Целевые ориентации, задаваемые руководителем

Для работы руководителя характерны определение и формулирование целей, задач, которые задают необходимые ориентации в деятельности работников организаций, предприятий, учреждений.

Цели, задачи – это то, что необходимо сделать, выполнить, достигнуть к определенному моменту времени.

Понятия "цель" и "задача" соотносятся как целое и часть (части) этого целого, т.е. объемную (трудоемкую) цель можно разделить (структурировать) на составные части или задачи.

Определение целей, задач производится на основе анализа и оценки условий, обстановки, ситуации, процессов и отношений, т.е. цели, задачи являются своеобразным продуктом мыслительно-аналитического процесса.

При формулировании целей, задач используются правила деловой лингвистики, а также соответствующие слова и выражения. Ниже приводится перечень данных правил, разработанный американским специалистом Джоном Моррисеем.

Правила формулирования целей руководителем

Грамотная формулировка цели (задачи) отвечает следующим признакам.

1. Она начинается с глагола в неопределенной форме, в повелительном наклонении для характеристики того, что нужно сделать или достигнуть.

2. Конкретизирует требуемый конечный результат в количественных, качественных выражениях (или то и другое вместе).

3. Устанавливает срок достижения цели.

4. Может содержать указание о максимальной величине допустимых затрат.

5. Обычно не детализирует "почему" и "как" должно быть сделано.

6. Соответствует обязанностям и правам работника, руководителя подразделения, который отвечает за ее выполнение.

7. Понятна по своей формулировке тем, кто обеспечивает ее реализацию.

8. Обеспечена необходимыми ресурсами или гарантирован объем требуемых ресурсов.

9. Если необходимо, то зафиксирована письменно в соответствующих документах.

10. При необходимости согласована с вышестоящим руководителем и с подчиненными.

Отсутствие или недостаточность соответствующих профессиональных навыков при определении и формулировании целей (задач) вызывает следующие "целевые болезни".

Разнопонимание одной и той же формулировки цели (задачи) – используются слова и выражения, имеющие разные оттенки и различный смысл.

Набор слов вместо формулировки цели (задачи), что создает неопределенность, расплывчатость относительно гой цели, которую имел в виду руководитель.

Неточность цели (задачи), когда в ее формулировке не хватает необходимых цифр и слов для конкретного выражения целевого намерения.

Выполнение ненужной, сизифовой работы из-за неточно сформулированной цели, задачи.