Лекция 12. Трудовые права несовершеннолетних

С древних времен детский труд был и остается наиболее дешевой рабочей силой. С развитием мануфактур экономическая эксплуатация детей вышла за рамки семьи и переместилась на промышленные предприятия. В этом отношении текущее столетие отнюдь не является исключением. Не только работодатели, но и семьи, в которых живут и развиваются несовершеннолетние, нередко заинтересованы в использовании детского труда как дополнительного источника средств к существованию.

По данным Федеральной службы по труду и занятости, наем несовершеннолетних – одно из основных правонарушений предпринимателей. По словам руководителя Программы ИПЕК в России А. Ю. Бухарова[1], в России в основные группы риска среди несовершеннолетних входят уличные дети, дети из неблагополучных семей, дети, не получающие образования, мигранты. Эти категории потенциально могут быть вовлечены в наихудшие формы детского труда. Российские исследования показали, что среди наихудших форм детского труда на первом месте стоят попрошайничество и сбор утиля. Затем следуют: мытье машин, работа грузчиком, уборка помещений и территорий, работа в торговле, проституция, воровство, заправка машин, работа сторожем и подсобным рабочим. Такие работы опасны для жизни и здоровья несовершеннолетних. При этом детский труд необходимо рассматривать не только как причину, но и как следствие нищеты и низкого уровня развития. Дети, вовлеченные в наихудшие формы детского труда и не получившие даже базового образования, скорее всего, превратятся в неграмотных, физически и интеллектуально ограниченных взрослых людей, у которых нет практически никакой возможности выбраться из плена нищеты. Они не могут способствовать развитию общества в целом. Даже если бы от использования детского труда и можно было получить краткосрочные экономические преимущества, их необходимо оценивать на фоне тех долгосрочных потерь в развитии нации, которые эти преимущества за собой повлекут. При этом большинство из них работают на опасных станках и с химическими материалами. Работодатель не выдает им спецодежду и средства защиты, не инструктирует, как работать на сложных машинах.

Часто несовершеннолетние перед приемом на работу не проходят медосмотр и не заключают трудовой договор. В результате большинство из них получают зарплату в четыре раза ниже рыночной и вынуждены стоять у станка до 200 часов в месяц без перерывов и выходных. Вполне закономерно, что Конвенция о правах ребенка признает право несовершеннолетних на защиту от экономической эксплуатации.

Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства-участники, в частности:

а) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу;

b) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;

c) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления положений Конвенции.

Защита несовершеннолетних от экономической эксплуатации на международном уровне предусмотрена в целом ряде конвенций Международной организации труда (МОТ), большинство из которых ратифицированы еще СССР. Среди таких конвенций необходимо отметить следующие:

– Конвенция № 16 относительно обязательного медицинского освидетельствования детей и подростков, занятых на борту судов, 1921 г.;

– Конвенция № 77 относительно медицинского освидетельствования детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности 1946 г.;

– Конвенция № 78 относительно медицинского освидетельствования детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах 1946 г.;

– Конвенция № 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах 1946 г.;

– Конвенция № 124 о медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках 1965 г.;

– Конвенция № 138 о минимальном возрасте для приема на работу 1973 г.[2];

– Конвенция № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 г.

На внутригосударственном уровне система правовых средств защиты несовершеннолетних предусмотрена в ст. 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", именуемой "Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости". В ней предусмотрено, что в соответствии с законодательством РФ органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора и другие льготы, установленные законодательством РФ.

