Цели и компетенция Банка России
Чтобы понять суть переменчивости в стоимости денег и их покупательной способности нужно знать, какие цели стоят перед Банком России и имеются ли в нем механизмы согласования социально- экономических интересов. Дальше рассмотрим этот вопрос подробнее. Пока же замечу, что в ст. 3 Закона о Банке России перед Банком России поставлены пять целей, три из которых имеют отношение к банковскому праву:
– защита и обеспечение устойчивости рубля;
– развитие и укрепление банковской системы РФ;
– обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Кроме того, указаны еще две цели Банка России, но они не имеют отношения к банковскому праву, а поставлены перед ним в связи с наделением сто компетенцией осуществлять мегарегулирование финансового рынка.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Обратим внимание пока только на главную – первую цель: защита и обеспечение устойчивости рубля. Интересно, что в ранее действовавшем до 2002 г. Федеральном законе от 02.12.1991 № 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", эта же цель была сформулирована иначе: "защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам". Стало быть, теперь из числа целей Банка России исключено обеспечение покупательной способности рубля. На мой взгляд, это сужает социальную основу денежно-кредитной политики Банка России.
По-моему, в социальных государствах борьба с инфляцией – это не только цель правительств, но и центральных банков. А поскольку Российская Федерация – социальное государство, то такая же цель должна ставиться и перед Банком России.
Конечно, для того чтобы борьба с инфляцией была эффективной нужно развивать промышленность и сельское хозяйство. Чтобы наша экономика была нс только сырьевая. Тогда монетарные факторы инфляции сразу потеряют свое повышенное значение. Меньше будет валютной инвестиционной и спекулятивной игры. Денежная система станет адекватнее по отношению к производству и в большей мере будет его обслуживать. Она станет от него зависимой. Но опять же это зависит от доступности кредита.
Справедливости ради, постараемся понять и мотивацию тех, кто пролоббировал новую формулировку целей Банка России. В самом деле, пожелания развития реального сектора экономики – цель благая. Но есть реальность, с которой нужно считаться. А реальность такова, что развитие российской экономики едва ли не полностью зависит от цен на нефть и газ. Доллар пока еще та валюта, на которую завязаны все мировые деньги.
И в такой ситуации Банку России приходится заниматься не только укреплением рубля, но и при изменении конъюнктуры на мировых рынках – его ослаблением, потому что цена нефти колеблется, а она торгуется против доллара.
Компетенция Банка России
Компетенция Банка России определяется его целями, закрепленными в ст. 3 Закона о Банке России.
Компетенция может быть уже или шире. Это, по сути, и есть специальная правоспособность Банка России, т.е. способность вступать в предусмотренные законодательством гражданско-правовые, банковские, финансовые и другие правоотношения, приобретать при этом предусмотренные законами права и обязанности.
Сущность правового статуса Банка России конкретизируется в его компетенции, полномочиях и функциях (ст. 4, 35, 45 и другие статьи Закона о Банке России, другие федеральные законы).
Полномочия Банка России – это признаваемые или гарантированные законом возможности осуществления Банком России тех функций, которые вытекают из сущности банковского регулирования и надзора и обусловлены его компетенцией.
Полномочия Банка России – это его права и обязанности, которые реализуются им для достижения поставленных перед ним целей, задач и предусмотренных в действующем законодательстве функций.
В доктринальном аспекте все полномочия Банка России могут быть распределены на две группы: полномочия, предоставленные нормами банковского права, и его полномочия, предусмотренные нормами других отраслей права. Конституционное, бюджетное, гражданское, международное право и некоторые другие отрасли права содержат нормы, которые имеют прямое отношение к Банку России.
