Требования к используемой информации. Информация внешняя и внутренняя

Требования к информации, используемой при проведении оценки, а также к процедуре ее сбора и анализа, сформулированы в ФСО № 1. Эта информация должна быть проверена на соответствие требованиям достаточности и достоверности, а также соответствовать принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности в соответствии с ФСО № 3. Для проверки достаточности и достоверности оценщик должен провести анализ информации, используя доступные ему для этого средства и методы.

В ФСО № 3 содержится разд. IV, представляющий требования к описанию информации, используемой при проведении оценки, в отчете об оценке:

• в тексте отчета должны присутствовать ссылки на источники информации;

• информация, предоставленная заказчиком, должна быть подписана и заверена;

• экспертное мнение должно быть проанализировано.

Нормальное функционирование бизнеса в значительной степени определяется внешними условиями. Бизнес оценивается с точки зрения его экономического окружения на момент оценки, что делает необходимым для оценщика составление общеэкономического обзора. Региональные и местные факторы могут влиять на доступность ресурсов, местное законодательное регулирование деятельности предприятия, будущее снабжение трудовыми ресурсами, порождать сдвиги в структуре населения и т.п.

По отношению к объекту оценки выделяют внешнюю информацию, характеризующую условия функционирования объекта в отрасли, регионе, экономике страны в целом. В соответствии с п. 18 ФСО № 1 к такой информации относятся данные о "политических, экономических, социальных и экологических и прочих факторах, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки", а также данные о "спросе и предложении на рынке, к которому относится объект оценки, включая информацию о факторах, влияющих на спрос и предложение". Результаты анализа внешней информации оказывают непосредственное влияние на процесс оценки стоимости бизнеса.

Данные о политической нестабильности в стране диктуют необходимость учета в расчетах существующих политических рисков, например, путем увеличения ставки дисконтирования в методе дисконтирования денежных потоков и прогнозировании самого потока на пессимистическом уровне.

Если ретроспективный анализ показывает, что цены на продукцию, которую реализует оцениваемое предприятие, а также затраты данного предприятия существенно зависят от инфляционных процессов, следовательно, при планировании показателей валовой прибыли выручка и себестоимость продукции должны быть увеличены как минимум на инфляционную составляющую. При этом учитывается структура выручки и себестоимости.

Данные о состоянии и темпах экономического развития дают возможность спрогнозировать различные финансовые показатели. Если анализ показывает существенный спад в экономике, то это может сигнализировать о повышении вероятности банкротств, следовательно, оптимистические прогнозы и отношении выручки, прибыли, денежного потока не будут обоснованы и достоверны. Напротив, данные об экономическом росте, положительной динамике совокупного общественного продукта говорят об улучшении инвестиционного климата в стране, увеличении потребительского спроса. Это дает возможность прогнозировать увеличение сбыта продукции и ожидаемой прибыли.

Уровень доходности по государственным долгосрочным ценным бумагам играет значительную роль в оценке бизнеса, так как часто именно этот показатель используется в качестве безрисковой ставки в методах Доходного подхода.

Данные о валютном курсе и его динамике необходимы оценщику, если принято решение о соответствующей корректировке финансовой отчетности, так как данная корректировка проводится именно по данным наиболее стабильной валюты.

Социальные факторы, в первую очередь уровень занятости и жизни населения, также сигнализируют об активности и спаде потребительского спроса.

Налоговое законодательство и планируемые изменения в сфере налогов непосредственно влияют на расчеты финансовых показателей. Так, увеличение ставки единого социального налога или налога на прибыль приведет (при прочих равных условиях) к снижению чистой прибыли предприятия; предоставление предприятиям права перечислять НДС один раз в квартал, а нс в месяц, сохранит его денежный поток; расширение перечня расходов по обслуживанию долга (заемного капитала), которые предприятие может относить на уменьшение налоговой базы при исчислении налога на прибыль, повлияет на расчет средневзвешенной стоимости капитала.

