Трудовой кодекс РФ
По юридической природе кодексы представляют систематизированные своды законов в той или иной отрасли права. Таким образом, казалось бы, по юридической силе, кодекс федерального уровня ничем не должен отличаться от других федеральных законов. Между тем ст. 5 ТК РФ провозглашает приоритет положений ТК РФ перед другими нормами федеральных законодательных актов. Такое положение не совсем оправдано с точки зрения общей теории права. Однако исходя из принципа "dura lex, sed lex" (закон суров, но это закон) следует понимать, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречия, возникающего между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ, этот федеральный закон может применяться только при условии внесения соответствующих изменений в ТК РФ.
Кроме того, следует иметь в виду разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений, установленное ТК РФ (ст. 6). Так, к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ законов и иных нормативных правовых актов, определяющих:
– основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений;
– основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
– обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам; порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
– основы социального партнерства; порядок разрешения трудовых споров; порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства;
– порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, привлечения к материальной ответственности сторон трудового договора и др.
Иные федеральные законы
К таким законам, содержащим нормы трудового права, можно отнести, например, следующие законы РФ:
от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", провозглашающий гарантии государства в реализации права граждан на труд (ст. 12);
от 19 июня 1992 г. № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", устанавливающий особенности трудовых отношений в потребительских обществах и их союзах (ст. 6);
от 21 июля 1993 г. № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", регламентирующий порядок привлечения осужденных к труду (ст. 17), а также:
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который определяет условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях (ст. 13) и устанавливает статус иностранного работника (ст. 2).
На уровне субъектов РФ принимаются законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, только по тем вопросам, которые не отнесены к ведению федеральных органов государственной власти. При этом, если предусматривается более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, он обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ. Если закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ или иным федеральным законам, либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, он не должен применяться. Например, решением Московского городского суда от 5 июня 2002 г. № 3-250/2002 признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закон города Москвы от 7 декабря 2001 г. № 69 "О городском минимуме оплаты труда" в связи с тем, что установление минимума размера оплаты труда отнесено к компетенции РФ.
Несмотря на то что трудовое законодательство согласно Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72), в субъектах РФ эта отрасль российского законодательства, как отмечают некоторые авторы, развивается замедленными темпами[1]. Тем не менее, органы законодательной власти субъектов РФ широко используют полномочия по принятию региональных законодательных актов, регулирующих трудовые отношения. Законы субъектов РФ, как правило, регулируют трудовые отношения, связанные с государственной гражданской службой, вопросами социального партнерства и деятельностью профессиональных союзов и др. Так, в Республике Башкортостан были приняты следующие законы: от 7 июля 2005 г. № 206-3 "О государственной гражданской службе Республики Башкортостан"; от 24 ноября 2005 г. № 252-3 "Об органах социального партнерства в Республике Башкортостан"; в Республике Мордовия – законы: от 30 мая 1996 г. № 22-3 "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; от 26 февраля 1999 г. № 43-3 "О защите трудовых прав граждан на территории Республики Мордовия"; в Свердловской области – от 5 октября 1995 г. № 26-03 "О государственной гражданской службе Свердловской области"; от 17 ноября 1995 г. № 33-03 "О правах профессиональных союзов и гарантиях их деятельности в Свердловской области"; в Московской области – от 26 января 2005 г. № 39/2005-03 "О государственной гражданской службе Московской области"; от 17 марта 1999 г. № 15/99-03 "О социальном партнерстве в Московской области".
В законодательстве субъектов РФ встречаются примеры принятия трудовых кодексов. Например, в Башкортостане был принят Трудовой кодекс от 21 декабря 1994 г. № ВС-26/18, который, несмотря на критические баталии вокруг него, просуществовал в течение достаточно длительного периода времени[2]. Отмена регионального трудового кодекса вполне логична, ибо принятие такого системного законодательного акта приводит к неизбежному дублированию федерального законодательства.