Требования к оформлению реквизитов документов
01. Государственный герб РФ помещают на бланках документов в соответствии с Законом о гербе. В соответствии с Законом воспроизведение Государственного герба РФ на бланках документов допускается в трех вариантах:
• в многоцветном варианте – на бланках федеральных конституционных законов и федеральных законов; указов и распоряжений Президента РФ; постановлений Совета Федерации и Государственной Думы; постановлений и распоряжений Правительства РФ; решений Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ; а также на бланках Президента РФ; Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ; Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ;
• в одноцветном варианте – на бланках администрации Президента РФ; полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах; федеральных органов исполнительной власти; Генеральной прокуратуры РФ; Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; Счетной палаты РФ; Центральной избирательной комиссии РФ; Банка России;
• в одноцветном варианте без геральдического щита – на бланках Межведомственной комиссии по защите государственной тайны; органов, организаций и учреждений при Президенте и Правительстве РФ; дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств РФ за ее пределами.
Законом также установлено, что Государственный герб РФ помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственновластными полномочиями.
Изображение Государственного герба РФ располагается на верхнем поле бланка документа.
02. Герб субъекта РФ помещают на бланках документов в соответствии с правовыми актами субъектов РФ.
На бланках документов могут также воспроизводиться гербы территорий или населенных пунктов, утвержденные в установленном порядке. Место расположения гербов – верхнее поле документа.
03. Эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания) помещается на бланках документов в соответствии с уставом (положением) организации.
Эмблема организации представляет собой условное графическое изображение, утвержденное в установленном порядке в соответствии с уставом (положением об организации). В качестве эмблемы организации могут выступать товарный знак, рисунок, аббревиатура, комбинированное буквенно-графическое изображение и др. Например:
При угловом расположении реквизитов эмблема помещается в левом верхнем углу листа, при продольном – в середине его верхнего поля.
Важно запомнить!
При наличии изображения Государственного герба РФ или герба субъекта РФ на бланке организации эмблема не воспроизводится.
04. Код организации проставляют по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) в соответствии с Положением о ведении Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанных с ним классификаторов. Код организации оформляется в виде восьмизначной цифры в правой верхней части первого листа документа. Он может быть проставлен типографским способом на бланке документа организации.
05. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица проставляют в соответствии с документами, выдаваемыми налоговыми органами.
06. Идентификационный номер налогоплателыцика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) проставляют в соответствии с документами, выдаваемыми налоговыми органами.
07. Код формы документа проставляется по ОКУД, при составлении конкретного вида документа только на унифицированных документах, названия форм которых включены в ОКУД. Он воспроизводится в виде семи цифровых десятичных знаков и контрольного числа (КЧ) в правой верхней части документа. Например:
0221052 – должностная инструкция;
0222152 – штатное расписание.
08. Наименование организации включает полное и сокращенное (при наличии) наименование автора документа.
Важно запомнить!
Наименование организации должно соответствовать наименованию, закрепленному в ее учредительных документах, включая сокращенное наименование и наименование на иностранном языке.
Пол полным наименованием организации указывают сокращенное (а при его отсутствии – полное) наименование вышестоящей организации.
Наименование организаций субъектов РФ, имеющих в качестве государственного языка наряду с русским государственный язык субъекта РФ, печатается на двух языках. При этом наименование организации на государственном языке субъекта РФ располагают ниже или справа от наименования на государственном языке РФ.
Сокращенное наименование организации – автора документа, если оно закреплено в ее учредительных документах, помещают ниже полного или за ним. Например:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРУДА РОССИИ)
Наименование на иностранном языке, если оно закреплено в учредительном документе, располагают ниже наименования на русском языке.
Если автором документа выступает филиал, территориальное отделение, представительство или структурное подразделение организации, то его наименование помещают ниже наименования организации.
Сведения о конкретном авторе документа обязательны на внутренних документах организации.
09. Справочные данные об организации могут включать в себя по усмотрению организации: почтовый адрес, номера телефонов, факсов, телексов, адрес электронной почты и другие данные. Этот реквизит указывается только в письмах. Его располагают в верхнем левом углу под реквизитом "Наименование организации" или на нижнем поле углового бланка документа. Например:
Профсоюзная у л., д. 82,
Москва, 117393
Тел./факс (495)718-78-74
E-mail, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
На бланках для писем и факсов юридический адрес проставляется типографским способом или с помощью компьютерной техники.
