Трудовые споры и порядок их разрешения
В Конституции РФ закреплено право работников на индивидуальные и коллективные споры. Трудовые споры возникают либо в силу каких-то действий в процессе применения норм трудового права, либо в силу бездействия участников правоотношений, т.е. неисполнения требований нормативных актов. Поводом (причиной) для возникновения трудовых споров, как правило, являются правонарушения трудовых или иных социальных прав работников в сфере трудовых отношений.
Трудовой спор – это спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллективными и другими договорами, соглашениями о труде, или об установлении нового трудового субъективного права, т.е. о реализации законного интереса. Рассмотрение трудового спора происходит в установленном законом органе и в строгом соответствии с установленным законодательством порядке. Особая роль в процессе разрешения трудовых споров отведена судебным органам.
Трудовые споры имеют несколько стадий развития:
– нарушение установленного права;
– разногласие сторон правоотношения в оценке произошедшего;
– досудебный порядок разрешения конфликтной ситуации;
– обращение в юрисдикционный орган за защитой нарушенного права.
По юридической природе все трудовые споры делятся по участвующим в них субъектам на индивидуальные и коллективные.
Индивидуальным трудовым спором признаются:
– неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 381 ТК РФ);
– спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Юрисдикционными органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры, являются:
– комиссии по трудовым спорам в организациях (ст. 382, 384-390 ТК РФ);
– суды общей юрисдикции (ст. 391–397 ТК РФ);
– вышестоящие органы в порядке подчиненности для отдельных категорий работников;
– органы государственной инспекции труда (ст. 354– 365 ТК РФ).
Предусмотренная законодательством процедура обращения за защитой нарушенных прав в органы по рассмотрению трудовых споров не исключает возможности реализации права работника на самозащиту, установленного ст. 379–380 ТК РФ. Право на защиту интересов в сфере труда предусмотрено и в порядке разрешения коллективных трудовых споров.
Статья 389 ТК РФ закрепляет понятие коллективных трудовых споров: "Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях".
Моментом начала коллективного трудового спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.
Требования, выдвигаемые работниками и (или) их представительным органом организации, должны быть утверждены на собрании (конференции) работников данной организации. Таким же правом обладают и работники обособленных структурных подразделений организации, в том числе филиалов или представительств.
Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.
Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.
Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю.
Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.
Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в Федеральную службу по труду и занятости (ст. 407 ТК РФ). В этом случае указанная служба обязана проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.
В течение трех рабочих дней со дня получения требования работников работодатели обязаны принять их к рассмотрению и сообщить о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме.
Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований.
Примирительные процедуры – рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Ни одна из сторон коллективного трудового спора нс вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:
– рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (ст. 402 ТК РФ);
– рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника (ст. 403 ТК РФ);
– рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (ст. 404 ТК РФ).
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора вправе обратиться в Федеральную службу по труду и занятости для уведомительной регистрации спора.
Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, Федеральную службу по труду и занятости обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.
Соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора (ст. 408 ТК РФ).
Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.
Статьей 406 ТК РФ устанавливается процедура, Вперед за уклонением от участия сторон в примирительных процедурах.
В случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается па рассмотрение в трудовой арбитраж. В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций работники могут приступить к проведению забастовки.
Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.
Представители работодателя и работников, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, привлекаются к административной ответственности в порядке, который установлен законодательством об административных правонарушениях (ст. 5.28–5.34 КоАП РФ).
Забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ст. 408–415 ТК РФ).
Законодательство определило меру ответственности работников за незаконные забастовки. Статьей 417 ТК РФ закреплено, что работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.
Представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.