Транспортные особенности базиса поставки товаров
Важное значение в определении роли транспортной составляющей в международном договоре купли-продажи имеют разработанные и принятые в 1936 г. МТП базисы поставки товаров. Это ключевые элементы договора международной купли-продажи, указывающие, кто из сторон организует перевозку груза, несет расходы, связанные с транспортировкой товара от экспортера к импортеру, и определяющие момент перехода права распоряжения товаром и момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.
Базисы поставки товаров изданы МТП в виде сборника правил "Международные коммерческие термины" – ИНКОТЕРМС-1936. С развитием международной торговли и созданием новых транспортных технологий в сборник вносились соответствующие изменения и дополнения в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 гг. Последние изменения были приняты в 2010 г., и в настоящее время действует ИНКО-ТЕРМС-2010.
Семь изданий ИНКОТЕРМС закрепили базисные условия поставки, которые явились результатом обобщения исторически сложившихся в международной торговой практике правил. Они упростили и, по существу, стандартизировали порядок продажи товаров на международном рынке.
Принятые базисные условия используются во внешней торговле экспортерами и импортерами на добровольных началах. Другими словами, они являются факультативными. Следовательно, стороны международного договора купли-продажи могут включить в договор соответствующие базисные условия или заключить его на другом условии. При выборе базисного условия стороны не ограничены соответствующим изданием ИНКОТЕРМС. Правда, следует отметить, что в своих комментариях к последним изданиям ИНКОТЕРМС (1990, 2000, 2010 гг.) МТП рекомендует ориентироваться именно на эти издания, как отвечающие последним изменениям в современной внешней торговле, в частности связанные с внедрением в практику поставки товаров прогрессивных транспортно-технологических систем, развитием контейнерных мультимодальных перевозок, расширением смешанных перевозок, использованием для перевозок грузов судов смешанного плавания "река-море", внедрением транспортного страхования грузов, новых систем взаиморасчетов и способов оформления документом и передачи информации с использованием электронных систем.
Всего в ИНКОТЕРМС закреплены 11 базисов поставки, в каждом из которых фиксируются свои транспортные условия. ИНКОТЕРМС-1990 распределил все базисы поставки на четыре группы в зависимости от специфических качественных особенностей международных договоров купли-продажи, а ИНКОТЕРМС-2000 и 2010, сохранив эту классификацию, уточнили ОГЛАВЛЕНИЕ отдельных базисов поставки.
В предложенной классификации для обозначения каждой группы использованы первые буквы терминов, относящихся к соответствующей группе: E, F, С, D.
Первая группа, обозначенная буквой Е, содержит один базис – "с завода" (наименование пункта) – "Ех works" (EXW). Нередко он именуется "франко-завод", "франко-склад продавца" или "самовывоз товаров". По условиям базиса продавец передает в установленный срок товар покупателю на своем предприятии (заводе, складе). Обязанности продавца сводятся к подготовке товара к передаче: затаривание, упаковка, взвешивание, сосредоточение в месте передачи и т.п.
Базис поставки "франко-завод" – это правило, в соответствии с которым с момента передачи товара от одного контрагента другому все расходы и риски по доставке его в пункт назначения лежат на покупателе. Вопрос о транспортировке товара также решает покупатель. Он вправе осуществить перевозку своим транспортом либо заключить договор перевозки груза.
Предполагается, что покупатель заключает также договор страхования груза. На него же возлагаются обязанности по исполнению всех таможенных формальностей при вывозе товара, его ввозе и транзите. При этом по договоренности продавец оказывает покупателю необходимое содействие в получении документов для вывоза, ввоза и транзита товара через третьи страны.
Группа F включает три базиса:
– FCA – free carrer (named point) – свободно у перевозчика в указанном пункте страны отправления (франко-перевозчик);
– FAS – free alongside ship (named post) – свободно вдоль борта судна, предоставленного покупателем в обусловленном порту погрузки;
– FOB – free on board (named post of shipment) – свободно на борту судна, предоставленного покупателем, в обусловленном порту погрузки.
Эта группа базисов именуется "свободно от риска". Ее базисы включают правила, которые означают переход риска от продавца к покупателю в момент передачи товара, а также обязанности продавца погрузить товар или сдать его на склад перевозчика, предоставить транспортное средство для перевозки товаров и оплатить перевозку.
Базис FCA применяется в случаях, когда необходима консолидация груза в контейнеры, пакеты и т.п. Его отличительная особенность заключается в возложении обязанности на продавца доставить товар, прошедший таможенные формальности для вывоза, до транспортных средств, указанных покупателем, и передать его в распоряжение перевозчика, который вручает ему грузовую расписку.
В соответствии с условиями данного базиса обязанности продавца заключаются в выполнении всех официальных формальностей, необходимых для вывоза товара, а также извещении покупателя о передаче товара перевозчику или об отказе последнего принять товар.
В оговоренных в контракте случаях по просьбе покупателя продавец в порядке оказания дополнительной услуги может заключить с перевозчиком договор перевозки груза. Если такая оговорка отсутствует, договор перевозки заключает покупатель. Он же заключает и договор страхования груза.