10. Наименование вида документа, составленного или изданного организацией, является одним из важнейших реквизитов документа. Оно регламентируется уставом или положением об организации и должно соответствовать видам документов, предусмотренным Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД) (класс 0200000). Этот реквизит указывает на назначение документа, определяет состав его реквизитов и структуру текста.
Наименование вида документа печатается прописными буквами, например: Приказ, Распоряжение. Его располагают в заголовочной части документа ниже реквизита "Наименование организации".
11. Дата документа – один из основных реквизитов документа. Его отсутствие лишает документ юридической силы.
Датой документа считается: дата его подписания (для приказов, факсов, писем, справок); утверждения (для планов, отчетов, правил, инструкций) или дата события, которое в нем зафиксировано (для протоколов, актов). Если авторами документа являются несколько организаций, то датой документа считается наиболее поздняя дата подписания.
Все даты в документе (в его заголовочной части, в тексте, в реквизитах "Резолюция", "Визы", "Гриф утверждения" и др.) оформляются цифровым способом арабскими цифрами в определенной последовательности: день месяца (2 знака), месяц (2 знака), год (4 знака). Например, дату 5 декабря 2014 г. следует оформлять:
05.12.2014.
Допускается словесно-цифровой способ оформления даты без кавычек. Например: 5 декабря 2014 г., а также оформление даты в принятой во многих странах последовательности: год, месяц, день месяца, например: 2014.12.05.
Дата документа проставляется в его верхней заголовочной части ниже реквизита "Наименование вида документа".
12. Регистрационный номер документа проставляется одновременно с датой документа. Он представляет собой условное обозначение документа, введенного в информационно-поисковую систему организации. Для внутренних документов (например, приказов) эго обычно порядковый номер документа с начала календарного года. Для исходящих документов регистрационный номер может складываться из нескольких составляющих: индекс структурного подразделения, индекс дела по номенклатуре дел, где будет храниться копия документа, и порядковый номер документа. Например: 02-12/11, где 02 – индекс структурного подразделения, 12 – номер дела по номенклатуре, 11 – порядковый номер отправленного документа.
На документах, авторами которых являются несколько организаций, регистрационные номера проставляются через косую черту в порядке указания авторов в документе.
Регистрационный номер документа помещается справа от реквизита "Дата документа".
13. Ссылка на регистрационный номер и дату документа
проставляется только на ответных письмах на инициативный документ. Реквизит включает в себя регистрационный номер и дату документа, на который дается ответ. Например: на № 02-15/36 от 05.07.2014. Эта ссылка помогает организации, получившей ответ, быстро найти копию инициативного письма.
Реквизит размещается под реквизитами "Дата документа" и "Регистрационный номер документа".
14. Место составления или издания документа целесообразно указывать на всех документах, но обязательным этот реквизит является в тех случаях, когда определение места составления или издания документа затруднено по реквизитам "Наименование организации" и "Справочные данные об организации". В письмах этот реквизит входит в почтовый адрес.
Важно запомнить!
Если местом составления или издания документа является Москва или другой город, название которого оканчивается на "град", "город" или "бург" (например, Зеленоград, Ужгород, Екатеринбург), перед названием города не следует писать сокращение "г.".
15. Реквизит "Адресат" используется при составлении исходящих документов и служит средством контроля за правильностью указания адресата на упаковке.
В качестве адресата могут выступать организации, их структурные подразделения, должностные лица или физические лица.
Состав этого реквизита может включать:
• наименование организации, учреждения (в именительном падеже), например: Министерство культуры Российской Федерации или Минкультуры России;
• наименование структурного подразделения (в именительном падеже), например:
Минюст России
Департамент организации
и контроля
• указание должности лица, которому адресован документ, инициалов и фамилии должностного лица (в дательном падеже), например:
Главному редактору Издательского дома
"Медиадом"
Н. В. Светлановой
На документах, направляемых в правительственные учреждения и постоянным корреспондентам, адрес не проставляется.
