Транспортные услуги, связанные с обслуживанием внешней торговли

Понятие. Ранее говорилось, что внешнеторговые связи требуют интенсивного развития услуг транспорта, связи, информационного обмена, рекламы и т.п.

В зависимости от вида транспорта, используемого в перевозках, различают морские, речные, воздушные, железнодорожные и автомобильные сообщения. Известно, что международные сообщения бывают прямыми и комбинированными. Прямые международные сообщения обслуживаются одним видом транспорта, комбинированные (или смешанные) – двумя и более видами транспорта. Комбинированные перевозки грузов и людей могут быть оформлены одним транспортным документом, покрывающим все участвующие в них виды транспорта. Такие перевозки иногда называются прямыми смешанными перевозками. При этом товар при помощи средств перевозки перемещается от места его производства до пункта потребления. Транспорт как бы продолжает процесс производства товара в пределах сферы обращения, добавляя к его первоначальной стоимости (цене) стоимость (цену) произведенной транспортной продукции во время перемещения.

Наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших объемов грузов на дальние расстояния является морской транспорт. На этот вид транспорта приходится более 80% объема международной торговли. Для морских, а также авиаперевозок используется коносамент.

Коносамент (фр.: connaissement, англ.: bill oflading, B/L) представляет собой ценную бумагу, которая выражает право собственности на конкретный указанный в ней товар. В морских перевозках это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки, держатель которого получает право распоряжаться грузом. Понятие коносамента, его необходимые реквизиты, условия составления определены в Кодексе торгового мореплавания. Коносамент выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора. Он выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка – с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений или без такого условия. По коносаменту доставка товаров по воде осуществляется в соответствии с Гаагскими правилами, содержащимися в международной Конвенции об унификации условий коносаментов от 25 августа 1924 г., если не применяется какое-либо иное государственное право.

Коносамент бывает линейным, чартерным, береговым, бортовым. В линейном коносаменте излагается воля отправителя, направленная на заключение договора перевозки груза; в чартерном коносаменте выдается документ в подтверждение приема груза, перевозимого на основании чартера. Чартер – это договор фрахтования, т.е. соглашение о найме судна для выполнения рейса или на определенное время. В то же время чартерный коносамент не служит документом для оформления договора морской перевозки, так как в этом случае заключается отдельный договор на фрахт судна в форме чартера.

Международная торговая практика применяет различные типы базисных условий поставки товаров, которые призваны учитывать транспортный фактор во внешнеторговой цене. Систематизацией базисных условий договоров купли-продажи ведает Международная торговая палата.

Таблица 11.2

Термины, включенные в Инкотермс-2010

1. Правила для любого вида или видов транспорта

EXW

Ex Works

Франко-завод

FCA

Free Carrier

Франко-перевозчик

СРТ

Carriage Paid to

Перевозка оплачена до

CIP

Carriage and Insurance Paid to

Перевозка и страхование оплачены до

DAT

Delivered at Terminal

Поставка на терминале

DAP

Delivered at Place

Поставка в месте назначения

DDP

Delivered Duty Paid

Поставка с оплатой пошлин

2. Правила для морского и внутреннего водного транспорта

FAS

Free Alongside Ship

Свободно вдоль борта судна

FOB

Free on Board

Свободно на борту

CFR

Cost and Freight

Стоимость и фрахт

CIF

Cost Insurance and Freight

Стоимость, страхование и фрахт

Последнее издание правил по толкованию базисных условий опубликовано 1 января 2011 г., когда вступили в силу новые Инкотермс-2010. В табл. 11.2 даны две основные терминологические группы Инкотермс-2010.

Первая группа включает семь терминов, которые могут быть использованы независимо от избранного способа перевозки и независимо от того, используется один или несколько видов транспорта. К этой группе относятся термины EXW (франко-завод), FCA (франко-перевозчик), СРТ (перевозка оплачена до), CIP (перевозка и страхование оплачены до), DAT (поставка на терминале), DAP (поставка в месте назначения) и DDP (поставка с оплатой пошлин). Они могут быть использованы, даже если морская перевозка вообще отсутствует. Вместе с тем важно помнить, что эти термины могут быть применены, когда частично при перевозке используется судно.

Во второй группе терминов Инкотермс-2010 пункт поставки и место, до которого товар перевозится покупателем, являются портами, и поэтому эти термины именуются "морские и внутренние водные правила". В эту группу входят термины FAS (свободно вдоль борта судна), FOB (свободно на борту), CFR (стоимость и фрахт) и CIF (стоимость, страхование и фрахт). В трех последних терминах опушено любое упоминание поручней судна (the ship's rail) как пункта поставки, так как товар считается поставленным, когда он находится "на борту" судна. Это более точно отражает современную коммерческую реальность и исключает представление о том, что риск перемещается взад-вперед относительно воображаемой перпендикулярной линии. Знание приведенных терминов, их усвоение – это первичный уровень в общих знаниях специалиста, занимающегося международными перевозками товаров.

Как видно из изложенного, транспортные услуги – это специфический товар международной торговли. Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках. Цены транспортных услуг и другие условия их предоставления в одних случаях являются предметом переговоров между заинтересованными сторонами, в других случаях устанавливаются самими источниками права.

Логистический подход. Эффективность транспортных перевозок во многом определяется логистическим подходом к ним. Логистика (от англ. logistics – логистика) – это определение наиболее эффективных методов коммерческой деятельности, прежде всего через организацию товародвижения. Известно, что в настоящее время формируется глобальная европейская транспортная система. Международные транспортные коридоры прокладываются с таким условием, чтобы исключить параллельные грузопотоки, которые могут подорвать экономическую жизнедеятельность уже действующих цепочек. В Европе все чаще проводят грань между мультимодальными и смешанными перевозками. Мультимодальные перевозки – это перевозки, связанные с перемещением модулей; при этом груз упакован в контейнеры, "пакеты" на поддонах или трейлерах. Происходит процесс динамичного переплетения разных форм, видов и систем передвижения грузов и грузопотоков.