Выявление темпов роста (или снижения) основных показателей в данной отрасли дает возможность, с одной стороны, сравнить оцениваемый бизнес с конкурентами и определить его место в отрасли (лидер, аутсайдер, типичный представитель отрасли), с другой стороны, знание основных отраслевых тенденций позволяет осуществить прогноз финансовых показателей предприятия. Если предприятие является типичным представителем отрасли, то в рамках метода капитализации (и при расчете стоимости в постпрогнозный период в методе дисконтирования денежного потока) величина темпа прироста, например чистой прибыли (или денежного потока), может быть установлена на среднеотраслевом уровне. В рамках Затратного подхода отраслевая информация позволяет сделать вывод о наиболее типичной структуре доходов и расходов предприятия, а для применения методов Доходного подхода необходимо знание уровня собственного оборотного капитала, наиболее характерного для предприятий данной отрасли.

Анализ рынков сбыта лает информацию о спросе на продукцию данного предприятия, о его основных потребителях. Это позволяет оценщику спрогнозировать объем производства и сбыта, следовательно, уровень выручки и затрат, необходимых для ее получения.

Объем и характер внешней информации зависят от целей оценки. К внешней информации можно отнести:

• данные о стадии экономического цикла, на которой находится страна, темпы ее экономического развития, уровень политической стабильности;

• состояние инвестиционного климата;

• состояние отраслевой и региональной экономики;

• состояние рынка предприятий;

• уровень инфляции, изменение обменного курса валют;

• уровень ставки дохода на собственный капитал;

• уровень ставок налогообложения;

• уровень жизни населения, его покупательную способность;

• уровень занятости населения.

Однако будущее предприятия во многом определяется отраслевой динамикой, и информационный блок "внешней информации" кроме макроэкономической включает в себя отраслевую информацию. Информация об отрасли помогает оценщику понять условия функционирования предприятия и спрогнозировать его будущее при изучении состояния и перспективы развития отрасли, к которой предприятие относится.

Более того, анализ отраслевой информации позволяет определить возможность применения различных подходов в оценке бизнеса. Если анализ показал, что информация о сделках купли-продажи бизнеса в данной отрасли носит закрытый характер или ценовая информация не является достоверной, следовательно, применить методы Сравнительного подхода оценщик не сможет. Если же информации о подобных сделках достаточно и финансовые данные по ним раскрываются, то возможен и подбор предприятий-аналогов, и расчет необходимых мультипликаторов.

К отраслевой информации можно отнести данные, характеризующие:

• уровень конкуренции (по каждому виду продукции, работ, услуг и по каждому рыночному сегменту), по которому определяется рыночная доля предприятия в каждом сегменте, выявляются тенденции и разрабатываются конкурентная и ценовая стратегии предприятия;

• изменения в технологии производства продукции предприятия;

• сдвиги в спросе на отраслевую продукцию, что в совокупности с анализом предложения и издержек производства позволяет прогнозировать объем продаж и тактику поведения на рынках сбыта;

• сопоставимые предприятия (из конкурентной среды). Следует иметь в виду, что данные о продажах, финансовые отчеты аналогичных предприятий из той же отрасли могут быть ограниченны, неполны и неточны;

• отраслевую нормативно-правовую базу.

Отраслевой анализ является ключевым этапом оценки внешней среды компании. При этом основное внимание уделяется оценке отраслевых тенденций, перспектив и основных факторов конкуренции, характерных для отрасли. Анализ и оценка отраслевых рисков являются необходимым элементом при выявлении основных отраслевых тенденций. Результаты отраслевого анализа в конечном счете влияют па оценку операционных, организационно-управленческих и финансовых рисков, присущих деятельности предприятий.