Более конкретные правовые средства защиты несовершеннолетних работников от экономической эксплуатации, их трудовые права установлены, как уже отмечалось, в ТК. Заслуживает внимания тот факт, что такая защита их прав предусмотрена, в частности, от экономической эксплуатации со стороны не только взрослых, но также несовершеннолетних работодателей, поскольку в соответствии со ст. 20 ТК ими могут быть лица в возрасте от 14 до 18 лет – с согласия законных представителей и при наличии самостоятельных доходов; при их отсутствии или недостаточности дополнительную ответственность по трудовому договору несут законные представители несовершеннолетнего работодателя, давшие согласие на его заключение (по модели ст. 1074 ГК). Однако в отличие от ст. 1074 ГК в ст. 20 ТК не предусмотрено, что в случае эмансипации или при вступлении в брак несовершеннолетнего работодателя у него возникает полная трудовая правоспособность, в том числе самостоятельная имущественная ответственность независимо от наличия самостоятельного дохода. Поэтому неясным остается вопрос о том, несут ли законные представители несовершеннолетнего работодателя субсидиарную имущественную ответственность по трудовому договору в случае приобретения ими полной гражданской дееспособности. Если при принятии решения об эмансипации подростка, достигшего возраста 16 лет, органы опеки и попечительства или суд исследуют вопрос о его имущественном положении, следовательно, о реальной возможности нести самостоятельную ответственность по трудовому договору, то при приобретении несовершеннолетним полной гражданской дееспособности в результате вступления в брак какие-либо реальные гарантии своевременного получения заработной платы работниками, в том числе несовершеннолетними, в законе полностью отсутствуют. Аналогичная проблема возникает в случае причинения несовершеннолетним работником вреда работодателю, в особенности в тех случаях, когда вред причинен не в связи с выполнением трудовых обязанностей, что является основанием для привлечения его к полной материальной ответственности. В случае приобретения работником полной гражданской дееспособности при вступлении в брак или эмансипации он несет самостоятельную имущественную ответственность за причиненный вред; возможность возложения субсидиарной ответственности на его законных представителей также отсутствует.

Возвращаясь к вопросу о защите несовершеннолетних работников от экономической эксплуатации, об их трудовых правах в Российской Федерации, необходимо особо подчеркнуть наличие в трудовом законодательстве и в законодательстве о занятости населения на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ целой системы экономических, организационных и правовых гарантий, обеспечивающих реализацию этих прав, в частности:

1) в области трудоустройства;

2) при заключении трудового договора;

3) сокращенный рабочий день;

4) ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день;

5) право использовать ежегодный отпуск в любое удобное для подростка время;

6) ежегодный медицинский осмотр за счет средств работодателя;

7) установление пониженных норм выработки;

8) в области оплаты труда: работодатель вправе за счет собственных средств производить доплаты к заработной плате несовершеннолетних, допущенных к сдельным работам, до размера тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы;

9) запрещение применять труд лиц моложе 18 лет на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, некоторых других работах;

10) запрещение направлять в служебные командировки, привлекать к работе в ночное время и сверхурочным работам, в выходные и нерабочие праздничные дни работников моложе 18 лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, устанавливаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений);

11) ограничение предельных норм переноски и передвижения тяжестей;

12) запрет на расторжение трудового договора без согласия государственной инспекции охраны труда субъекта РФ и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

С помощью перечисленных гарантий реализуются такие важнейшие трудовые права несовершеннолетних, как право на труд, т.е. на предоставление работы и на заключение трудового договора, а также недопустимость его произвольного расторжения; право на здоровые и безопасные условия труда; право на отдых. Рассмотрим ОГЛАВЛЕНИЕ этих гарантий более детально.

Статья 5 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" устанавливает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством о занятости населения оказывают государственные услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, реализуют региональные программы, предусматривающие мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, организуют и проводят специальные мероприятия по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социальнодемографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан (ст. 7.1 Закона).

Органы местного самоуправления наделены правом участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 7.2 Закона).

Органы государственной власти субъектов РФ устанавливают квоту для приема на работу несовершеннолетних граждан[3]. Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних является одним из средств обеспечения их трудоустройства. Размер квоты в субъектах РФ зависит от численности работников организации. Например, Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 "О квотировании рабочих мест" устанавливает для работодателей, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, квоту в размере 4% от среднесписочной численности работников. Закон г. Москвы предоставляет работодателям альтернативную возможность трудоустраивать несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 10.04.2008 № 19-РЗ "О квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы" устанавливает такой же размер квоты рабочих мест, определяя ее именно для приема на работу несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (в том числе детей-сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей).

Трудоустройство лиц моложе 18 лет в счет квоты производится работодателем по направлению органов службы занятости. Работодатель в соответствии с установленной квотой создает или выделяет определенное количество рабочих мест, предусмотрев в случае необходимости специальное оборудование.

Введение квоты для несовершеннолетних свидетельствует, что работодатель не вправе принять на это рабочее место взрослого работника.

Если к работодателю одновременно обращаются несовершеннолетний с направлением от органа службы занятости и несовершеннолетний без такого направления, то работодатель вправе заключить трудовой договор с любым из них.

