Цели и ОГЛАВЛЕНИЕ педагогического общения
Общение педагога с детьми является не фоном, на котором решаются задачи обучения и воспитания, а важнейшей составляющей профессиональной деятельности. От того, насколько эффективно решает учитель коммуникативные задачи, зависит и успешность развития детей, и становление профессионализма педагога.
Творческий характер педагогической деятельности в полной мере отражается в педагогическом общении. Учитывая, что общение само по себе является процессом творческим, не укладывающимся в рамки стандартных рекомендаций, в профессиональной деятельности педагога оно приобретает особое звучание. Учителю приходится общаться с людьми разного статуса, разного социального положения и возраста (коллегами, администрацией, родителями, детьми). В зависимости от ситуации педагог должен быть то строгим и требовательным, то добрым и сопереживающим, то внимательным наблюдателем, то активным участником процесса общения.
Таким образом, коммуникативные педагогические задачи должны решаться не на интуитивном, а на сознательном уровне, опираясь на глубокие психолого-педагогические знания. Однако знания, не подкрепленные коммуникативными способностями и навыками конструктивного общения, могут превратиться в декларативные правила и нормы поведения, которыми учитель часто оперирует по отношению к детям. Поэтому важнейшим условием профессионального развития педагога является работа над собой, осознанное и осмысленное отношение к проблемам общекультурного и профессионального общения.
Стремление быстро и сразу найти единственно верное решение: как поступить в той или иной ситуации, как отреагировать на тот или иной поступок ребенка, может привести к серьезным проблемам в общении, превратить его в череду неразрешимых конфликтов.
Педагогическое общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между учителем и детьми, их родителями, коллегами с целью решения различных педагогических задач. Данный процесс включает три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (передача своих смыслов и понимание чужих, обмен информацией с партнерами по общению), интерактивную (организация взаимодействия, т.е. обмен не только знаниями и идеями, но и действиями) и перцептивную (восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания).
Большое значение в общении педагога с воспитанниками имеют невербальные средства общения. Жест и мимика всегда сопровождают нашу речь, они иллюстрируют ее, придают законченный характер, помогают в передаче информации. Невнимание к невербальным средствам общения может привести к непониманию партнерами друг друга, неверной интерпретации слов, отношения, эмоционального состояния. Отсутствие культуры невербального общения может мешать, отвлекать и даже раздражать собеседника (см. подробнее гл. 28 данного учебника).
Несмотря на то, что речь является важнейшим средством общения людей, большую часть информации человек получает по невербальному каналу. Само по себе слово формально, одно и то же слово, одну и ту же фразу можно произнести по-разному, и она приобретает самое различное звучание, будет по-разному понята и интерпретирована. Важно не только то, что сказано, но и то, как сказано.
Интерпретация невербальных средств общения чаще всего осуществляется на неосознанном уровне. Мы почему-то не верим человеку, или он нам почему-то не нравится, хотя при этом он говорит все правильно и красиво. Но несоответствие речи и позы (или мимики), расхождение слова и "тела" даст нам информацию, которая заставляет уклоняться от общения с таким человеком. Очень метким является высказывание о том, что "тело - это источник утечки информации".
Профессиональная деятельность педагога основана на постоянном общении, решении коммуникативных задач, владении культурой невербального общения. Это имеет значение как с точки зрения репрезентации себя другим людям, в частности, детям, которые всегда чувствуют состояние, настроение взрослого человека, который с ними общается, так и с точки зрения навыков и умений педагога воспринимать, понимать и оценивать других людей. Иными словами, уметь "читать" другого человека, в частности, ребенка (настроение, о чем "говорят" глаза, улыбка). Это является необходимым условием развития коммуникативных навыков: чтобы научиться общаться с другими, надо научиться понимать их.
Таким образом, основной целью формирования профессиональных навыков общения является развитие таких способностей как:
- психологическая перцепция - способность понимать, а не только видеть, т.е. адекватно моделировать личность партнера по общению, видеть его психическое состояние по внешним признакам;
- создавать и поддерживать педагогический имидж, "подавать себя" в общении;
- оптимально выстраивать тактику своего поведения посредством вербальных и невербальных средств общения.
Успешность достижения данной цели во многом зависит от степени актуализации в сознании проблем педагогического общения и активности рефлексивной позиции. Содержательно формирование умений общаться охватывает все стороны педагогического общения: умение, на основании целостного восприятия и анализа ситуации, а также особенностей партнеров по общению, вступать как в индивидуальный контакт, так и в контакт с аудиторией; выстраивать свою тактику поведения, используя различные позиции в общении, приемы и способы поддержания и развития коммуникативной ситуации. Особое внимание следует уделить средствам невербального общения, играющим важнейшую роль во взаимопонимании и взаимодействии партнеров.
Важным аспектом педагогического общения является умение педагога разрешать различного рода конфликтные ситуации. Именно в экстремальных, чаще всего, непредвиденных ситуациях необходимо проявление коммуникативно-творческих способностей и навыков (умение видеть суть конфликта, быстро просчитывать варианты его разрешения, а также видеть возможные его последствия).
Способность достойно разрешить конфликт, решая различные педагогические задачи, не вызывая при этом негативного отношения со стороны оппонентов, является важнейшим условием компетентности и профессионализма педагога.