Выделяют следующие основные этапы отраслевых исследований для анализа ситуации в отрасли:

• оценка структуры и масштабов конкуренции (определение и оценка конкурентных сил, действующих в отрасли);

• определение факторов, вызывающих изменения в структуре конкурентных сил, и проведение оценки влияния этих факторов на развитие отрасли;

• установление предприятий, имеющих сильные и слабые конкурентные позиции;

• определение наиболее вероятных действий основных участников отрасли;

• определение факторов, обеспечивающих успех предприятий в конкурентной борьбе;

• оценка инвестиционной привлекательности предприятия с точки зрения получения прибыли выше средней по отрасли.

В отраслевом анализе учитываются следующие основные факторы.

• политическая, социальная и экономическая значимость отрасли для страны (региона);

• законодательное регулирование отрасли (налоги, тарифы, экспортно-импортные операции, таможенная политика; степень протекционизма);

• менеджмент, трудовые отношения и отношения собственности в отрасли;

• характеристика интеграционных процессов в отрасли (прогрессивная, регрессивная, горизонтальная; холдинги, корпорации и т.д.);

• направления и темпы научно-технического прогресса в отрасли, уровень производственных технологий, характер правовой защиты интеллектуальной собственности в отрасли;

• деловой цикл, характерный для данной отрасли;

• структура отрасли/подотрасли, структурные изменения;

• число конкурентов и их относительные размеры (интенсивность и тип конкуренции, уровень концентрации в отрасли);

• абсолютные и относительные (в сравнении с другими отраслями) темпы роста цен на сырьевые ресурсы и продукцию, зависимость между ними;

• емкость и сегментация рынка;

• темпы роста рынка;

• стадии рынка (подъем, быстрый рост, рост, зрелость, спад);

• степень передела сырья и уровень добавленной стоимости в отрасли;

• характеристики конкуренции в смежных отраслях (поставщиков сырья и потребителей продукции), возможность диктовать цены;

• величина входных и выходных барьеров в отрасли;

• степень дифференциации продукта, наличие отраслевых/внеотраслевых товаров-заменителей;

• возможность осуществления экономии на масштабах производства, централизации маркетинговой и сбытовой деятельности и т.д.;

• величина и загрузка производственных мощностей отрасли, является ли она важным условием для достижения экономии на издержках;

• динамика капиталовложений и средний возраст оборудования в отрасли;

• уровень цен и издержек в отрасли, рентабельность операций и производства;

• доходность в отрасли (сравнение отраслевой доходности с другими отраслями/подотраслями/группами предприятий).

Отраслевой анализ позволяет выявить круг сопоставимых компаний, которые можно было бы оценщику использовать в дальнейшем в качестве аналогов при применении Сравнительного подхода.

К внутренней информации относят данные, которые дают представление о деятельности оцениваемого объекта (предприятия). В первую очередь это правоустанавливающие документы, сведения об обременениях, связанных с объектом оценки, организационно-правовая форма предприятия, размер уставного капитала, сведения о владельцах с наибольшей долей уставного капитала. Важен анализ истории предприятия с целью выявления будущих тенденций, информации о прошлых и ожидаемых доходах и затратах (сбор информации для прогнозирования объемов продаж, денежных потоков, прибыли), а также маркетинговая стратегия предприятия, данные бухгалтерского и статистического учета и отчетности, относящиеся к объекту оценки, и т.п. К внутренней информации относится также информация о физических свойствах объекта оценки, его технических и эксплуатационных характеристиках, данные об износе и устареваниях и т.п.

Целью сбора внутренней информации являются: анализ истории компании для выявления будущих тенденций; сбор информации для прогнозирования объемов продаж, денежных потоков, прибыли; учет факторов несистематического риска, характерных для оцениваемого бизнеса; анализ финансовой документации; интервью с руководителями и сбор дополнительной информации, позволяющей сделать оценку более реалистичной.

Ниже представлен примерный список документов, относящихся к внутренней информации предприятия, необходимых для оценки бизнеса.

1. Учредительные документы:

• по образованию акционерного общества (протоколы собраний учредителей);

• устав акционерного общества;

• свидетельство о государственной регистрации;

• акт передачи имущества.

