Лекция 14. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

основные положения установления и введения транспортного налога;

– механизм исчисления и уплаты транспортного налога в Российской Федерации;

– направления развития налогообложения транспортных средств;

уметь

– самостоятельно производить расчеты по исчислению транспортного налога;

владеть

навыками определения налоговой базы;

– умением производить расчеты сумм налоговых платежей, подлежащих внесению в бюджет;

– умением находить решение проблем, возникающих в практической деятельности налогоплательщиков по исчислению транспортного налога.

Общая характеристика транспортного налога

Транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Региональный закон о транспортном налоге вводится в действие на территории субъекта РФ в порядке, предусмотренном гл. 28 НК, в то же время законодательные органы субъекта РФ самостоятельно определяют:

1) ставку налога (в пределах, установленных НК);

2) порядок и сроки уплаты налога;

3) налоговые льготы и основания для их применения.

ИЗ ИСТОРИИ

Глава 28 НК вступила в действие с 30 августа 2002 г. в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ.

Транспортный налог заменил: налог на пользователей автомобильных дорог; налог с владельцев транспортных средств; акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан; налог на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств.

Поступления транспортного налога в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2012 г. составили 90,16 млрд руб., что на 8%, или на 6,9 млрд руб., больше, чем в 2011 г. На рост поступлений транспортного налога в 2012 г. повлияло увеличение ставок налога в соответствии с законами субъектов РФ, а также рост количества транспортных средств, находящихся в собственности. В 2013 г. поступления по транспортному налогу составили 81 млрд руб., что на 18% больше суммы поступлений за аналогичный период 2012 г. Рост поступлений обусловлен верификацией баз данных налоговых органов и органов ГИБДД МВД России, но итогам которой возросло количество транспортных средств, вовлекаемых в налоговый оборот по транспортному налогу на 1,6 млн объектов. Это позволило дополнительно привлечь к уплате транспортного налога 1 млн налогоплательщиков.

Налогоплательщики и объект налогообложения

Плательщиками транспортного налога в соответствии со ст. 357 НК являются лица, на которые зарегистрированы транспортные средства, а именно:

1) организации;

2) физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели).

При этом транспортные средства должны быть признаны объектом налогообложения в соответствии с нормами налогового законодательства.

Транспортные средства регистрируются за собственниками транспортных средств – юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства.

Не признаются налогоплательщиками:

– лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в Сочи, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых в связи с организацией и проведением Олимпиады и развитием Сочи как горноклиматического курорта;

– лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, – в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением Олимпиады и развитием Сочи как горноклиматического курорта.

Не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет "Россия-2018", дочерние организации Организационного комитета "Россия-2018", производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Законе, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на нраве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Законом.

Объектом налогообложения признаются следующие группы транспортных средств:

1) наземные транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани;

2) воздушные транспортные средства: самолеты, вертолеты, иные воздушные транспортные средства;

3) водные транспортные средства: теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и иные водные транспортные средства.

Перечни воздушных и водных транспортных средств являются открытыми, и для их определения необходимо использовать термины и понятия, определенные в соответствующих отраслях законодательства, например Общероссийский классификатор основных фондов или Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ.

Перечисленные транспортные средства становятся объектами налогообложения только в случае их регистрации в соответствии с российским законодательством на территории субъектов РФ. Однако наличие права собственности на транспортные средства не означает, что их владелец является плательщиком транспортного налога. Например, у организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю автомобилями и другими транспортными средствами, не возникает обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, гак как отсутствует обязанность государственной регистрации этих транспортных средств на территории РФ.

В ст. 358 НК приведен перечень транспортных средств, которые не признаются объектами налогообложения по транспортному налогу. Этот перечень транспортных средств, освобождаемых от налогообложения, является закрытым. Транспортные средства, не подлежащие обложению транспортным налогом, подразделяются на восемь категорий:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные или приобретенные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций или индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции. При этом сельскохозяйственный товаропроизводитель – это физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.