Требования, предъявляемые к статистическим данным. Формы и виды статистического наблюдения

Основной задачей государственной статистики является формирование государственных информационных ресурсов. Это достигается посредством статистического наблюдения. Адекватность отражения важнейших социально-экономических процессов, происходящих в стране, во многом зависит от используемых методов сбора и обработки первичных данных. В настоящее время нет стандартного определения качества данных, принято отмечать два основных требования к материалам статистического наблюдения: достоверность и сопоставимость.

Достоверность – это соответствие первичных данных фактическому положению. Исходя из практической потребности, достоверность обычно описывают в терминах ошибок. Для предупреждения ошибок наблюдения выявляют их виды и причины возникновения. Ошибки наблюдения подразделяют на два вида: ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации – это погрешности, которые возможны независимо от вида наблюдения. Они бывают случайными и систематическими (тенденциозными). Существуют преднамеренные ошибки, причиной которых становится сознательное искажение данных. Непреднамеренные ошибки, как правило, носят случайный характер, они могут возникнуть в результате низкой квалификации работников.

Ошибки репрезентативности присущи только выборочному наблюдению. Причина их возникновения заключается в том, что выборочная совокупность недостаточно точно отображает состав всей изучаемой совокупности. Подробнее о таких ошибках говорится в гл. 5.

Сопоставимость статистических данных рассматривается в разных аспектах:

1) сопоставимость в рамках одного наблюдения;

2) сопоставимость данных разных наблюдений;

3) сравнимость с данными прошлых исследований.

Причины различий могут быть вызваны организационнометодологическими факторами, влияющими на изменение методики сбора данных, времени регистрации и т.п.

В настоящее время устанавливается более широкое понятие качества статистических данных с точки зрения их адаптации к потребностям пользователей. К компонентам такого определения качества, наряду с сопоставимостью и достоверностью, относятся востребованность, своевременность, доступность, интерпретируемость.

Достижение необходимого уровня качества результатов статистической деятельности требует соблюдения научно разработанных методик сбора, обработки и распространения статистических данных (включая соответствие принятым международным стандартам).

Статистическое наблюдение – первая стадия статистического исследования, представляющая собой организованный по единой программе сбор данных о социально-экономических явлениях и процессах путем регистрации их существенных признаков с целью получения первичной статистической информации.

Различают формы организации и виды статистического наблюдения, источники получения первичных данных и способы сбора данных.

К формам организации относятся:

– отчетность;

– специально организованное наблюдение.

Виды наблюдения делят:

– по времени регистрации фактов на непрерывное (текущее), периодическое и единовременное;

– охвату единиц па сплошное и несплошное.

Источниками получения первичных данных являются:

– непосредственное наблюдение;

– документальный способ;

– опрос.

К способам сбора данных относятся:

– экспедиционный;

– саморегистрация;

– корреспондентский.

Организация статистического наблюдения предполагает решение определенных программно-методологических вопросов:

• конкретизация цели и формулировка задач статистического исследования;

• составление программ наблюдения и разработки полученной статистической информации;

• ограничение обследуемой совокупности (установление ее рамок);

• создание статистической основы (для выборочного наблюдения – основы выборки), определение ее единицы и единицы наблюдения;

• выбор метода наблюдения (для выборочного наблюдения – установление оптимального процента отбора);

• формирование выборочной совокупности;

• сбор и редактирование первичной информации, включающие логический и арифметический способы контроля, основанные на соотношениях между связанными пунктами вопросника и допустимыми значениями статистических признаков, представленных респондентами.

Организационный план статистического наблюдения содержит не только методологические, но и практические указания по сбору и обработке данных. Знание общего решения проблемы является недостаточным. Необходимо принимать во внимание квалификацию персонала, стоимость различных операций и их возможную эффективность, так как в практической деятельности всегда нужно учитывать ограниченность бюджета обследования и сроки его проведения. Выбор метода проведения статистического наблюдения неоднозначен. К основным факторам, которые необходимо учитывать при его определении, относятся следующие:

– материальные и трудовые ресурсы, имеющиеся в наличии у организатора;

– состав решаемых статистических задач;

– количество единиц наблюдения;

– необходимая точность получаемых результатов.

Например, Всероссийская перепись населения проведена с 14 по 25 октября 2010 г. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1074 "Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года" Федеральная служба государственной статистики подвела предварительные итоги переписи населения в отношении численности переписанного населения, в том числе мужчин и женщин, с разбивкой на городское и сельское население.

Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 г. № 896 "О подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года" подведены на основе автоматизированной обработки сведений о населении, содержащихся в переписных листах:

– до 30 июня 2012 г. – в отношении численности, размещения, возрастно-половой структуры, состояния в браке, образования, национального состава и владения языками, гражданства, источников средств к существованию, экономической активности, числа и состава домохозяйства, а также численности лиц, временно находившихся на дату проведения переписи на территории Российской Федерации;

– до 31 декабря 2012 г. – в отношении миграции населения, жилищных условий населения, рождаемости, а также демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей.

Методы статистического наблюдения при изучении предпринимательской деятельности различают в зависимости от типа предприятий и наблюдаемых показателей. Для малых предприятий в основном применяют выборочные методы наблюдения, для крупных и средних – сплошные методы, а для индивидуальных предприятий, действующих без образования юридического лица, – методы оценок, основанные на косвенных данных.

Количество наблюдаемых показателей более значительно для крупных и средних и ограничено для малых предприятий. Для индивидуальных предприятий, действующих без образования юридического лица, осуществляют оценку небольшого числа важнейших показателей. Общие экономические показатели (стоимостные объемы производства и продаж, инвестиций и т.п.) и показатели деловой активности предприятий более пригодны для выборочных методов наблюдения, тогда как показатели выпуска и продажи отдельных видов продукции, а также бухгалтерской отчетности коммерческих организаций предпочтительно наблюдать в сплошном режиме.

В настоящее время для наблюдения за состоянием экономики страны и ее отдельных секторов предусматривается определенная система формирования информационной базы государственной статистики: проведение один раз в 5–10 лет сплошных обследований – экономических переписей, в промежутках между которыми будут осуществляться периодические выборочные обследования по широкому спектру проблем. В зарубежной статистической практике накоплен огромный опыт проведения переписей, особенно в США, где они начали осуществляться с 1810 г. Из истории отечественной статистики известно, что перепись в качестве основного метода наблюдения применялась с 1920-х гг., восполняя отсутствие достаточно стабильной статистической отчетности. В дальнейшем была введена периодическая отчетность практически по всем аспектам экономической деятельности.

Становление многоукладной экономики, с одной стороны, и усиление требования соблюдения конфиденциальности данных – с другой, при снижении отчетной дисциплины определили необходимость возрождения экономических переписей на новом организационно-техническом уровне. Основными этапами проведения Всероссийской экономической переписи являются перепись индивидуальных предпринимателей и перепись хозяйствующих субъектов – юридических лиц.

Экономическая перепись позволит уточнить основные параметры состояния экономики России и регионов, а также дополнить информацию о всех действующих резидентах рынка для создания основы выборочных обследований.