Цели проекта
Процесс целеполагания (установления целей) является неотъемлемым элементом управления. Четкое представление о целях проекта, сложившееся у всех его участников и разделяемое ими, – важнейшее условие достижения этих целей и успешного управления.
Существуют несколько методик целеполагания. Наибольшее распространение получила методика SMART, в соответствии с которой цели проекта должны быть:
– конкретными (Specific);
– измеримыми (Measurable);
– достижимыми (Achievable);
– значимыми (Relevant);
– соотносимыми с конкретным периодом времени (Time-bounded).
Представление об этих критериях дано в табл. 2.1.
Таблица 2.1
SMART-критерии в целеполагании
Критерий |
Смысл критерия |
Примечания |
Конкретность (Specific) |
Отсутствие различных интерпретаций в постановке цели различными участниками проекта |
В постановке цели не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки (оптимальный, достойный и т.п.). Желательно избежать и негативной постановки целей (минимизировать издержки) |
Измеримость (Measurable) |
Цель должна описываться количественными показателями, достижение или недостижение которых позволяет определить степени приближения к цели |
Если речь идет о количественной измеримости, нужно оперировать цифрами, если о качественной – к формулировке цели следует приложить техническое задание. На практике часто используют такие критерии, как проценты, соответствие внешним стандартам, время и др. |
Достижимость (Achievable) |
Означает возможность достижения цели с учетом существующих ограничений |
Существуют проекты, относительно которых нельзя с уверенностью судить о достижимости целей, например, научно-исследовательские проекты |
Значимость (Relevant) |
Отражает согласование цели проекта с целями более высокого уровня вплоть до стратегии компании, а также важность данного проекта для компании |
Значимость цели определяется ответом на вопрос: важна ли она для достижения целей более высокого уровня? |
Соотнесение цели с конкретным периодом времени (Time-bounded) |
Если не учитывать временные ограничения, возникает риск того, что цель никогда не будет достигнута |
При постановке цели необходимо определять конечный срок, к которому должны быть получены результаты проекта |
В последние годы появились расширенные трактовки SMART-критериев. Обычно традиционная SMART-постановка дополняется двумя новыми критериями, позволяющими повысить вероятность достижения цели и сделать методику постановки целей еще более умной (в переводе с английского smart означает "умный", smarter – "еще умнее"):
– наличие обратной связи через оценку (Evaluated) – означает оценку руководителем проекта степени приближения к цели на каждом этапе ее достижения;
– возможность и необходимость периодической корректировки цели (Reviewed) в соответствии с меняющимися внешними и внутренними условиями реализации проекта.
Национальный проект "Здоровье" – программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом РФ Владимиром Путиным в 2005 г. в рамках реализации четырех национальных проектов. Цели проекта определены следующим образом.
1. Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.
2. Повышение доступности и качества медицинской помощи.
3. Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
4. Развитие профилактической направленности здравоохранения.
5. Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.
Большинство сформулированных целей не отвечают SMART-критериям.
Для определения целей проекта применяются различные методы, среди которых можно выделить аналитические и неаналитические методы. Важно помнить при этом, что проект существует не сам по себе, он направлен на решение определенной проблемы.
Аналитические методы используются для того, чтобы найти новые подходы к проблемам или новые комбинации посредством систематизированного поиска. Если однажды установлены фундаментальные взаимосвязи между тем, что раньше воспринималось как случайные факторы, то возникает возможность применения этих взаимосвязей к новым знаниям и фактам, а также для решения практических задач. Использование этой группы методов основано на принципах эвристики.
Эвристика изучает способы организации деятельности человека в определенной области с целью решения новых (или неясно поставленных) задач или придания ей творческого характера (степени новизны). Эти способы образуют систему, основными компонентами которой являются:
– основные (рациональные) методы и средства поиска новых решений, опирающиеся на законы логики мышления и логику функционирования объекта;
– методы и свойства настройки и регулирования творческой активности личности, основанные на знаниях психологии и физиологии;
– специальное информационное обеспечение поиска новых решений;
– искусство синтеза поисковых технологий.
К основным аналитическим методам относятся следующие.
1. Морфологический анализ. Метод морфологического анализа был предложен швейцарским астрономом Ф. Цвики в 1942 г. Целью применения метода морфологического анализа является систематическое исследование всех мыслимых вариантов решения проблемы, что дает возможность охватить исследованиями все неожиданные и необычные вопросы.
Метод морфологического анализа является одновременно методом психологической активизации творческого процесса. Его достоинство в том, что он помогает преодолеть трудности при рассмотрении значительного количества комбинаций возможных решений.
