Лекция 4. Цели и стратегии развития организации
В результате изучения темы студенты должны:
знать
• суть целей организации;
• суть дерева целей;
• типы стратегий;
• факторы выбора стратегии;
уметь
• формулировать цели организации;
• формулировать дерево целей;
• анализировать стратегии развития;
• обосновывать выбор стратегии развития;
владеть
• навыками выбора целей организации;
• методологией выбора стратегии развития.
Понятие цели
Организации создаются и функционируют для достижения определенных целей. Цели – это ключевые результаты, к которым стремится организация в своей деятельности. Ставя определенные цели, руководитель формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива.
Цели являются начальным элементом системы управления предприятием, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую функции. Следовательно, если организация не имеет цели, то и нет управления ею. Характеризуя значимость цели, еще Сенека отмечал: "...если не знаешь, куда плыть, никакой ветер не будет попутным". Цели предприятия задают и определяют основу для построения организации, мобилизуют коллектив на достижение конкретных результатов.
При определении целей обычно возникает несколько вопросов:
– Какие цели выбрать и в какой последовательности их расставить исходя из их приоритетности?
– Насколько они актуальны и как оцениваются возможности их достижения?
Организация не должна иметь много целей, поскольку это распыляет силы и средства.
К типичным относятся цели, которые связаны с ролью данной организации на рынках сбыта, с ростом объема бизнеса, его прибыльностью, рентабельностью и другими характеристиками. Постановка целей способствует выполнению основной функции организации, выраженной в ее линии деятельности.
Цели либо официально провозглашаются высшим руководством как деловые установки проводимой политики, либо неявно подразумеваются в философии организации, в основных принципах ее деятельности.
Поскольку благополучие участников организации напрямую зависит от степени достижения поставленных целей, они с той или иной степенью заинтересованности их реализуют.
Формулировка целей – важная задача менеджмента. Формулируя цель, необходимо четко определить:
– ОГЛАВЛЕНИЕ и размер цели;
– временные параметры;
– пространственные характеристики;
– персональную привязку;
– связь с иерархией целей организации.
Например, заместитель руководителя фирмы по маркетингу (персональная привязка) должен в 2014 г. (временной параметр) на территории Московской области (пространственная характеристика) для увеличения оборота фирмы (связь с иерархией целей организации) повысить объем продаж продукции (ОГЛАВЛЕНИЕ) не менее чем на 20% (размер цели).
В западной теории менеджмента выделяют ключевые требования к формулированию целей. Их называют SMART-характеристикой цели [3]:
• Specific – ясность, точность, конкретность (невозможно неправильно или множественно толковать цели);
• Measurable – измеримость: цель должна иметь количественное выражение, чтобы определять факт ее достижения;
• Achievable – достижимость: руководитель организации и сотрудники должны быть уверены, что поставленную цель можно достичь;
• Related – совместимость и приемлемость: цель должна соотноситься со стратегией организации, интересами сотрудников; цели не должны ориентировать сотрудников организации на противоречивые действия (как у героев известной басни И. Крылова – Лебедя, Рака да Щуки, один из которых рвался в облака, другой пятился назад, а третья тянула в воду);
• Time-bound – ориентированность во времени: цель должна быть определена по срокам ее достижения.
В системе управления цели выполняют ряд важных функций.
1. Цели отражают философию организации, концепцию се деятельности и развития.
2. Цели задают основные направления работы организации и, следовательно, составляют основу ее общей и управленческой структуры, определяют ее характер и особенности, распределение полномочий и ответственности.
3. Цели уменьшают неопределенность текущей ситуации, становясь для субъекта ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться к нему, служат базой для составления конкретных планов и программ
на всех уровнях, обеспечивают их интеграцию. При отсутствии ярко выраженных целей возникает разнобой в стратегиях, затруднены оценка и контроль, организация начинает конкурировать сама с собой.
4. Концентрация на достижение желаемых целей позволяет людям противостоять сиюминутным порывам и желаниям действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами.
5. Цели составляют основу критериев выделения проблем, выбора вариантов решений, их детализации, координации соответствующей деятельности, контроля и оценки полученных результатов, а также материального и морального поощрения сотрудников.
6. Цели (особенно стратегические) независимо от того, реальны они или мнимы, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают брать на себя добровольно высокие обязательства и добиваться их выполнения (поэтому в формулировке цели должен присутствовать вызов).