Цехи: особенности по странам
Наибольшее число цехов возникло в Париже, где осталось древнейшее свидетельство о создании ремесленной корпорации (1061 г., свечники); в "Книге ремесел" парижского прево (королевского градоначальника) Этьена Буало (около 1200–1270 гг.) описан 101 цех; в конце XIII в. их было уже 350. Дробление специальностей сопровождалось "войнами" монополий – тяжбами между производителями взаимодополняемых и взаимозаменяемых товаров и услуг: между сукноделами и красильщиками, между продавцами жареной гусятины и жареной курятины и т.п.; вследствие этого получило распространение ремесло юриста.
Цеховые статуты различались по странам: срок ученичества в Германии был определен в среднем в три года, в Англии – в семь лет, в Париже он нередко достигал 12 лет. Только в Германии закончивший обучение юноша должен был постранствовать (иногда до пяти лет) для усовершенствования в ремесле, прежде чем допускался к экзамену для получения прав мастера. В Англии не возникло обычая требовать от мастерового изготовления образцового, "превосходного" изделия – шедевра (от франц. chef d'oeuvre, нем. Meisterstuck); в Италии цехи не охватывали полностью соответствующую отрасль ремесла во всей городской округе; во Франции, в противоположность Германии, не ставилось условия, чтобы ученик был законнорожденным, и т.д.
С XIII в. цехи приняли характер религиозных братств: у каждого был свой святой патрон (часто в соответствии с его земной профессией), свое знамя (хоругвь), часто собственный алтарь в одной из городских церквей. Цеховые уставы предписывали ремесленникам братскую любовь к товарищам, поддержание касс взаимопомощи, коллективное участие в достойном погребении сочлена, заботу о вдовах и сиротах.
Гонка монументальных сооружений: готические соборы
Право самообложения наряду с доходами капитулов и пожертвованиями бюргеров стало источником денежных средств для своеобразного, первого в истории, состязания за "мировые рекорды", развернувшегося в эпоху "коммунальных революций" – между городами за высоту и красоту кафедрального собора.
Начало было положено Шартрским собором в Шампани (завершен в 1220 г.); его своды вознеслись на 36 м, а необычайно красочные витражи изобразили не только сцены из Священного писания, жизни пророков и королей, но и фигуры ремесленников 70 специальностей. Еще выше были своды собора в Амьене, самом просторном храме во Франции (свыше 42 м; завершен в 1243 г.). Он мог вместить все население города, получившего хартию после включения в королевский домен. Одна из статуй собора запечатлела внесших крупный взнос на его сооружение торговцев вай- дой – единственным растущим в Европе естественным синим красителем. Спрос и цены на вайду в XIII в. резко возросли в связи с возникшей модой на яркие одежды синего цвета.
Более 100 лет ушло на сооружение самых высоких церковных башен в ганзейских городах – Брюгге (122 м, завершено около 1320 г.) и Любеке (почти 125 м, 1350 г.). Рекорд был поставлен собором рейнского вольного имперского города Страсбурга, жители которого в кровавой борьбе изгнали епископа (1260 г.), но продолжили строительство собора, завершенное (к 1439 г.) башней высотой в 142 м. Она на несколько веков стала самым высоким сооружением в мире.
Возведение соборов отразило религиозный пыл богатеющего среднего класса в Европе, но также и рост налогообложения; во Франции и Фландрии городские управы прибегали не только к акцизам-эдам, но и к прямому побору с граждан – талье (taille; буквально "взнос"). Среди современных медиевистов развернулась дискуссия, не считать ли дорогостоящее строительство соборов торможением монетной экономики. Характерно, что в некоторых крупных городах, таких как Тулуза и Лион, не было построено высоких соборов из-за нежелания местных городских властей и капитулов сильно тратиться.
Несомненно, однако, что строительство соборов дало новый импульс специализации ремесла и технической составляющей западного мышления. Появилась новая аллегория Бога-Творца: мастера с весами и плотницкими инструментами в руках.
Профессия архитектора стала самой престижной в Европе XIII–XIV вв. Башенные механические часы, установленные на кафедральных соборах, стали вносить новую размеренность в трудовое и деловое время, все более связанное с денежными расчетами.