2. Бухгалтерская документация:

• форма № 1 "Бухгалтерский баланс" – поквартальная (за последний год) и годовая (за предпоследний год) на 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября;

• форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках" и расшифровка к ней – за все указанные выше периоды;

• форма № 3 "Отчет о движении капитала" – только к годовым балансам;

• форма № 4 "Отчет о движении денежных средств" – за все перечисленные выше периоды;

• форма № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу" – за год;

• форма № 5а "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)" (квартальная) – за все перечисленные выше периоды;

• расчет налога от фактической прибыли и справка о порядке исчисления строки № 1 налога от фактической прибыли – за все указанные выше периоды;

• справка об отсутствии налогооблагаемых объектов – за все указанные выше периоды;

• расчет среднесписочной численности работников – за все указанные выше периоды;

• расчет налога на имущество предприятия – за все указанные выше периоды;

• расчет суммы целевого сбора на ОГЛАВЛЕНИЕ правоохранительных органов – за все указанные выше периоды;

• расчет суммы налога на ОГЛАВЛЕНИЕ жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы – за все указанные выше периоды;

• расчет по налогу на пользователей автомобильных дорог – за все указанные выше периоды;

• расчет среднегодовой стоимости имущества предприятия;

• расшифровка счетов 01, 03, 04, 07, 08 (оборотные ведомости).

3. Правоустанавливающие и иные документы, относящиеся к недвижимости:

документы на землепользование (свидетельство на право собственности или договор аренды);

• кадастровый план участка земли;

• правоустанавливающие документы на здания и сооружения;

• технические паспорта на объекты недвижимости;

• договоры на аренду помещений;

• балансовые стоимости на объекты недвижимости на дату оценки;

• данные о расходах по объектам за все перечисленные выше периоды (налоги, фактически уплаченные поквартально за землю, и налог за здания и сооружения); коммунальные платежи, фактически уплаченные поквартально, или задолженность по выплате; расходы поквартально на охрану, телефон и текущий ремонт; расходы по эксплуатации, включающие в себя заработную плату обслуживающего персонала (управляющий, бухгалтер, сантехник, техничка и др.);

• затраты на реконструкцию, если производилась, с указанием сроков;

• договоры о залоге недвижимости, если существуют;

• документы, подтверждающие интересы третьих сторон в объекте или наличие споров;

• иные документы, подтверждающие наличие ограничений, обязательств, штрафов, наложенных на собственника.

4. Документация и исходные данные, необходимые для оценки автотранспорта:

балансовая стоимость;

• инвентарный номер;

• год ввода в эксплуатацию;

• копия технического паспорта;

• полный пробег;

• сведения о проведенном техническом ремонте;

• сведения о замене крупных узлов;

• сведения о дополнительных деталях, узлах, приспособлениях, установленных на транспортное средство в процессе эксплуатации и не входящих в стандартную комплектацию завода-изготовителя;

• сведения о крупных неисправностях транспортного средства на дату оценки;

• интенсивность эксплуатации;

• условия хранения.

Для целей оценки важно провести анализ всей финансовой документации, чтобы учесть все отличительные и характерные черты объекта оценки. Это могут быть нормативные ограничения (цен на продукцию), льготы по налогообложению, бюджетные дотации и т.д.

Одновременно с анализом финансовой документации необходимо провести анализ имущественного комплекса предприятия. Это связано с тем, что не все данные о действительном состоянии предприятия отражены в бухгалтерском балансе. Например, это могут быть уже списанные по балансу, но еще приносящие доход основные средства, оборудование, НМА. Это могут быть ценности, учитываемые на забалансовых счетах.

Имущественный комплекс предприятия – это недвижимое имущество, движимое имущество и вложения, нематериальные активы (отражаемые и не отражаемые в балансе), оборотные средства.

Ниже приведен примерный состав имущественного комплекса предприятия.

