Цели социальной организации
Люди работают в организациях для реализации своего будущего; в организациях обычно ставят большие общественно значимые цели.
Социальные организации начинают возникать с того момента, когда внутри политического общества некоторое множество индивидов обнаруживает общие идеи, интересы, чувства, занятия, которые остальная часть населения не разделяет[1]. Они под влиянием отмеченных сходств неизбежно притягиваются и ищут друг друга, завязывают отношения, объединяются. Так постепенно внутри глобального общества образуется ограниченная группа, имеющая свои особые интересы, т.е. признаки, позволяющие их различать и идентифицировать. Самым существенным для социальной организации является наличие цели.
Как следует из определения социальных организаций, среди всех компонентов ее внутренней структуры особое место занимают цели, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность организации. Организация, не имеющая цели, бессмысленна и не может существовать продолжительное время. Отрицательными последствиями отсутствия цели либо их смещения являются: неправильный выбор стратегических направлений (это приводит к серьезным материальным потерям), снижение эффекта синергии из-за отсутствия единой ориентации у членов организации, нарушение коммуникаций внутри организации, ослабление интеграции внутри организационных структур, появление сложностей в мотивации членов организации и другие серьезные проблемы.
Цель – это желаемый, планируемый результат, которого пытаются достичь члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. В условиях организации цель выступает как единство мотивов, средств и результатов. Цель образуется при встрече мотива со средствами (ресурсами, условиями, возможностями), т.е. при оценке способа удовлетворения соответствующей потребности или устремления. Выбор цели субъектом существенно предопределен и ограничен индивидуальными предпочтениями, влияниями окружающей среды, побочными целями и т.д. Поэтому целеполагание не есть лишь выражение свободы воли субъекта.
Цели организации разнообразны по виду и содержанию. Совместная деятельность индивидов в организации предполагает наличие взаимосвязанных организационных целей, основными из которых являются:
1. Цели-задания – оформленные как программы общих действий поручения, которые задаются организацией более высокого уровня (например, для предприятия цели такого рода могут задаваться министерством) или диктуются рынком (совокупностью организаций, включая смежников и конкурентов). Эти задания определяют целевое существование организаций. Эти цели являются приоритетными, и на их выполнение направлено внимание и основные усилия всех без исключения участников организационного процесса.
2. Цели-ориентации – совокупность целей участников, реализуемых через организацию. К ним относятся обобщенные цели коллектива, включая и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они расходятся, утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать неэффективной. Стремясь к достижению собственных (часто эгоистических) целей-ориентаций, члены организации отмахиваются от целей-заданий или выполняют их лишь формально.
3. Цели системы обусловлены стремлением сохранить организацию как самостоятельное целое, т.е. сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, цели системы выражают стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения, к ее интеграции в ряду других. Цели системы должны органично вписываться в цели-задания и цели-ориентации. В случаях организационной патологии цели системы могут заслонять другие цели. При этом на первый план выступает желание любой ценой сохранить организацию, невзирая на необходимость выполнения ею целей-заданий или удовлетворение коллективных и индивидуальных целей-ориентаций членов организации. Такое явление нередко наблюдается при крайних негативных проявлениях бюрократизма, когда организация, утратив реальные цели, существует только для того, чтобы выжить, сохранить свою самостоятельность.
Приведенное разделение целей является основным. Оно позволяет понять значение целей организации и показывает их разнообразие. Однако в организации существует большое количество различных стратегических, тактических, промежуточных и вторичных целей. Существуют и другие классификации организационных целей но разным признакам:
1. По направленности. В данном случае цели подразделяются но характеру тех действий, которые намерены предпринимать для их достижения. Выделяют цели функционирования; цели усовершенствования; цели развития.
• Цели функционирования направлены на поддержание рабочего состояния организации и ее подразделений. Целевые программы по обеспечению функционирования содержат задачи по созданию постоянного притока ресурсов, техническому обслуживанию, постоянному контролю за деятельностью членов организации. Как правило, подобного рода задачи рассчитаны на длительное время. Такие цели могут вызывать трудности при мотивации поведения членов организации, так как их достижение не связано с разовыми усилиями, а требуют постоянного напряжения сил.
• Цели усовершенствования. Любая цель, включающая в себя активное действие, может рассматриваться как цель усовершенствования. К таким целям можно отнести повышение производительности труда, увеличение доли товаров организации на рынке и др. Обычно такие цели хорошо понимаются работниками, однако их реализацию не всегда удается обеспечить соответствующими ресурсами (особенно это касается заведомо завышенных целей). В случае недостижимости целей усовершенствования (особенно если они были широко освещены в подразделениях организации) возможны негативные последствия, которые выражаются, в частности, в потере авторитета руководителей, снижением мотивации членов организации и т.д.
• Цели развития аналогичны целям усовершенствования, но относятся к своеобразным формам роста, расширения, обучения и прогресса. К этим целям могут относиться увеличение количества наименований внедряемых в производство новых товаров, внедрение новых идей в области менеджмента, кардинальные изменения в организационной структуре и т.д.
2. По критериям. Предусматривают разделение целей по их отношению к основным показателям успешной деятельности организации. Чем выше запросы организации относительно показателей своей деятельности, чем шире области ее деятельности, тем более разнообразно разделение целей по критериям. В целом можно утверждать, что классификация целей по критериям наиболее значима для руководства организации, так как именно на их основе проводится построение дерева целей, которое служит ориентиром для руководителей в деле управления организацией. По данному критерию выделяют: результативность, рыночные критерии, ресурсы, прибыльность, обновление, социальную ответственность.