Морфологический анализ проводится по следующей схеме:
а) формулировка проблемы;
б) постановка задачи;
в) составление списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции;
г) составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике. Этот перечень заключается в таблицу, называемую морфологической матрицей;
д) анализ сочетаний;
е) выбор наилучшего сочетания.
Результат морфологического анализа в виде морфологической матрицы показан в табл. 2.2. В проблеме выделено три аспекта: А, В, С. Аспект А может быть разрешен тремя путями, В – двумя и С – четырьмя. Каждая комбинация представляет собой потенциальное решение Общее число возможных решений проблемы, таким образом, равно: 3 • 2 • 4 = 24.
Таблица 22
Результаты морфологического анализа – морфологическая матрица
Параметры |
Варианты решения проблемы |
А |
А1 А2 А3 |
В |
B1 B2 |
С |
C1 C2 C3 C4 |
Из полученных 24 возможных вариантов выбирается только один. Выбор обычно производится путем перебора всех вариантов без исключения. Следовательно, это довольно трудоемкая работа. В полном объеме морфологический анализ может быть реализован с помощью средств вычислительной техники.
2. Функционально-стоимостной анализ – метод системного анализа функций объекта (нового продукта), направленный на минимизацию затрат в сферах маркетинга, проектирования, производства, эксплуатации при сохранении (повышении) качества объекта. Он строится на рассмотрении объекта через призму выполнения им функций и отношений между ними. Оценка вариантов построения объекта (разработки нового продукта) производится по критерию, учитывающему степень выполнения и значимость функций, а также затраты, связанные с их реализацией на всех этапах жизненного цикла. Теоретической базой такого исследования служат принципы функциональной организованности систем:
а) актуализация функций означает приобретение целесообразности (функциональности) каждым элементом и его свойствами. В идеале в новом продукте не должно быть нефункциональных, ненужных элементов;
б) сосредоточение функций означает, что чем меньше средств потребуется для реализации основных функций, тем ближе к идеалу окажется принятое решение;
в) совместимость функций является одним из условий, противодействующих возникновению вредных функций. Элементы объекта не должны противоречить друг другу и должны быть взаимосвязаны;
г) гибкость функций отражает соотношение устойчивости структуры объекта и подвижности функций.
Функционально-стоимостной анализ позволяет корректировать уже существующие научно-технические решения, изменять сферу их применения и находить новые решения.
Неаналитические методы позволяют отойти от формальных процедур и стимулировать творческое решение проблем. Они должны давать ответы на четыре основных вопроса:
• "Правильную ли проблему мы решаем?"
• "Можно ли “сломать” стереотипы логического мышления?"
• "Можно ли стать более восприимчивым к новым идеям?"
• "Как могут помочь другие?"
К наиболее распространенным неаналитическим методам относится мозговой штурм (коллективная генерация идей) – стратегия группового решения проблемы. Этот метод, известный также как "мозговая атака", "конференция идей", был предложен американским ученым Алексом Осборном в 1955 г.
Метод мозгового штурма основан на следующих принципах.
1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей: генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи объединяют людей с творческим мышлением, с фантазией и со знаниями в области науки, техники и экономики. Эксперты – это обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума.
2. При генерировании никаких ограничений нет. Идеи высказываются любые, в том числе явно ошибочные, шутливые, без всякого доказательства и технико-экономического обоснования. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере и т.п. Таким образом, основа метода – это отделение процесса интегрирования идей от процесса их оценки. Генерирование идей ведется в условиях, когда критика запрещена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея.
3. Философская основа мозгового штурма – теория З. Фрейда, согласно которой сознание человека представляет собой тонкое и непрочное наслоение над бездной подсознания. В обычных условиях мышление и поведение человека определяется в основном сознанием, в котором властвуют контроль и порядок – сознание "запрограммировано" привычными представлениями и запретами. Но сквозь тонкую корку сознания то и дело прорываются темные стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании. Эти силы толкают человека на нелогичные поступки, на нарушение запретов, на всякие иррациональные мысли. Изобретателю приходится преодолевать всякую психологическую закомплексованность, всякие запреты, обусловленные привычными представлениями о возможном и невозможном.
Метод мозгового штурма может иметь различные модификации. При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма не более 20 мин. Мозговой штурм идеи может быть осуществлен в письменной форме, он может быть индивидуальным, парным (обсуждение одной идеи двумя экспертами), двойным (обсуждение идеи производится в два этапа) и поэтапным (обсуждение идеи производится по этапам). Также существует и обратный штурм. Обратный штурм означает, что участники штурма ищут недостатки какого-либо нового продукта или операции, устраняют эти недостатки и выдвигают новые задачи.
Мозговой штурм используется, когда необходимо получить большое количество оригинальных решений за относительно короткий период.
Главная цель проекта может быть разделена на подцели, образуя "дерево целей" проекта.