1. Недвижимое имущество:

• земельный участок;

• здания, сооружения, многолетние насаждения;

• инженерная инфраструктура;

• незавершенное строительство;

• прочие объекты недвижимого имущества.

2. Движимое имущество и вложения:

• машины и оборудование, передаточные устройства, вычислительная техника, измерительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, другие основные средства;

• капитальные вложения и авансы (включая стоимость неустановленного оборудования);

• долгосрочные (на срок больше, чем два года) финансовые вложения (включая вклады предприятия в доходные активы: паи, акции, облигации, векселя и прочие ценные бумаги других предприятий);

• прочие активы (по статье "Оборотные активы").

3. Запасы и затраты:

• производственные запасы (сырье, материалы, топливо, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, запасные части и пр.);

• незавершенное производство;

• расходы будущих периодов;

• готовая продукция;

• товары и прочие запасы и затраты.

4. Денежные средства и прочие финансовые активы.

• денежные средства в кассе, на счетах в банках и пр.;

• краткосрочные (до одного года) финансовые вложения предприятия в доходные активы (паи, акции и другие ценные бумаги) других предприятий;

• стоимость отгруженных товаров;

• дебиторская задолженность и другие аналогичные средства, отражаемые в активе баланса.

5. Прочие активы, не отраженные в балансе:

объекты, находящиеся на консервации;

• объекты, находящиеся в запасе и резерве;

• объекты, переданные в аренду или доверительное управление;

• средства, вложенные предприятием, в том числе за рубежом.

6. Нематериальные активы:

• права пользования водой и другими природными ресурсами;

• авторские права на использование в коммерческих целях продуктов творческой деятельности (научных, художественных и пр.);

• льготы и другие имущественные права;

• регистрируемые объекты "промышленной собственности" (изобретения, патенты, лицензии, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и мест происхождения и пр.);

• прочие НМА (бизнес-планы, технико-экономические обоснования, практический опыт организации бизнеса, цена фирменного имени, список клиентов, иная информация конфиденциального характера).

7. Ценности, учитываемые на забалансовых счетах:

• арендованные основные средства, в том числе по лизингу;

• товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение;

• товары, принятые на комиссию;

• списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов;

• обеспечения обязательств и платежей полученные и выданные;

• износ жилищного фонда;

• износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов.

Для целей оценки бизнеса необходимо также проанализировать и пассивы предприятия – как источника приобретения элементов имущества предприятия.

Пассивы предприятия обычно представлены в виде:

• капитала (уставного, добавочного и резервного);

• фондов социальной сферы;

• целевых поступлений и финансирования;

• прибыли отчетного года и прошлых лет (распределенной и нераспределенной);

• долгосрочных обязательств (займов, кредитов и прочих обязательства);

• краткосрочных обязательств (займов, кредитов, различных видов кредиторской задолженности, авансов полученных, доходов будущих периодов, различных видов резервов предстоящих расходов и прочих краткосрочных обязательств).

Методы сбора внутренней информации могут быть различны: изучение истории создания предприятия, характеристик технической базы предприятия, маркетинговой стратегии предприятия, проведение опросов работников предприятия в виде устных и письменных тестов. Однако основным источником внутренней информации является внутренняя финансовая отчетность предприятия.

Требования к описанию применяемой методологии и расчетам

Эти требования задаются также в ФСО № 3.

"V. Требования к описанию в отчете об оценке методологии оценки и расчетов.

13. В отчете об оценке должно содержаться описание последовательности определения стоимости объекта оценки, позволяющее пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки.

14. В отчете об оценке должно содержаться обоснование выбора примененных оценщиком методов оценки в рамках затратного, сравнительного и доходного подходов.

15. В отчете об оценке должно содержаться описание расчетов, расчеты и пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость[1] выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки.

16. В отчете об оценке итоговое значение стоимости после согласования результатов применения подходов к оценке может быть представлено в округленной форме по правилам округления".