При заключении договора перевозки продавцом факт погрузки удостоверяют транспортные документы, которые он обязан вручить покупателю.
По условиям базиса FCA покупатель обязан заключить договор перевозки (если эту функцию не взял на себя продавец), выполнить все официальные формальности, необходимые для ввоза товара, а также при его транзите через третьи страны, нести все риски с момента принятия товара от продавца либо принятия его перевозчиком.
Базис FAS применяется в ограниченных случаях, когда товар относится к генеральным грузам, а его доставка осуществляется морским транспортом на линейных ролкерных судах или лихтеровозах. В соответствии с условиями данного базиса продавец обязан разместить товар вдоль борта судна в порту отгрузки на указанном покупателем месте. С этого момента его обязанности считаются выполненными, а все риски переходят с продавца на покупателя.
Покупатель заключает договор перевозки и договор транспортного страхования груза. На нем лежит также обязанность по осуществлению погрузки товара на судно.
По условиям FAS продавец выполняет экспортные и таможенные формальности, а покупатель – импортные и транзитные.
Базис FOB применяется при морских перевозках как в линейном, так и в транзитном судоходстве. Его суть состоит в том, что обязанности продавца считаются выполненными в момент пересечения товаром поручней судна. Это означает, что продавец обязан за свой счет доставить товар в порт и погрузить его на судно. Все последующие операции с товаром возлагаются на покупателя. С рубежного момента пересечения товаром поручней судна все риски переходят от продавца на покупателя.
Так же как в случае с условиями FAS, по условиям FOB продавец выполняет экспортные и таможенные формальности, а покупатель – импортные и транзитные.
Следует отметить, что базисными условиями FOB фактически установлен разрыв в едином технологическом процессе погрузки, размещения, крепления груза на судне и т.д. Однако закрепленные единые аккордные тарифные ставки на все перечисленные операции исключают такие разрывы. Поэтому на практике базис поставки FOB в чистом виде не применяется. Существуют две его разновидности. Первая – это FOB and trimmed (stowed). По его условиям в международном договоре купли-продажи содержится оговорка "FOB с погрузкой и укладкой". Это значит, что продавец выполняет дополнительные услуги по работе с грузом на борту судна.
Второй разновидностью базиса является FOB liner terms, которая применяется в линейных перевозках. В данном случае судовладелец организует и оплачивает грузовые работы в портах погрузки и выгрузки. Расходы включаются в ставку фрахта и оплачиваются покупателем.
Группа С включает четыре базиса:
– CFR – cost and freight – стоимость и фрахт;
– CIF – cost insurance and freight – стоимость, страхование и фрахт;
– СРТ – carriage pevid to... – перевозка оплачена до ...;
– CIP – carriage insurance to... – перевозка и страхование оплачены до ....
Для этой группы базисов характерно то, что продавец свободен от риска за товар после его отправки, но несет определенные расходы по доставке товара покупателю. Он заключает договор перевозки до согласованного сторонами пункта.
Базис CFR применяется при морских и речных перевозках товаров, кроме случаев применения для таких перевозок контейнеровозов и ролкеров. По его условиям продавец обязан доставить товар в порт отправления, застраховать за свой счет судно до согласованного порта и погрузить товар на борт этого судна. Капитан судна выдает продавцу чистый бортовой коносамент (грузовую квитанцию), в котором делается отметка об оплате перевозки или о гарантиях оплаты.
Что касается покупателя, то он вправе застраховать груз. Однако в связи с гем что в настоящее время страхуются все внешнеторговые грузы, покупатель заключает договор страхования практически во всех случаях.
Моментом перехода рисков с продавца на покупателя является пересечение товара поручней судна при погрузке в порту отправления.
Базис CIF, как и CFR, применяется при морских и речных перевозках товаров. По его условиям продавец не только заключает договор перевозки груза, но и за свой счет страхует груз. В качестве выгодоприобретателя в договоре страхования он указывает покупателя. Поэтому продавец должен вручить покупателю вместе с транспортными документами страховой полис или страховой сертификат. Вполне понятно, что в цену товара при базисе поставки CIF будет включен и размер страховой премии.
Как и в случае с базисом поставки FOB, при использовании условий CIF применяется его разновидность – "CIF с выгрузкой", которая означает, что продавец принимает на себя дополнительную услугу, а значит, и расходы по выгрузке товара на причал или в док в порту назначения.
К другим обязанностям продавца относятся следующие: предоставление покупателю всех необходимых документов, подтверждающих соответствие товара договорным условиям; выполнение всех официальных и таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара; осуществление погрузки товара на борт судна в установленный срок; извещение покупателя о погрузке товара.
Продавец несет все риски до момента пересечения товаром поручней судна в порту отгрузки.
Основные обязанности покупателя заключаются в принятии поставки в момент погрузки товара на борт судна в порту отгрузки, получении товара от перевозчика в порту назначения, выполнении всех официальных и таможенных формальностей, необходимых при ввозе товара, а также при транзитной перевозке, выгрузке товара в порту назначения (если не применяется "CIF с выгрузкой").
