Трудный выбор
Женщина умирает от неизлечимой формы рака. Ей осталось жить всего шесть месяцев. Она страдает от страшных болей, но ослаблена настолько, что большая доза такого обезболивающего, как морфин, может убить ее. В те редкие минуты, когда она на время приходит в себя, она умоляет доктора сделать ей инъекцию большой дозы морфина. Она устала от боли и знает, что через несколько месяцев ей все равно суждено умереть.
Как должен поступить доктор? (Выберите только один вариант ответа.)
• Сделать инъекцию большой дозы морфина.
• Вы затрудняетесь с принятием решения.
• Он не должен давать большой дозы.
Значимые для выбора решения соображения
1. Относится ли семья женщины положительно к введению ей сверхдозы?
2. Должен ли доктор, как и все другие, руководствоваться одними и теми же законами?
3. Стало бы людям лучше жить без социальной регламентации их жизни и даже их смерти?
4. Следует ли доктору представить смерть женщины от передозировки обезболивающего как случайность?
5. Разве общество имеет право заставлять жить тех, кто уже не хочет жить?
6. Чем является ценность смерти в ракурсе общественных взглядов на ценность личности?
7. Чем должен руководствоваться доктор: чувством сострадания к умирающей женщине или общественным мнением?
8. Можно ли считать помощь в прекращении жизни другого проявлением сотрудничества?
9. Не является ли это исключительной прерогативой Бога — решать, когда человек лишится жизни?
10. Какими ценностями в собственной личностной системе правил должен руководствоваться врач?
11. Может ли общество позволять людям умирать по их желанию?
12. Может ли общество совместить самоубийство и умерщвление из милосердия с обеспечением защиты жизни тех, кто хочет жить?
Отберите три наиболее важных вопроса.
• Самый важный вопрос.
• Второй по важности вопрос.
• Третий по важности вопрос.
На основе результатов этого теста определите уровень зрелости своей системы ценностей (по Колбергу).
Автор этого подхода Л. Колберг исходит из наличия трех уровней развития ценностей — от самого низкого первого до самого высокого третьего, как это показано на схеме (рис. 3.4).
Рис. 3.4.. Три уровня развития системы ценностей (уровень морального развития) (по Колбергу)
Приведем один из вариантов интерпретации теста "Трудный выбор". Если вы при принятии решения предпочли в качестве основных соображения 1, 2, 4, 7, 9 и 11, это можно расценить как первый уровень зрелости ваших моральных ценностей. Если вы основывались на соображениях 5, 8, 10 и 12, это можно расценить как второй уровень зрелости ваших ценностей. Желание формулировать вопросы в духе варианта 3 говорит об установке на антиавторитаризм, а в духе варианта 6 — о склонности к высокопарности.
Модель Л. Колберга известна с 1969 г. и исследована лучше других. В ней особое внимание обращается на характер умозаключений, резонов, приводящих к принятию того или иного решения, касающегося предмета, имеющего ценностную или моральную значимость.
Первый, предконвенциональный, уровень зрелости можно еще назвать эгоцентрическим. Моральные объяснения и инструментальные ценности имеют в своей основе личные ценности или желания и оценку последствий действий. Так, позитивным может быть названо то, что способствует получению некоего вознаграждения или избежанию некоего наказания и при этом не причиняет вреда другим. На эгоцентрическом уровне кража 50 000 долл. представляется более тяжким проступком, чем кража 500 долл., поскольку в первом случае она может причинить пострадавшему лицу больший вред.
Второй, конвенциональный, уровень можно назвать конформистским. Моральные объяснения на этом уровне базируются на согласии и поддержке того, что соответствует принятым в данном социуме договорам и ожиданиям. Этот уровень порой именуют уровнем законности и порядка, поскольку здесь особый акцент делается на согласии с законами и нормами. Правильное отличается от неправильного тем, соответствует или нет поведение заданным правилам. Если мы хотим снискать расположение общества, мы должны повиноваться, при этом "цена не имеет значения". Кража 50 000 долл. на этом уровне ничем не отличается от кражи 500 долл., поскольку и в том, и в другом случае мы нарушаем закон. Большинство взрослых американцев находится на этом уровне зрелости.
Третий, постконвенциональный, уровень можно было бы назвать принципиальным. Он представляет собой наиболее зрелый уровень морали и наиболее зрелую систему инструментальных ценностей. Правильное от неправильного отличается на основе усвоенных индивидом принципов. Иными словами, все решения принимаются им на основе системы принципов или основных ценностей, которые получили развитие в результате индивидуального опыта. На высшей стадии зрелости такая система принципов становится всеобъемлющей (она охватывает все сферы существования), последовательной (она свободна от внутренних противоречий) и универсальной (она не зависит от ситуации). Так, кража 50 000 долл. или 500 долл. здесь также считается тяжким проступком, по уже не потому, что нарушает законы социума, а скорее потому, что противоречит всеобъемлющей, последовательной и универсальной системе принципов, присущих данному индивиду. Этот уровень развития, полагает Колберг, доступен далеко не для всех.
Эгоцентричные индивиды считают нормы и законы чем-то внешним, однако они подчиняются им, поскольку это позволяет им избегнуть наказания и получить некое вознаграждение. Конформисты также считают законы и нормы чем-то внешним, однако, желая обеспечить себе определенное социальное положение, они усваивают и соблюдают их. Индивиды, привыкшие исходить из собственных принципов, после рассмотрения законов и норм вырабатывают такую систему принципов, которая представляется им морально правильной. При необходимости выбора между законом и принципом они всегда предпочитают принцип закону. Индивиды такого типа стараются не поступаться своими принципами.
Приведем в качестве примера систему личностных принципов Махатмы Ганди.
Каждое утро должно начинаться с напоминания себе о следующем:
— Я не должен бояться никого и ничего.
— Я должен бояться только Бога.
— Я не должен навязывать никому своей злой воли.
— Я не должен терпеть несправедливости пи с чьей стороны.
— Я должен побеждать ложь истиной.
— В своем противостоянии ложному я должен быть готов на любые страдания.
Исследование модели развития ценностей Колберга дает ряд интересных результатов, имеющих отношение к управленческому поведению. Ситуации моральной оценки были представлены студентам, ранее участвовавшим в исследовании феномена повиновения, проводившемся С. Милгремом. Участники эксперимента должны были управлять постепенно возрастающими электрическими разрядами, причинявшими сильную боль некоему лицу. 75% респондентов, находившихся на уровне принципов (уровень 3), отказалось от участия в опыте, мотивируя свой отказ нежеланием причинять боль другому человеку. От участия в эксперименте отказалось всего 12,5% людей, находившихся на нижнем уровне развития моральных обоснований. Более высокому уровню развития ценностей соответствует и большая гуманность по отношению к другим людям.