Труд и протестантская аскеза

Для того чтобы симбиоз капитала и труда был принят обществом и на долгие годы стал его экономическим базисом, к концу Средних веков должны были сформироваться предпосылки нового жизненного уклада и общественных ценностей, в том числе особого отношения к труду. С точки зрения М. Вебера, развивающим дух капитализма стало учение протестантской религии.

В Средние века церковь оставалась выразителем нравственных устоев и ценностей. Ее влияние распространялось не только на сферу духовной жизни, но также на политику, экономику и право. В экономической сфере церковь составляла серьезную конкуренцию свободным городским ремесленникам, используя дешевый труд работников монастырей. Церковная власть также распространялась на крестьянское производство. Это касалось сбора церковной десятины, часто приводившего к обнищанию крестьян. Церковь активно использовала труд крепостных, работавших при монастырях и производивших продукты не только для обеспечения церкви, но и для продажи. Растущее стремление церкви к обогащению вызывало недовольство со стороны как простолюдинов, так и дворянства, что подрывало устои религии и веры.

Важно запомнить!

Необходимость реформации в XVI в. была порождена самой церковью, когда возникла острая необходимость ревизии христианских догм в соответствии с теми изменениями, которые происходили в западном обществе. По всей вероятности на преобразования канонов церкви могли оказать влияние идеалы свободного ремесленного труда.

О влиянии па церковь идеалов ремесленного труда свидетельствуют идеологические интенции теологов-реформаторов, в частности Мартина Лютера (1483 1546), направленные на новое осознание библейского учения. Труду как одному из важных аспектов мирской жизни было уделено особое внимание.

Важно знать!

С позиции пуританской аскезы труд — способ служения Богу. Труд не может являться Божьим наказанием за человеческие грехи, как об этом говорила ортодоксальная католическая церковь. Напротив, трудом определяется избранность человека. Только труд как способ служения Богу позволяет выделиться тем, кто трудится больше и лучше других, поскольку они более заметны Богу и угодны ему. Напротив, "главным и самым тяжелым грехом является бесполезная трата времени" [1]

Результатом добросовестного труда становится создаваемое богатство, поэтому важно, чтобы человек посвятил себя профессиональному призванию. Труд по профессии представляется высшим благом для человека.

Мнение классика.

М. Вебер поясняет смысл такой профессиональной этики: "Специализация ведет, способствуя выучке (skill) рабочего, к количественному повышению производительности труда и тем самым служит общему благу (common best), которое тождественно благу наибольшего числа людей" [2].

Однако богатство, создаваемое трудолюбивым работником, не должно быть самоцелью, поскольку "богатство как таковое таит в себе страшную опасность, искушения его безграничны; стремление к богатству не только бессмысленно по сравнению с бесконечно превышающим его значением царства Божьего, но вызывает сомнения и нравственного порядка" [3]В данном контексте очень важна идея о том, что стремление к богатству порицаемо лишь в том случае, если оно становится причиной лени, беззаботной праздной жизни, греховных наслаждений. Богатство для выполнения профессионального долга, напротив, оправдано и поощряемо.

Протестантское учение определило духовные ценности зарождающегося капитализма; в первую очередь эго — труд как призвание, смыслом и целью которого являлось служение Богу и соблюдение этических принципов пуританской жизни.

Важно знать!

Желание "обрести спасение в загробной жизни... и строгая аскеза... способствовали увеличению “производительности” труда в капиталистическом значении этого понятия".

Кроме этого, особое отношение к создаваемому богатству, которое должно было превратиться в капитал, инвестируемый в новые циклы производства, также формировалось этическими принципами протестантизма. "Препятствия на пути к потреблению нажитого богатства неминуемо должны были служить его производительному использованию в качестве инвестируемого капитала" [4].

Этика протестантизма не только упразднила средневековые ценности, она изменила, с точки зрения М. Вебера, экономический уклад ряда государств.

Мнение классика.

"Повсюду, где утверждалось пуританское мироощущение, оно при всех обстоятельствах способствовало установлению буржуазного рационального с экономической точки зрения образа жизни" [5].

Таким образом, зарождающийся "дух капитализма" породил особое, рациональное отношение к труду, изменив его ОГЛАВЛЕНИЕ и характер. По словам М. Вебера, труд стал капиталистическим.