При адресации письма в организацию указывают ее наименование, затем почтовый адрес в последовательности, установленной Правилами оказания услуг почтовой связи (в правом верхнем углу), а при отправлении документа за рубеж – Международными почтовыми правилами (в левом верхнем углу). Например:
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации Проспект Вернадского, д. 82,
Москва, 117454
или
American National Standards Institute
11 West 42nd Street
13th floor
NEW YORK, N.Y.10036
USA
На документах, направленных физическому лицу, указывают фамилию и инициалы получателя, затем почтовый адрес. Например:
Образцову А. Н.
ул. Гиляровского, д. 5, кв. 70,
Москва, 129090
Если документ направляют в несколько однородных организаций, их следует указывать обобщенно. Например:
Администрации районов
Московской области
Допускается в реквизите "Адресат" центрировать его элементы относительно самой длинной строки.
16. Гриф утверждения документа придает содержанию официального документа нормативный или правовой характер.
При утверждении документа должностным лицом этот реквизит должен состоять из слова "Утверждаю" (прописными буквами и без кавычек), наименования должности утверждающего документ лица, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения. Допускается в реквизите "Гриф утверждения" центрировать элементы относительно самой длинной строки. Например:
Если документ утверждается несколькими должностными лицами, реквизиты располагают на одном уровне.
Важно запомнить!
При утверждении документа постановлением, решением, приказом или протоколом данный реквизит состоит из слова Утвержден (Утверждена, утверждены, утверждено) без кавычек, согласованного в роде и числе с наименованием вида документа, наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты и номера.
Например:
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 08.02.2014 № 536
ИНСТРУКЦИЯ
Реквизит "Гриф утверждения" располагается в правом верхнем углу первого листа документа. Допускается в реквизите центрировать его элементы относительно самой длинной строки.
17. Резолюция пишется от руки соответствующим должностным лицом и включает в себя фамилии, инициалы исполнителей, ОГЛАВЛЕНИЕ поручения (при необходимости), срок исполнения, подпись и дату. Например:
Степанову Н. К.
Светлановой А. М.
Прошу подготовить проект договора с консалтинговой группой "Олимп" к 05.03.2014
Личная подпись
Дата
Если на документе больше одной резолюции, то вторая и последующие располагаются на любом свободном месте лицевой стороны документа. Резолюция может оформляться и на отдельном листе с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому относится резолюция.
18. Заголовок к тексту обязателен для всех документов, за исключением кратких (сопроводительных) писем, выполненных на бумаге формата А5. В заголовке должно отражаться краткое ОГЛАВЛЕНИЕ текста документа.
Важно запомнить!
Заголовок должен грамматически согласовываться с наименованием вида документа, отвечая на вопросы: о чем? (о ком?) или чего? (кого?).
Например:
ПРИКАЗ
Об укреплении исполнительской дисциплины и аппарате Министерства
или
Должностная инструкция секретаря-референта
Заголовок к тексту располагается ниже реквизитов "Дата документа" и "Регистрационный номер документа". На типографских бланках для этого реквизита устанавливаются ограничительные знаки.
19. Отметка о контроле оформляется буквой "К", словом "Контроль", которые проставляются цветным карандашом, фломастером или специальным штампом Контроль. Реквизит располагается на левом поле документа на уровне его заголовка.
20. Текст документа в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ о государственных языках составляется на государственном языке РФ или на государственных языках субъектов РФ.
Текст документа оформляют в виде связного текста, анкеты, таблицы или в виде соединения этих структур.
Связный текст состоит, как правило, из двух частей: в первой указывают причины, основания, цели документа, во второй (заключительной) – решения, выводы, просьбы, предложения, рекомендации. Текст может содержать только заключительную часть (например, приказы, распоряжения – распорядительную часть без констатирующей, письма, заявления – просьбу без пояснения).
В тексте документа, подготовленного на основании ранее изданных документов или документов других организаций, указывают их реквизиты в последовательности: наименование документа, наименование организации – автора документа, дата документа, его регистрационный номер, заголовок к тексту.
Если текст содержит несколько решений, выводов и т.д., его можно разбивать на разделы, подразделы, пункты, которые нумеруют арабскими цифрами.