В банковском праве все полномочия Банка России теоретически могут быть распределены по отношению ко всему предмету правового регулирования банковского права или по трем его компонентам. О компонентах правового регулирования речь уже шла в гл. 2 учебника – это денежная система, банковская система и банковские операции. Любые новеллы в законодательстве, если они имеют отношение к полномочиям Банка России, могут быть в научном смысле систематизированы применительно к этим компонентам предмета правового регулирования. К примеру, появились законы, которые имеют отношение к национальной платежной системе, к национальной системе платежных карт (НСПК), и можно их нормы отнести к третьему компоненту предмета правового регулирования банковского права – к регулированию банковских операций.
Полномочия Банка России предусмотрены в ряде статей Закона о Банке России и Закона о банках. Это полномочия по валютному и пруденциальному регулированию, а также полномочия по осуществлению банковского надзора и др. Так, в частности, в гл. VIII Закона о Банке России содержится ряд статей, в которых закреплены нормы о банковских операциях и сделки, на совершение которых уполномочен Банк России. А в гл. X "Банковское регулирование и банковский надзор" Закона о Банке России содержатся нормы, которые позволяют Банку России устанавливать правила проведени я банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, обязательные нормативы для кредитных организаций. Там же закреплены права Банка России осуществлять банковское регулирование и банковский надзор.
В Законе о Банке России, кроме тех полномочий, которые мы назвали как основные, закреплены еще и другие полномочия Банка России. Их много, потому что у Банка России большое количество функций. А все они реализуются через его полномочия.
Есть и такие полномочия у Банка России, которые выходят за рамки банковского права, в связи с тем, что ему делегированы функции надзора над финансовым рынком в целом. Соответственно, в Закон о Банке России в 2013 г. была добавлена гл. Х.1 "Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков".
В ст. 48 Закона о Банке России предусматривается, что Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
Банк России осуществляет некоторые функции и в отношении государственной финансовой системы, финансовой системы органов местного самоуправления. Поэтому полномочия Банка России определяются и финансовым правом. В БК РФ (гл. 18) предусмотрены его полномочия как участника бюджетного процесса. В частности, в ст. 155 установлено, что Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. Банк России обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ. Далее в ст. 156 предусматривается, что кредитные организации могут привлекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. Кредитные организации выполняют функции Банка России в отношении обслуживания счетов бюджетов, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
Запреты, адресованные Банку России
Компетенция Банка России включает не только права и обязанности, но и запреты. Так, в частности, в ст. 22 Закона о Банке России определено, что Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Здесь, как мы видим, есть исключение. Но только для федерального бюджета. А вот в отношении бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов нет никаких исключений. Поэтому в Законе о Банке России определено, что Банк России не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Ведь такое финансирование вызывает инфляцию, а значит – рост цеп на товары и услуги, ударяет по материальному благосостоянию людей.
В ст. 49 Закона о Банке России указывается на то, что Банку России запрещено:
– во-первых, проводить банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных законом. Но из этого запрета есть несколько исключений, согласно которым Банк- Росс и и вправе:
1) осуществлять банковские операции и иные сделки с международными организациями, иностранными центральными (национальными) банками и иными иностранными юридическими лицами при осуществлении деятельности по управлению активами Банка России в иностранной валюте и драгоценных металлах, включая золотовалютные резервы Банка России; открывать и вести корреспондентские счета иностранных центральных (национальных) банков в российских рублях, осуществлять переводы денежных средств по поручениям иностранных центральных (национальных) банков по их счетам (ч. 3 ст. 46 Закона о Банке России); на основании решения Совета директоров предоставлять АСВ кредиты сроком до пяти лет без обеспечения в целях поддержания финансовой устойчивости системы страхования вкладов и выплат возмещений по вкладам;
2) проводить банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами; обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации (ст. 48 Закона о Банке России);
– во-вторых, приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8 (участие Банка России в капитале Сберегательного банка РФ)[1], 9 и 39 Закона о Банке России
[2];– в-третьих, заниматься операциями с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций;
– в-четвертых, заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных этим же Федеральным законом;
– в-пятых, изменять условия предоставленных кредитов. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.
Ответственность банка России
Закон о Банке России (ст. 50) предусматривает отсылочную норму об ответственности Банка России. В ней говорится, что Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами.
В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.