Цели как ориентиры активности человека

Цели как осознанные представления о желаемом и возможном состоянии меняющегося или преобразуемого "объекта"[1] позволяют человеку определять инструментальные средства для достижения личностно (с позиции смыслов, идеалов и ценностей) и социально (с позиции норм) значимого результата[2]. Получается, что цели лидера определяются не только его потребностями, но и во многом его смыслами, идеалами, ценностями и нормами.

Целеполагание можно рассматривать как сложный процесс перехода от представления о желаемом или возможном к воплощению этого представления в объективно-реальном результате, т.е. как процесс определения, построения и достижения цели, происходящий в форме свободного выбора в ситуациях неопределенности. Этот процесс обеспечивается способностью к целеполаганию.

Регуляторная функция способности к целеполаганию проявляется в том, что индивид, строя свою деятельность соответственно логике заданных ею целей, приходит к собственным, "новым" целям, тем самым не только достигая нового результата в деятельности, но и продвигаясь но жизненному пути.

Качество регуляции деятельности в целом определяется соотношением возможностей индивида и требований, которые предъявляются деятельностью. В рамках способности к целеполаганию эффективность операции соотнесения возможностей с условиями деятельности определяется, с одной стороны, высоким уровнем способности прорабатывать образ цели, процесс ее достижения и последствия ее реализации, а с другой — гибкостью в постановке целей, способностью изменять цели деятельности в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

Выполняя проектировочную функцию, способность к целеполаганию обеспечивает субъекту "опережающее отражение" его жизненного пути, создание "моделей потребного будущего" в форме непрерывного предвосхищения повой, опережения последующей и преобразования уже сложившейся деятельности. В основе этой функции лежат стратегичность — способность планировать свое будущее, определять главное направление жизненного пути, видеть перспективу своего развития — и реалистичность, т.е. способность соотносить уровень сложности поставленной цели и вероятность ее достижения.

Побудительная функция способности к целеполаганию позволяет человеку выходить за пределы самого себя, преодолевать свои границы и непрерывно развиваться. Эта функция обеспечивается способностью самостоятельно ставить и выбирать цели и настойчивостью при их достижении, т.е. способностью к волевой регуляции процесса целеполагания.

Исследование, которое было проведено автором совместно с А. С. Мельничуком и И. Н. Воробьевой на выборке менеджеров высшего и среднего звена, показало, что в зависимости от соотношения стратегичности и реалистичности целеполагания можно выделить несколько вариантов жизненных стратегий, а следовательно, возможностей самореализоваться.

1. Человек ставит перед собой и достигает только ближние и относительно легкие цели (заведомо отказываясь от возможности раскрыть свой потенциал и творчески самореализоваться).

2. Человек ставит перед собой дальние и трудные цели, однако не способен достичь их, так как не умеет соотносить поставленные цели и свой потенциал.

3. Человек ставит перед собой и достигает только ближние, однако достаточно трудные цели (тем самым самореализуясь на ближнем этапе жизни, однако не выстраивая перспективу своего развития).

4. Человек ставит перед собой и достигает дальние, однако недостаточно трудные цели (в данном случае также можно говорить об отказе от возможности раскрытия своего потенциала и самореализации).

5. Человек ставит перед собой дальние и трудные цели и способен достичь их, так как умеет соотносить поставленные цели и свой потенциал, а также обладает волей для реализации поставленных целей и умением преодолевать затруднения на жизненном пути.

Можно говорить о том, что именно последняя жизненная стратегия характерна для потенциальных лидеров.