• Результативность. Оценка результативности выражается количеством единиц продукции, приходящихся на каждого сотрудника организации и изготовленных в единицу времени. Количество единиц продукции или произведенная прибыль в расчете на одного сотрудника, затраты на их производство в единицу времени являются теми критериями, которые обычно используются при определении результативности.
• Рыночные критерии. Рыночные критерии представляют собой наиболее неустойчивые и неопределенные цели, поэтому руководство не распространяет сведения о них всем членам организации (например, доля рынка).
• Ресурсы. Иногда организации ставят цели, связанные с изменением ресурсной базы. В качестве примера можно назвать сокращение кредита на определенную сумму, прогнозирование финансовых вливаний, направленных на реорганизацию, повышение производительности, сокращение текучести кадров.
• Прибыльность. Цели, ориентированные на прибыльность, обычно выражаются достаточно четко (доход с одного вложенного рубля, уровень рентабельности, размеры дивидендов).
• Обновление. Работа организаций в изменяющейся внешней среде обычно требует, чтобы постоянно приспосабливались к новым рыночным, политическим или другим условиям. От того, насколько быстро организация реагирует на изменения во внешнем окружении (особенно в рыночной среде), зависит баланс между входом и выходом системы, ее способность к выживанию. К целям обновления относится разработка и внедрение нового, более эффективного технологического процесса, новой системы услуг, удовлетворяющих потребителей, нового компьютера, обладающего более высокой скоростью обработки данных, и т.д. Следует отметить, что цели обновления весьма сложно разрабатывать и конкретизировать, поскольку весьма сложно определить характер изменений во внешней среде.
• Социальная ответственность. Современная организация не может эффективно функционировать, не разработав систему мероприятий, направленных на улучшение условий труда, отдыха, обеспечение приемлемых отношений внутри коллектива и мотивации членов организации.
3. По времени. Но времени различают следующие цели: текущие, среднесрочные и долгосрочные. Деятельность по управлению в организации должна быть четко ориентирована во времени, т.е. необходимо выделить первоочередные цели, постоянно отслеживать, как реализуются среднесрочные и долгосрочные цели.
• Текущие цели обычно относятся к тем задачам, которые следует решить в течение одного года. Эти цели хорошо воспринимаются членами организации в том случае, если они реально достижимы, подкреплены соответствующей мотивацией. Обычно текущие цели являются руководством к действию для организаций, производящих продукты.
• Среднесрочные цели охватывают период протяженностью от одного до трех лет. Цели, реализация которых рассчитана на такие сроки, требуют проведения тщательного анализа условий деятельности (в первую очередь, рыночной среды), существующих ресурсов организации и возможностей их привлечения. В организациях, слабо ориентированных на среднесрочные цели, в силу неудовлетворительного планирования и учета ресурсов очень часто допускается коррекция среднесрочных целей, что ведет в конечном итоге к потерям темпов организации, решению неперспективных сиюминутных задач, потере мотивации у членов организации, а в итоге – к сокращению возможностей выживания организации во внешнем окружении.
• Долгосрочные цели обычно относятся к периоду планирования деятельности организации свыше трех лет. Работа на перспективу актуальна далеко не для всех организаций. Тем не менее многие из них ставят долгосрочные цели, но, как правило, детально их не разрабатывают, а рассматривают лишь как ориентиры, как отдаленную веху, вопрос далекого будущего. Эти цели могут иметь мотивирующее значение, поскольку их достижение рассматривается как выдающееся достижение организации, как важный этап се деятельности. Однако в ряде областей деятельности долгосрочные цели имеют решающее значение, являются главными ориентирами, например в научных разработках.
В зависимости от поставленных целей социальные организации могут иметь образовательную, экономическую, политическую, медицинскую, технологическую и другую направленность.
Социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т.д. Продукция таких организаций выступает в виде товаров, услуг, информации или знаний. В теории организации выделяют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие виды организаций. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей.
Для социально-экономических организаций главной целью является получение максимальной прибыли в интересах учредителей.
Для социально-культурных организаций основной целью является достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью.
Для социально-образовательных организаций главной целью является удовлетворение потребностей клиентов в информации и знаниях, а получение прибыли также является вторичной целью.
Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками. К социальным связям относятся: межличностные, бытовые отношения; отношения по уровням управления; отношения к человеку общественных организаций. К экономическим связям относятся: материальное стимулирование и ответственность; прожиточный уровень, льготы и привилегии. Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике организации.
В табл. 6.2 показано, как в социально-экономических организациях соотношение между уровнями социальных и экономических связей влияет на состояние организации. Для социально-образовательных или социально-культурных организаций она будет иметь такой же вид, если заменить слова "экономические связи" на "культурные или образовательные связи".
Таблица 6.2
Влияние уровня связей на состояние организаций
Социальные связи |
Экономические связи |
||
Слабые |
Средние |
Сильные |
|
Слабые |
Неустойчивые организации |
Слабые организации |
Конфликтные организации |
Средние |
Слабые организации |
Средние организации |
|
Сильные |
Конфликтные формальные и сильные неформальные организации |
Средние организации |
Сильные организации |
Например, в компании слабые социальные и средние экономические связи, что характеризует организацию как слабую. Для перевода ее в разряд средних необходимо усилить социальные связи между персоналом. Для этого можно заново создать профсоюзную организацию и т.п.