В документах организаций, действующих на принципах единоначалия, а также документах, адресованных руководству организации, текст излагают от первого лица единственного числа: "приказываю", "предлагаю", "прошу".
В документах коллегиальных органов текст излагают от третьего лица единственного числа: "постановляет", "решил".
В совместных документах текст излагают от первого лица множественного числа: "решили".
Текст протокола излагают от третьего лица множественного числа: "слушали", "выступили", "постановили", "решили".
В организационных документах, устанавливающих права и обязанности организации, ее структурных подразделений (положение, инструкция), а также содержащих описание, оценку фактов или выводы (справка, акт), используют форму изложения текста от третьего лица единственного или множественного числа: "отдел осуществляет функции", "комиссия постановила", "в состав объединения входят".
В письмах используют следующие формы изложения:
• от первого лица единственного числа: "направляю", "считаю необходимым", "прошу меня освободить";
• от первого лица множественного числа: "просим направить", "направляем на рассмотрение";
• от третьего лица единственного числа: "Министерство не возражает", "Академия считает возможным".
При составлении текста в виде анкеты наименования признаков характеризуемого объекта должны быть выражены в именительном падеже или словосочетанием с глаголом второго лица множественного числа настоящего или прошедшего времени: имеете, владеете, были, находились и т.д. Выраженные словесно характеристики должны быть согласованы с наименованиями признаков.
В тексте, оформленном в виде таблицы, графы и строки должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк должны согласовываться с заголовками. Графы таблицы, располагаемой на двух и более страницах, должны быть пронумерованы; на каждой странице, начиная со второй, печатают только номера этих граф.
21. Отметка о наличии приложения, названного в тексте, оформляется следующим образом:
Приложение: на 6 л. в 2 экз.
Если письмо имеет приложение, не названное в тексте, то указывают его наименование, число листов и число экземпляров. При наличии нескольких приложений их нумеруют, например:
Приложение.
1. Проект постановления Правительства Российской Федерации "О передаче..." на 3 л. в 1 экз.
2. Заключение на поручение Правительства Российской Федерации от 24.06.2014 № ... на 2 л. в 1 экз.
Важно запомнить!
Нельзя в одном пункте приложения объединять разные документы, например:
Приложение: письма Васильковой С. В. от 10.01.2014 № 27650 и Степановой 3. П. от 05.01.2014 № 27678, всего на 6 л. в 1 экз.
Если приложение сброшюровано, количество листов не указывается.
В приложении к распорядительному документу (постановление, приказ, распоряжение, правила, инструкция, положение, решение) в правом углу его первого листа помещается слово "Приложение №" с указанием наименования распорядительного документа, его даты и регистрационного номера, например:
Приложение № 2
к распоряжению Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 156-р
Если к документу прилагается другой документ, также имеющий приложение, то отметку о его наличии оформляют следующим образом:
Приложение: письмо Минсвязи России от 05.07.2014 № 03-12/94 и приложение к нему, всего на 20 л.
Если приложение отправляется не во все адреса, указанные в документе, отметку о его наличии оформляют следующим образом:
Приложение: на 10 л. в 2 экз., только в первый адрес.
Если к сопроводительному письму прилагается большое количество приложений, в самом письме их не перечисляют, а составляют на отдельном листе в произвольной форме опись приложений.
Опись подписывается составителем и датируется, а в сопроводительном письме делается отметка:
Приложение: по описи.
Во всех случаях слово "Приложение" всегда пишется в единственном числе.
22. Подпись – обязательный реквизит любого документа. Она проставляется на документе лицом, которое несет ответственность за ОГЛАВЛЕНИЕ этого документа. В состав реквизита входят: наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке документа, и сокращенное – на документе, оформленном на бланке); личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия), например:
При оформлении документа на бланке должностного лица должность этого лица в подписи не указывают.
При подписании документа несколькими должностными лицами их подписи располагаются одна под другой в той последовательности, которая соответствует занимаемой должности, например:
Если документ подписывают несколько должностных лиц равных должностей, их подписи располагают на одном уровне. При подписании совместного документа первый лист оформляют не на бланке.
