Цели, ОГЛАВЛЕНИЕ, структура непрерывного образования

Идея непрерывного образования издавна привлекала к себе внимание выдающихся умов. Основоположник дидактики Я. А. Коменский в своем труде "Всеобщее воспитание" изложил теорию универсального образования и воспитания всех людей в течение жизни на основе равноправия. Великий русский педагог К. Д. Ушинский также говорил о том, что человек должен и будет учиться всю жизнь[1]. Однако только во второй половине XX в. условия социально-экономического развития человечества, быстрое увеличение объема и содержания знаний (за 2 года количество информации удваивается), их быстрое устаревание, а также стремительное развитие новых средств хранения и передачи информации, позволили перейти к процессу реализации идеи непрерывного образования в образовательную практику.

Современные концепции непрерывного образования получили наименования "пожизненного образования", "образование через всю жизнь" или "образование в течение всей жизни" (от англ. – lifelongeducation) и "возобновляемого образования" (от англ. – recurrenteducation).

Одна из основных целей непрерывного образования – расширение и диверсификация образовательных услуг, дополняющих базовое школьное или вузовское обучение. Этим признается недостаточность или неспособность базовой системы научить человека всему, что ему придется делать в течение жизни. Непрерывное образование часто приравнивается к образованию взрослых, так как речь идет о различных формах переподготовки, повышения квалификации и культурного уровня людей, преодолевших обычный возраст базового обучения.

Понятие непрерывности призвано усилить значимость понятия образования, придать ему особую целесообразность, неслучайность, осознанность. Основной путь получения образования – это обучение и самообучение, т.е. это целенаправленная деятельность вовне, переосмысление окружающей действительности и своего места в ней, и внутрь – самообогащение, самопознание, саморазвитие, самообразование.

Самообразование (от англ. – self-education/instruction) – приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне учебных заведений, без помощи преподавателя. Непрерывное образование предполагает включенность в него субъекта, меняющегося, совершенствующегося, обучающегося, приобретающего новый опыт, новые качества и новое отношение к окружающей действительности. Таким образом, в непрерывном образовании на первый план выдвигается идея самообразования и самовоспитания.

Уникальность социально-культурной, экономической ситуации в современной России состоит в том, что в связи с необходимостью преобразований в обществе проблема развития человека в течение всей жизни, его самообразования является одной из приоритетных задач.

Одним из способов решения данной задачи может выступать реализация концепции непрерывного образования, которое существенно отличается от прерывного, имеющего свои определенные временны́е рамки и конечный, достижимый результат. Прерывистость образовательного процесса не противоречит идее непрерывного образования. Непрерывное образование призвано обеспечить гармоничное развитие каждой личности, индивизуализировать обучение, воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний. В центре любого этапа и уровня непрерывного образования и воспитания поставлен человек, личность со своими интересами. Непрерывное образование предполагает многообразие и гибкость применяемых видов обучения, его гуманизацию, демократизацию и индивидуализацию, обеспечивая тем самым единство образования и самообразования. Важная особенность непрерывного образования – его устремленность в будущее, на переподготовку специалистов и переход к более сложной и престижной профессии.

Экспертами ЮНЕСКО были сформулированы[2] основные принципы системы непрерывного образования, которые отображают его цели:

– охват образованием всей жизни человека;

– понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы;

– включение в систему просвещения помимо учебных заведений и центров доподготовки, формальных, неформальных и внеинституциональных форм образования;

– горизонтальная интеграция: дом – соседи – местная социальная сфера – общество – мир труда – средства массовой информации – рекреационные, культурные, религиозные организации и т.д.; между изучаемыми предметами; между различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т.п.) на отдельных этапах жизни;

– вертикальная интеграция: между отдельными этапами образования (дошкольным, школьным, послешкольным); между разными уровнями и предметами внутри отдельных этапов; между разными социальными ролями, реализуемыми человеком на отдельных этапах жизненного пути; между различными качествами развития человека (качествами временного характера, такими как физическое, моральное, интеллектуальное развитие и т.п.);

– акцент на самоуправление; акцент на самообразование, самовоспитание, самооценку;

– индивидуализация учения; учение в условиях разных поколений (в семье, в обществе); расширение кругозора; интердисциплинарность знаний, их качества; гибкость и разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения;

– динамичный подход к знаниям – способность к ассимиляции новых достижений науки; совершенствование умений учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; реализация творческого и инновационного подходов;

– облегчение перемены социальных ролей в разные периоды жизни; познание и развитие собственной системы ценностей; поддержание и улучшение качества индивидуальной и коллективной жизни путем личного, социального и профессионального развития; развитие воспитывающего и обучающего общества; учиться для того, чтобы "быть" и "становиться" кем-то; системность принципов для всего образовательного процесса.

Непрерывное образование существует в современном сознании на двух уровнях – обыденном и научном. Первый сводится к мысли о полезности пожизненного накопления знаний, постоянного расширения жизненного кругозора, точно выражается признанной мудростью "век живи – век учись". В отличие от обыденных, научные интерпретации непрерывного образования представлены не только многообразием концепций, но и реальной структурой образовательной практики.

В педагогике выделяют три главных аспекта содержания непрерывного образования:

а) традиционный, когда в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности. Это по сути – компенсаторное, дополнительное образование, часть "конечного" образования (т. с. "образования на всю жизнь");

б) явление образования как пожизненный процесс ("учиться всю жизнь") и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т. п.);

в) третий подход идею пожизненного образования "пропускает" через потребности личности, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью ("образование через всю жизнь"). Целью непрерывного образования в этом случае становится – всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге – его "окультуривание" как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.

Система непрерывного образования России объединяет собой исторически сложившиеся области дошкольного и общего образования, начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального, системы дополнительного и дополнительного профессионального образования.

На системе непрерывного образования отражаются интеграционные процессы современного социума: создаются учебно-научно-педагогических комплексы, которые объединяют дошкольные образовательные учреждения, школы, образовательные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, международные Центры дистанционного образования.

Своеобразный характер носят технологии открытого и дистанционного образования. Открытое образование (от англ. – openeducation) – концепция современного образования за рубежом. В связи со стремлением к его доступности для всех людей, независимо от их образовательного уровня, не предъявляется каких-либо особых требований к первоначальной подготовке обучающихся. Открытое образование предназначено, как правило, для обучения людей зрелого возраста, не сумевших по разным причинам повысить уровень своей образованности ранее.

Дистанционное образование – это такой вид образования, при котором все или бо́льшая часть учебных процедур осуществляются при территориальной разобщенности преподавателя и обучающегося с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Одна из моделей такого образования представлена на рис. 2.1.

Таким образом, современная система непрерывного образования превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая переплетена со всеми другими областями общественной жизни.

Рис. 2.1. Схема модели обучения учащихся в дистанционном образовании