Лекция VI. ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Вести социально-педагогическую работу с категорией детей, которых называют трудными, достаточно сложно. Важно знать, что же это за категория, чем она характеризуется. Это позволяет лучше понимать природу трудностей таких детей, а также искать и определять наиболее приемлемые пути социально-педагогической работы.
В результате изучения главы 34 студент должен:
знать
• понятие и сущность категории "трудные дети":
• основные категории детей, относящихся к трудным, и их социально-педагогическую характеристику:
уметь
• характеризовать основные категории детей, относящихся к трудным:
владеть
• способами организации исправления и перевоспитания.
Трудные дети: понятие и сущность
Воспитание исключительно сложное дело. В нем нет простых путей и последствия его играют значительную роль как для самого человека, так и для его окружения.
В воспитательной (социально-педагогической работе) часто выделяют детей, которых называют "трудными". Вокруг этого понятия и соответствующей группы детей, с 1920-х гг. идет активная дискуссия. Что же это за категория детей и как с ними работать родителям, учителям, социальным педагогам?
Из книги в книгу переходят по отношению к трудным детям определенные утверждения. Наиболее типичными из них являются следующие.
1. Многие выдающие ученые, политики, бизнесмены и прочие известные люди в детстве были "трудными". Подобное утверждение вполне справедливо. Биографические данные свидетельствуют, что, благодаря стечению множества обстоятельств, они смогли реализовать себя и стали таковыми. Жизненные обстоятельства способствовали развитию неординарности и формированию того уникального в личности, что сделало их великими для своего времени. Однако исследований, направленных на выявление того, сколько из числа трудных детей не стали известными людьми, по сравнению с обычными, и сколько так называемых "обычных" детей стали выдающимися, не проводилось.
А. С. Макаренко справедливо подчеркивал необходимость уметь видеть положительное в личности ребенка, прогнозировать его перспективу роста, создавать для нее условия и способствовать наиболее полному ее проявлению (педагогика параллельного действия). Управлять перспективой роста трудного ребенка, профилактируя негатив, исключительно сложно. Необходимо его знать, уметь строить с ним отношения, умело целенаправленно направлять и стимулировать его самопроявление. Неумение работать с такими детьми создает для них и их социального окружения достаточно много проблем.
2. Ученик, которого в школе считают "трудным", как правило, вне пределов школы таковым не является. Наоборот, такой ребенок может быть организатором добрых дел, неформальным лидером групп детей, отличаться изобретательностью, фантазией. Действительно, часто трудный ребенок активен, он может быть очень изобретателен, стараясь быть на виду, привлечь к себе внимание, достичь личных целей.
На практике активность трудного ребенка имеет различные формы проявления, в зависимости от того, чем он может привлечь к себе внимание окружающих.
Быть лидером такой ребенок может. Однако далеко не всегда его лидерские качества вне школы направляются "на организацию добрых дел" и утверждать это не совсем корректно. Исключительно важно социальному педагогу (учителю) суметь видеть лидерские предрасположенности ребенка и направлять их на организацию добрых дел в интересах его ресоциализации. Однако это уже специфика социально-педагогической работы с трудным ребенком.
3. Нет плохих учеников, а есть плохие учителя, следовательно, нет и трудных детей. Выражение трудные дети идет от "горе-педагогов", которые таким способом объяснили свое неумение воспитывать. Слово трудные в этом случае брали в кавычки. Нет трудных детей – есть "трудные дети". Если есть такой ребенок, следовательно, педагог недостаточно подготовлен и не может строить с ним целенаправленную воспитательную работу. В. А. Сухомлинский писал: "Трудные дети есть, от них никуда не уйдешь. Учителя прекрасно знают, что это такое... Обычные методы и приемы воспитания, которые приводят к хорошим результатам в работе с основной массой детей, к трудным детям применить безрезультатно, надо искать какие-то другие, особенные методы и приемы воспитания.
Трудные дети – понятие сложное. У каждого из них что-то свое, индивидуальное, не похожее на других трудных детей: своя причина, свои особенности, отклонения от нормы, свои пути воспитания"[1].
4. Термин "трудный ребенок" придумали педагоги, которым не удалось найти педагогический "поводок" для того или иного воспитанника. Им трудно сломать, им трудно "перевоспитать" подростка, им трудно навязать ребенку свою систему ценностей.
Такое утверждение удивительное по некорректности. Далеко не все учителя и воспитатели своей педагогической деятельностью стараются "ломать" детей и вести их на поводке. Очень многим из исключительно преданных педагогическому делу воспитателей интересных творческих личностей. Но и у них есть дети, которых они называют "трудными". В зависимости от педагогического опыта, склонностей к педагогической деятельности и активности в ней, педагог в той или иной степени успешно справляется со своими воспитанниками.
У многих из учителей и воспитателей встречаются воспитанники, в социально-педагогической работе с которыми они испытывают значительные трудности, а иногда и не справляются с ним. Причин этому достаточно много, в том числе, негативное воспитание ребенка, асоциальной, антисоциальной направленности, дети из семей группы риска, дети весьма одаренные, с которыми не удастся обеспечить наиболее целесообразные отношения и социально-педагогическую работу, способствующие их самореализации.