Документы коллегиальных органов и комиссий также подписываются несколькими лицами (в первом случае – председателем и секретарем, во втором – всеми членами комиссии с указанием распределения между ними обязанностей). При этом фамилии членов комиссии располагаются в алфавитном порядке.
Принципы, виды и порядок использования электронной цифровой подписи утверждены Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее – Закон об электронной подписи).
Важно запомнить!
Если документ подписывает исполняющий обязанности должностного лица, указанного в реквизите "Подпись", не допускается ставить предлог "за", надпись от руки "Зам" или косую черту перед наименованием указанной должности.
23. Грифом согласования документа оформляется внешнее согласование с конкретным должностным лицом или с коллегиальным органом. Он выражает согласие учреждения или его органа, не являющегося автором документа, с его ОГЛАВЛЕНИЕм.
Реквизит состоит из слова Согласовано, наименования должности лица (в именительном падеже), с которым согласовывается документ (включая наименование организации), личной подписи, ее расшифровки (в последовательности: инициалы и фамилия) и даты согласования, например:
Если согласование осуществляется письмом, протоколом и др„ гриф согласования оформляется следующим образом:
Гриф согласования располагают ниже реквизита "Подпись".
Важно запомнить!
Грифы согласования двух равнозначных организаций располагают на одном уровне.
Если ОГЛАВЛЕНИЕ письма затрагивает интересы нескольких организаций или лиц, составляется отдельный лист согласования, о чем делается отметка на месте грифа согласования: "Лист согласования прилагается".
При этом согласование следует осуществлять в следующей очередности:
1) с организациями, интересы которых затрагиваются в документе;
2) с организациями, занимающимися научными исследованиями в области, к которой имеет отношение ОГЛАВЛЕНИЕ документа;
3) с общественными организациями (при необходимости);
4) с органами, осуществляющими государственный контроль в данной области;
5) с вышестоящими или межотраслевыми органами, если законодательством предусмотрено получение разрешения этих органов.
Датой документа, согласованного с несколькими организациями, является дата последнего согласования.
24. Виза согласования документа предполагает внутреннее согласование документа, она выражает согласие или несогласие должностного лица с ОГЛАВЛЕНИЕм документа.
Реквизит включает в себя наименование должности визирующего, его подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилия) и дату подписания. Например:
Виза согласования может включать указание на ознакомление работника с документом, на документ, подтверждающий согласование, или на решение профсоюзного органа (при наличии). Например:
или:
Визы согласования документа, подлинник которого остается в организации, проставляют в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника документа. Для документа, подлинник которого отправляют из организации, визы проставляют в нижней части лицевой стороны копии отправляемого документа.
Замечания визирующего или дополнения к документу оформляются на отдельном листе согласования.
Допускается, по усмотрению организации, полистное визирование документа и его приложения.
Внутреннее согласование (визирование) рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:
1) составитель документа;
2) руководитель структурного подразделения, в котором составлен документ;
3) заинтересованные должностные лица других структурных подразделений организации;
4) общественные организации (при необходимости);
5) руководитель финансовой или бухгалтерской службы (на документах, содержащих финансовые вопросы);
6) заместитель руководителя организации, курирующий данное направление деятельности или данное структурное подразделение;
7) руководитель юридической службы или юрисконсульт организации.
Реквизит "Виза" используется и при оформлении процедуры ознакомления с документом, подтверждая факт доведения до сведения работника содержания документа. В этом случае реквизит "Виза" включает следующие элементы:
• слова "С приказом (постановлением и т.д.) ознакомлен";
• личная подпись работника;
• расшифровка подписи;
• дата.
Виза ознакомления располагается ниже реквизита "Подпись".
25. Оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на наиболее важных документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинной подписи. Документы заверяют печатью организации. Применять гербовую печать с воспроизведением Государственного герба РФ имеют право организации, определенные в Законе о гербе: федеральные органы государственной власти, иные государственные органы, организации и учреждения, а также органы, организации и учреждения независимо от форм собственности, наделенные отдельными государственно-властными полномочиями.
Нормативные документы обычно не оговаривают место расположения реквизита "Печать".
