Введение
Все юристы в процессе своей профессиональной деятельности работают с юридическими документами, многим из них приходится составлять юридические тексты, однако далеко не каждый сможет разработать законопроект. Вместе с тем составление законопроекта — одна из тех сложных задач, которая может быть поручена юристу. Это — творческая работа, связанная с поиском оптимальных правовых решений возникшей или существующей проблемы в предлагаемых политических и правовых обстоятельствах.
Во многих странах разработка законов рассматривается как особая сфера профессиональной деятельности, требующая специальных знаний и особых профессиональных качеств. Но в России редко можно встретить юриста, для которого законопроектная работа является единственным видом профессиональной деятельности. Однако и в наших условиях можно сформулировать определенные профессиональные качества, необходимые для этой работы. Разумеется, те, кто готовит законы, должны иметь юридическое образование и определенный опыт работы по специальности, поскольку качество закона в значительной степени зависит от профессиональной компетентности его разработчиков. Понимание общих принципов правового регулирования, детальное знание иерархии нормативных актов, специфики регламентации определенных отношений, взаимосвязи процессуальных и материальных норм, владение юридическим языком, позволяющим создавать четкие нормативные формулировки, следование принципам ясности, простоты и правильной организации юридического текста, внимание к деталям — все это необходимые предпосылки для создания хорошо проработанного документа.
Для разработки законопроекта требуются и определенные личностные качества. Ясность мысли, аналитический ум, владение языком, способность выражать свои мысли на бумаге, умение аргументировать и отстаивать свою позицию, творческое воображение и здравый смысл, прагматизм и объективность — основные требования, предъявляемые к юристам, разрабатывающим законы. Существенное значение имеют также умение работать в команде и слышать аргументы оппонентов, способность адаптироваться к изменяющимся условиям и предлагать альтернативные решения, а также такие качества, как терпимость, психологическая устойчивость, а подчас даже и физическая выносливость. Общеизвестно, что прохождение законопроекта и доработка его текста — зачастую длительный и во многом непредсказуемый процесс.
Разработка законов — искусство или технология?
Является законотворчество искусством или технологией? Этот вопрос часто рассматривается в работах зарубежных авторов. Сторонники первой точки зрения, в соответствии с которой законотворчество — это скорее искусство[1], обращают внимание на то, что не существует единственно верного способа подготовки законов. Получив задание написать законопроект, опытные разработчики, обладающие необходимыми профессиональными навыками и собственными наработками, представят разные тексты. В каждом конкретном случае существуют альтернативные решения, и выбор оптимального из них — прерогатива разработчика закона. Одни авторы предлагают более смелые, другие — более консервативные решения. У каждого юриста, профессионально занимающегося разработкой законов, есть свои предпочтения и предубеждения в отношении языка, стиля и структуры законодательного акта, формы изложения правовых предписаний, обусловленные его личным опытом. Соответственно, общая идея может быть преобразована в правовые предписания различными способами.
Каждый новый проект закона отличается от предыдущего и требует индивидуального подхода. Разработка его концепции предполагает серьезный анализ как поставленной задачи, так и существующей правовой ситуации. Для каждого закона должны быть выработаны индивидуальная структура, наименование и ОГЛАВЛЕНИЕ, определены оптимальные способы формулирования правовых норм. Цели и задачи закона, его ОГЛАВЛЕНИЕ во многом предопределяют структуру и стиль законопроекта. Кроме того, общие подходы к законотворчеству, применяемые технологии, стиль и язык законодательных актов видоизменяются с течением времени, и разработчики законопроектов не могут не учитывать это в своей практике.
Приверженцы второй точки зрения, считающие, что законотворчество — это технология, полагают, что умение писать законы зависит не столько от способности и таланта его разработчиков, сколько от того, насколько соответствующие лица овладели профессиональными навыками, методиками и практическими приемами разработки нормативного содержания и юридико-технического оформления текста закона. В первую очередь речь идет о способах словесного выражения правовых предписаний, внешнего оформления и внутреннего построения нормативных актов[2].
В любом государстве существуют определенные правила и технические приемы, использование которых позволяет правильно сформулировать правовые дефиниции и юридические конструкции, найти оптимальные способы изложения правовых предписаний, добиться доступности и лаконичности юридического текста, привести ОГЛАВЛЕНИЕ и форму законопроекта в соответствие с другими законодательными актами. Правила составления нормативных правовых документов могут варьироваться в зависимости от вида акта, однако общие требования юридической техники едины. Они сводятся к следующему:
• единство системы источников права (учет содержания действующих норм, своевременная отмена или изменение устаревших положений);
• унификация формы источников права одного вида (единые реквизиты, внешняя и внутренняя организация текста);
• терминологическое единство;
• логическая последовательность и непротиворечивость изложения нормативного материала;
• четкость формулировок и исключение повторов, что достигается, в частности, за счет использования отсылочного и бланкетного способов формулирования норм.
Сторонники второго подхода согласны со своими оппонентами в том, что данный вид юридического письма нельзя освоить по книгам. Тем не менее они полагают, что навыками составления законов, как и других юридических текстов, можно в той или иной мере овладеть.
Обе эти позиции имеют право на существование, однако истина, как это часто бывает, находится где-то посредине. Законотворчество, как и любой другой вид профессиональной деятельности, предполагает усвоение общих правил, специальных приемов и методик, связанных с разработкой нормативного содержания и оформлением законопроекта, которые нарабатываются и совершенствуются в процессе правотворчества. Вместе с тем степень совершенства закона в конечном счете определяется профессиональным чутьем и творческим потенциалом его разработчиков.
Даже те, кто рассматривает разработку законов как определенную технологию, признают, что воспользоваться существующими правилами и методиками можно только тогда, когда сформулирована концепция и определено основное ОГЛАВЛЕНИЕ законопроекта. В компьютерную эпоху процесс подготовки законов, безусловно, упрощается, однако его все же нельзя свести к механическому процессу применения общих наработок и клише, существующих правил юридико-технического оформления нормативных документов к конкретному заданию. Использование информационных технологий позволяет рационализировать выбор терминологии и фразеологии и осуществить унификацию терминов, однако только интуиция и творческие усилия разработчиков могут "вдохнуть жизнь и душу" в законопроект[3].