценки полученных результатов, а также материального и морального поощрения сотрудников.

6. Цели (особенно стратегические) независимо от того, реальны они или мнимы, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают брать на себя добровольно высокие обязательства и добиваться их выполнения (поэтому в формулировке цели должен присутствовать вызов).