5. Учитель (воспитатель), получивший педагогическую подготовку, должен уметь работать с любым воспитанником. Он изучал методы воспитания, значит, может их применять и успешно воспитывать. Должен и может – это не одно и тоже. Например, в технике все понимают, если человек выучился, то в начале он может изготавливать изделия определенного уровня сложности. В последствие, его мастерство растет вместе со способностью изготавливать более сложные изделия. Уровень сложности изготавливаемых изделий будет зависеть от достигнутого мастерства. У каждого специалиста он будет свой. К единому уровню совершенства специалисты никогда не придут и изготавливать детали (изделия) любой сложности все нс смогут. Это по силам только отдельным личностям.
6. Трудный – это ребенок, который попал в трудную жизненную ситуацию. Он требует особого и очень внимательного подхода во взаимодействии с ним, его воспитании.
Почему же в воспитании считается, что любой воспитатель может работать с любыми детьми, даже, если он имеет специальное педагогическое образование. Если бы так было, то любое образовательное учреждение представляло бы идеальный центр формирования и коррекции личности растущего ребенка. На практике – это не так. Немало проблем заключены в личности выпускника педагогического вуза, его предрасположенности к педагогической (социально-педагогической) деятельности, достаточной подготовленности и готовности работать с разными категориями детей и подростков, в том числе с трудными.
Есть воспитатели, которые имеют опыт и предрасположены к работе только с трудными детьми, сразу же захватывают инициативу в группе, зажигая своей энергией воспитанников, завоевывая их доверие и уважение, увлекая за собой. Как они говорят, "с обычными детьми им скучно и они не могут с ними работать". Для таких воспитателей нужны трудные, неординарные дети, одаренные, с различным уровнем социальных отклонений.
Другие способны успешно работать, когда дети спокойны, уравновешены. Они хорошо понимают их, заинтересовывая, побуждая к активной и творческой деятельности в процессе обучения и воспитания. Если у таких педагогов появляются трудные дети, то они могут с ними справляться, а могут и не справиться. Для таких учителей трудные дети – это возмутители спокойствия, требующие неординарного подхода к социально-педагогической работе.
Третьи могут работать с разными детьми: и уравновешенными (нормой), и с трудными. Они понимают своеобразие каждого ребенка и находят к нему подход, обеспечивая наиболее целесообразное обучение и воспитание. Это наиболее авторитетные учителя. Анализируя их деятельность, видно, что педагогика – это их призвание и они в работе с детьми, кажется, могут все. Однако и у них встречаются воспитанники, с которыми они испытывают значительные трудности, а иногда могут быть ситуации, с которыми справиться им не удается.
Четвертые довольно успешно работают с различными детьми, особенно с учениками начальных и средних классов. Они, владея методами воздействия на детей, имея опыт работы с ними и обладая развитыми волевыми качествами, успешно формируют среду удобную для своей воспитательной деятельности. Встречая детей трудных, они стараются также уровнять их в поведении и проявлении со всеми, а когда этого не получается, то стремятся их сломать или под любыми предлогами избавиться от них. "Нам с ними трудно", подчеркивают такие учителя. Нередко и детям очень трудно с учителем, не понимающим их, который не умеют целесообразно строить с ними отношения, обучение и социально-педагогическую работу.
Встречается и множество других педагогов. Одинаковых среди них не бывает. Во всем множестве встречаются самые разные по своим возможностям и реальной деятельности типы. По у всех есть "удобные" и "неудобные" (трудные) в воспитательном отношении дети.
Практика убедительно доказывает, что педагогическое мастерство и уверенность в социально-педагогической работе с трудными детьми необходима, самоуверенность – опасна. Она наказывает даже достаточно опытных педагогов, лишая возможности сформировать целесообразные отношения, обучать и воспитывать.
Что же представляют собой "трудные дети", как их следует охарактеризовать (определить)?
В современной психолого-педагогической литературе трудными обычно называют тех детей, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и правил, препятствуя их полноценному воспитанию. Они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям, не умеют строить отношения со сверстниками и воспитателями (учителями), проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим (социально-педагогическим) воздействиям. В зарубежной практике к трудным относят тех детей, которых в России выделяют как категорию с особыми нуждами.
"Словарь русского языка" С. И. Ожегова определяет термин "трудный" как требующий большого труда, усилий, напряжения; с трудом поддающийся воздействию, доставляющий беспокойство. Данное определение можно применить по отношению к ребенку, характеризуя его и возможности социально-педагогической работы с ним.
Учитывая, что наибольшие проблемы воспитателям (родителям и учителям) создают дети подросткового возраста, среди них выделяют понятие "трудный подросток". В социальной педагогике, психологии и повседневной жизни иод ним понимают ребенка, с особой болезненностью переживающего кризис переходного возраста, который создает наибольшие проблемы и трудности в обучении и социально-педагогической работе с ним.
Систематизация различных подходов, позволяет определить, что трудные дети (трудный ребенок) – это дети (ребенок), которые (который) по различным причинам создают (создает) воспитателю (родителю, учителю, социальному педагогу) беспокойство, трудности в работе с ними (с ним), в том числе и в учебно-воспитательной.
Среди трудных детей можно выделить достаточно много категорий. Они по-своему проявляются и в социально-педагогической работе воспитателей с каждой из них свои проблемы и трудности.