В случае отказа в приеме на работу несовершеннолетнего, направленного органом службы занятости, работодатель делает в направлении отметку о дне явки и причине отказа и возвращает направление. Отказ в приеме на работу можно обжаловать в суд (ч. 6 ст. 64, ч. 3 ст. 391 ТК).

В соответствии со сложившейся судебной практикой суд, признав отказ незаконным, выносит решение, обязывающее работодателя заключить с истцом трудовой договор. Такой договор должен быть заключен со дня обращения к работодателю по поводу приема на работу. Если в результате отказа в заключении трудового договора работник имел вынужденный прогул, его оплата производится применительно к правилам, установленным для оплаты времени вынужденного прогула незаконно уволенного работника.

Обеспечению рационального трудоустройства несовершеннолетних способствует гарантированный минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг, включающий, в частности, оказание индивидуальной психолого-профориентационной помощи работающей молодежи в первые три года трудовой деятельности, гражданам, имеющим статус безработного (п. 9.1 Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденного постановлением Минтруда России от 27.09.1996 № 1).

Граждане, достигшие возраста 16 лет, на основании ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" могут быть признаны безработными. В целях обеспечения трудоустройства граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии, специальности, служба занятости наравне с подходящей работой вправе предложить профессиональную подготовку. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды.

В приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку среди безработных граждан предоставлено право выпускникам общеобразовательных учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и при этом не имеющим профессии (специальности).

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия по безработице для этой категории граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Пособие по безработице в первом и во втором (шестимесячном) периодах выплаты начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице. Проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента (ст. 30, 31, 34 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации").

Дополнительные гарантии права на труд установлены ст. 9 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Главной задачей государства в сфере труда и занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан. Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.

Существенное значение имеют специальные предписания, касающиеся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ищущих работу впервые, а также высвобождаемых из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ищущие работу впервые, зарегистрированные в органах государственной службы занятости в статусе безработных, имеют право на пособие по безработице в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Работники – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, высвобождаемые из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, вправе рассчитывать на необходимое профессиональное обучение с последующим трудоустройством в данной или другой организации за счет собственных средств работодателей (их правопреемников) (п. 6 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Возраст, с которого несовершеннолетний может быть участником трудовых отношений, указан в ст. 63 ТК. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. В случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

С одной стороны, указанные нормы позволяют несовершеннолетнему гражданину принимать участие в трудовой деятельности, что немаловажно, например, для семей с низким достатком, но с другой стороны, государство заботится и о том, чтобы ребенок получил гарантированное Конституцией общее образование. Законодатель исчерпывающим образом определяет случаи, при которых допускается заключать трудовой договор с 15 лет.

Во-первых, это возможно при наличии у несовершеннолетнего общего образования, подтвержденного в установленном законом порядке. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

Во-вторых, речь может идти о продолжении освоения программы общего образования, по иной, чем очная, форме обучения. Согласно п. 1 ст. 10 Закона РФ "Об образовании" такими формами обучения могут быть очно-заочная (вечерняя), заочная, семейное образование, самообразование, экстернат.

В-третьих, причиной заключения трудового договора с лицами, достигшими возраста 15 лет, может быть оставление ими общеобразовательного учреждения в соответствии с федеральным законом. Закон РФ "Об образовании" предусматривает, что с согласия родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования. Подтверждением того, что несовершеннолетний действительно оставил общеобразовательное учреждение, а не уклоняется от учебы, является соответствующая справка установленного образца, выдаваемая образовательным учреждением. В Законе РФ "Об образовании" не конкретизировано понятие "оставление общеобразовательного учреждения", и можно предположить, что несовершеннолетний с согласия родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления добровольно оставляет учебу. Однако не исключена возможность также принудительного исключения из образовательного учреждения[4]. В таких случаях комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органами местного самоуправления и родителями исключенного несовершеннолетнего в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего. Правда, в законе отсутствует прямой ответ на вопрос о том, вправе ли работодатель принимать на работу несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения. На наш взгляд, решение данного вопроса должно быть положительным. Во-первых, при признании действий работодателя, принявшего на работу такое лицо, неправомерными оказалось бы практически невозможно обеспечить его трудоустройство в месячный срок; во-вторых, это помогает несовершеннолетнему избежать весьма неблагоприятных последствий, связанных с социальной дезадаптацией.

