Требования ФГОС ВПО
к условиям реализации ООП
Раздел ФГОС ВПО "Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста)" должен содержать следующие компоненты.
1. Общие требования к условиям реализации ООП в части:
– порядка разработки и периодичности обновления ООП;
– перечня разрабатываемых документов, составляющих ООП;
– формирования социокультурной среды вуза, создания условий, необходимых для всестороннего развития личности;
– порядка реализации компетентностного подхода;
– порядка формирования в учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) конечных результатов обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП;
– выбора дисциплин (профессиональных модулей, курсов) вариативной части программы;
– обеспечения гарантии качества при реализации ООП;
– порядка формирования дисциплин по выбору обучающегося, в том числе обеспечения формирования индивидуальных образовательных программ;
– максимального объема учебных занятий обучающихся;
– максимального объема аудиторных учебных занятий (в неделю) при освоении ООП в различных формах обучения;
– объема каникулярного времени.
2. Требования к организации учебной и производственной практик: к базам практики, видам практики, формам отчетности, аттестации по итогам практики.
3. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса в части:
– требований к базовому образованию педагогических или научно-педагогических кадров вуза;
– требований к количественному составу кандидатов и докторов наук, доцентов и профессоров с учетом направленности ООП;
– требований к количеству преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
4. Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению учебного процесса, включая самостоятельную работу обучающихся, в части:
– формирования библиотечных фондов учебниками, учебными пособиями и периодическими изданиями;
– состава электронных баз данных;
– обеспечения возможности оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными образовательными учреждениями, предприятиями и организациями;
– обеспечения доступа к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
5. Требования к финансовому обеспечению реализации ООП в части распределения объемов финансирования между ее материально-техническим, учебно-методическим, кадровым обеспечением в образовательном учреждении с учетом ее уровня и направленности, в том числе соотношения базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда.
6. Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса в части перечня минимально необходимого для реализации ООП оборудования и состава кабинетов, лабораторий, мастерских, тренажеров и пр.
Разработка ООП согласно требованиям ФГОС ВПО осуществляется в следующем порядке. Перед началом разработки ООП вуз должен определить главную цель (миссию) программы, учитывающую ее специфику, характеристики групп обучающихся и конечные результаты обучения в виде набора знаний, умений и навыков, доведенных до уровня компетенций, формирующих способности самостоятельно применять их в практических ситуациях профессиональной деятельности.
Высшие учебные заведения дополняют определенные ФГОС ВПО цели основной образовательной программы как в области воспитания, так и в области обучения с учетом ее профиля, а также особенностей научной школы, потребностей рынка труда.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП (или в части состава дисциплин (модулей), установленных вузом в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практик, и (или) методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, придерживаясь рекомендаций по обеспечению гарантии качества обучения в вузе, заключающихся:
– в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;
– мониторинге, периодическом рецензировании образовательных программ;
– разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
– обеспечении компетентности преподавательского состава;
– регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями;
– информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 1/3 вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3 для бакалавриата, по циклам М.1, М.2 и М.3 для магистратуры и по циклам С.1, С.2, С.3 для ООП подготовки специалистов. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
Максимальный объем учебных занятий обучающихся, независимо от уровня высшего образования, не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП очной формы обучения определяется ФГОС ВПО с учетом специфики направления подготовки.
Наряду с правами и обязанностями, установленными законодательными и другими нормативными актами, будущие бакалавры, магистры и специалисты имеют следующие дополнительные права:
– право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение курсов по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные курсы;
– право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию по выбору курсов.
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (см. параграф 3.6) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть запланированы встречи с представителями российских и зарубежных компаний, различных типов организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения (см. подпараграф 3.7.2).