26. Отметка о заверении соответствия копии документа подлиннику ставится для придания данной копии юридической силы. Она состоит из заверительной надписи "Верно", наименования должности лица, заверившего копию, его личной подписи, ее расшифровки (инициалы, фамилия) и даты заверения. Данный реквизит располагается ниже реквизита "Подпись". Например:
или:
Важно запомнить!
Необходимо указывать дату, на которую заверение действительно, или срок, в течение которого данная копия действительна. Дата проставляется собственноручно. Если копия представляется в другие организации, обязательно проставление печати организации, выдавшей копию документа.
Копия исходящего документа, остающаяся в организации, может быть заверена в упрощенном виде, без указания должности заверителя и даты заверения.
27. Отметка об исполнителе проставляется для оперативной связи, разъяснения и уточнения затронутых в документе вопросов. Она включает в себя инициалы (или имя и отчество), фамилию исполнителя и номер его телефона. Реквизит располагается на лицевой или оборотной стороне последнего листа документа в левом нижнем углу. Например:
Степанов С. И. (или полностью имя и отчество)
8 (499) 205-29-20
28. Отметка об исполнении документа и направлении его в дело проставляется на исполненных документах, подлежащих списанию в дело для хранения и использования в справочных целях. Реквизит включает в себя ссылку на дату и номер документа, свидетельствующего о его исполнении, или краткие сведения об исполнении, отметку "В дело", номер дела, в котором будет храниться данный документ, подпись исполнителя документа или руководителя структурного подразделения, в котором был исполнен документ, и дату проставления отметки.
Отметка об исполнении документа и направлении его в дело проставляется в левом нижнем углу первого листа документа, например:
В дело 05-30 за 2013 год
Подпись
Дата
29. Отметка о поступлении документа в организацию включает в себя очередной порядковый номер и дату поступления документа (при необходимости также часы и минуты).
Допускается проставление отметки о поступлении документа в организацию в виде штампа.
30. Идентификатор электронной копии документа представляет собой отметку (колонтитул), проставляемую в левом нижнем углу каждой страницы документа и содержащую наименование файла на машинном носителе, дату и другие поисковые данные, устанавливаемые организацией.
Требования к бланкам документов
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30–2003 все документы изготавливают на бланках. Установлены два стандартных формата бланков документов: А4 (210 × 297 мм) и А5 (148 × 210 мм).
• Бланк документа – лист бумаги или электронный шаблон с реквизитами, идентифицирующими автора официального документа.
Бланки документов изготавливают на белой бумаге или бумаге светлых тонов и оформляют в соответствии со схемой расположения реквизитов документа, установленной ГОСТ Р 6.30–2003.
В зависимости от расположения реквизитов используют два варианта бланков – угловой и продольный.
Для организации, ее структурного подразделения или должностного лица установлены три вида бланков:
• общий бланк;
• бланк письма;
• бланк конкретного вида документа.
Общий бланк используется для изготовления любых видов организационно-распорядительной документации, кроме писем. В зависимости от учредительных документов организации он включает в себя следующие реквизиты:
• Государственный герб РФ (герб субъекта РФ, эмблема или товарный знак);
• наименование организации – автора документа;
• место составления или издания документа;
• отметки для проставления даты и номера документа.
Бланк письма в зависимости от учредительных документов
организации включает в себя следующие реквизиты:
• Государственный герб РФ (герб субъекта РФ, эмблема или товарный знак);
• наименование организации;
• справочные данные об организации;
• отметки для проставления даты и номера документа, и также регистрационного номера и даты документа, на который дается ответ.
Образец углового бланка письма организации
Бланк конкретного вида документа, кроме письма, в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты:
• Государственный герб РФ (герб субъекта РФ, эмблема или товарный знак);
• наименование организации;
• наименование вида документа;
• место составления или издания документа;
• отметка для проставления даты и номера документа.
Образец бланка конкретного вида документа
Для организаций субъектов РФ, имеющих наряду с государственным языком РФ государственный язык субъекта РФ, целесообразно использование продольного бланка. При этом реквизиты "Наименование организации", "Справочные данные об организации", "Место составления или издания документа" печатают на двух языках: русском (слева) и национальном (справа) на одном уровне.
Номера страниц документа проставляют посередине его верхнего поля.