Кроме того, законом предусмотрено, что с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения (п. 3 ст. 63 ТК). Следует обратить внимание на то, что трудовой договор может быть заключен для выполнения только легкого труда и только в свободное от учебы время. Для соблюдения этих условий подростку необходимо пройти медицинский осмотр. Кроме того, работодателю целесообразно сделать запрос в образовательное учреждение, в котором учится подросток, для получения информации о том, какое именно время свободно от учебы. Следует отметить, что в законе не сказано о том, в какой форме должно быть оформлено заявление родителей подростка и органа опеки и попечительства, но в интересах работодателя позаботиться о том, чтобы это заявление было оформлено в письменном виде.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба их здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

При заключении трудового договора, а также периодически, не реже одного раза в течение года, несовершеннолетние работники подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию) (ст. 69, 266 ТК). Испытание при приеме на работу несовершеннолетних не допускается (ст. 70).

Гарантии для несовершеннолетних работников установлены не только при заключении, но также при расторжении трудового договора (ст. 269 ТК). Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Для несовершеннолетних устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: для работников в возрасте от 14 до 16 лет она не может превышать 24 часов в неделю, для работников в возрасте от 16 до 18 лет – 35 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины указанных норм для лиц соответствующего возраста (ст. 92 ТК). Продолжительность ежедневной работы (смены) для лиц в возрасте от 14 до 16 лет не может превышать 5 часов, для лиц в возрасте от 16 до 18 лет – 7 часов; для учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года выполнение трудовых обязанностей с обучением, в возрасте от 14 до 16 лет продолжительность рабочей смены не может быть более 2,5 часов, для лиц в возрасте от 16 до 18 лет – 4 часов (ст. 94 ТК).

Для работников в возрасте до 18 лет нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.

Для работников в возрасте до 18 лет, поступающих на работу после окончания общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором могут устанавливаться пониженные нормы выработки. При этом оплата труда несовершеннолетних производится как за неполный рабочий день, т.е. пропорционально отработанному времени либо выполненному объему работ (ст. 93 ТК), что существенно ухудшает положение несовершеннолетних по сравнению с прежним трудовым законодательством, согласно которому оплата их труда производилась исходя из нормальной продолжительности рабочего времени. Правда, при повременной оплате труда работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы; при сдельной оплате труда работодатель может устанавливать им за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы. Однако окончательное решение данного вопроса целиком зависит от работодателя.

В соответствии со ст. 96 ТК к работе в ночное время (с 22 часов до 6 часов) не допускаются несовершеннолетние, за исключением лиц, участвующих в создании и (или) исполнении художественных произведений. Несовершеннолетние не допускаются также к сверхурочным работам (ст. 99 ТК). Запрещается направление несовершеннолетних работников в служебную командировку, привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) (ст. 268 ТК).

Ежегодный очередной отпуск предоставляется им в размере 31 календарного дня в удобное для них время по истечении шести месяцев первого года работы и не может быть полностью или частично заменен денежной компенсацией (ст. 122, 267 ТК).

Система дополнительных гарантий установлена для несовершеннолетних работников на случай привлечения их к материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю. В соответствии со ст. 242, 244 ТК на них может быть возложена, как правило, только ограниченная материальная ответственность. Работники в возрасте до 18 лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка. С ними не должны заключаться письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности.

Следует особо отметить, что все нормы, устанавливающие дополнительные гарантии несовершеннолетних работников, выделены в специальную гл. 42 ТК "Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет". В данной главе установлен перечень работ, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних. К их числу относятся работы с вредными и (или) опасными условиями, подземные работы, а также работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами). Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

При возникновении индивидуального трудового спора с участием несовершеннолетнего последний может обращаться за его разрешением, помимо установленного порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров, также в Государственную инспекцию труда или в Комиссию по делам несовершеннолетних и по защите их прав.

Итак, анализ норм трудового права свидетельствует о том, что в целом положения, установленные ст. 32 Конвенции о правах ребенка, реализованы довольно полно. Однако нормы о сокращенном рабочем времени несовершеннолетних, предназначением которых является забота общества и государства об их здоровом развитии, становятся для них экономически невыгодными, так как, с одной стороны, работодатель должен неукоснительно соблюдать требования, установленные ст. 92, 94 ТК, с другой стороны, их труд оплачивается пропорционально проработанному времени или объему выполненных работ, а отказаться от предоставленных льгот они не вправе: подобный отказ является юридически ничтожным, поскольку ограничивает их трудовую правоспособность.