Все риски переходят на покупателя с момента пересечения товаром поручней судна в порту отгрузки.
Базис CIF, как и FOB, наиболее часто применяется в практике международной торговли в связи с тем, что цены на товарных биржах контролируются обычно по этим двум базисным условиям.
Базис СРТ – элемент международного договора купли-продажи, в соответствии с которым продавец заключает договор перевозки груза, при этом оплачивает погрузочно-разгрузочные работы, в том числе перегрузку с одного вида транспорта на другой при перевозке в прямом смешанном сообщении, а также вносит провозные платежи за весь маршрут следования груза. Этот базис включается в качестве условия в международный договор купли-продажи при перевозках практически всеми видами транспорта. Нo наиболее часто он используется при автомобильных, воздушных и интермодальных перевозках.
Базис CIP получил наиболее широкое распространение в международных автомобильных, железнодорожных и воздушных перевозках. По условиям CIP продавец заключает договор перевозки груза. Как и по сделкам с базисом СРТ, он оплачивает погрузочно-разгрузочные работы, а также вносит все перевозочные платежи. Особенность CIP состоит в том, что при его применении продавец обязан застраховать груз в пользу покупателя и оплатить страховую премию. Следовательно, в цену товара входят как расходы но его погрузке-разгрузке и провозные платежи, так и расходы по страхованию.
Обязательства продавца считаются выполненными с момента передачи товара первому перевозчику, что подтверждается чистой накладной, выданной продавцу перевозчиком. Объем обязанностей продавца практически совпадает с его обязанностями по договору на условиях CFR.
Все риски переходят с продавца на покупателя с момента передачи продавцом товара первому перевозчику.
Четвертая группа D состоит из трех базисов:
DAT – delivered at terminal – поставка на терминале;
DAP – delivered at place – поставка в месте назначения;
DDP – delivered duty paid – поставка с оплатой пошлин.
Характерным для перечисленной группы базисов является то, что по их условиям продавец передает товар покупателю в стране назначения. Следовательно, он несет все затраты и риски, связанные с доставкой груза в пункт назначения. Поэтому на условиях базисов группы D контракты заключают в тех случаях, когда стремятся получить гарантию выполнения продавцом обязанности по поставке товара покупателю взамен поврежденного или утраченного вследствие возникновения реального риска его несохранности.
К основным обязанностям продавца при применении базиса DAT относятся:
– заключение за свой счет договора перевозки до согласованного пункта на границе (а при договоренности – на весь маршрут следования);
– выполнение всех официальных и таможенных формальностей, необходимых для экспорта товара в конкретный пункт на границе и транзита через третьи страны;
– извещение покупателя о поставке товара;
– передача покупателю товара и транспортных документов в согласованном пункте.
Продавец несет все риски и все расходы до момента передачи товара покупателю в согласованном пункте на границе.
По условиям DAT обязанности считаются выполненными после поступления товара на поименованный в договоре пограничный пункт в момент передачи его покупателю.
К основным обязанностям покупателя относятся:
– принятие поставки товара, переданного ему в согласованном пункте продавцом;
– осуществление расчета за поставленный товар;
– выполнение всех официальных и таможенных формальностей, необходимых для импорта товара в конкретном пункте на границе.
Покупатель несет все риски и все расходы с момента принятия товара в согласованном пункте.
Особенность базиса DAP заключается в том, что обязанность продавца ограничивается исключительно доставкой товара и предоставлением его в распоряжение покупателя на транспортном средстве. Это означает, что продавец не имеет обязанности по разгрузке товара с транспортного средства, разгрузку производит покупатель за свой счет. Этим данное условие поставки отличается от условия поставки DAT. Место доставки товара может определяться двояко – указанием места назначения (порт, железнодорожная станция) или указанием места назначения и пункта назначения. Второй вариант применим только в случае, если стороны специально оговорили пункт назначения.
Базис DDU носит универсальный характер, так как применяется при перевозках любым видом транспорта. Он называется еще "франко-покупатель" или "франко-склад покупателя". Такое название базис поставки DDU ("франко-покупатель") получил потому, что в соответствии с этим правилом все расходы и риски по доставке товаров в пункт назначения несет продавец, который заключает договор перевозки, а также договор страхования товаров. Но продавец не проводит таможенную очистку для импорта и не несет расходов, связанных с налогами, пошлинами и иными официальными сборами, взимаемыми при ввозе товара.
Моментом исполнения продавцом своих обязанностей считается передача им товара покупателю на его складе. Этот факт подтверждается актом сдачи-приемки товара. Таким образом, все риски по доставке товара в указанный покупателем пункт назначения лежат на продавце.
Таким образом, рассмотренные базисы поставки, закрепленные в ИНКОТЕРМС-2010, содержат все варианты распределения между продавцом и покупателем обязанностей по организации доставки и прежде всего по заключению договора перевозки, расходов и рисков, связанных с этой доставкой, начиная от передачи товара покупателю на складе продавца (EXW) и заканчивая доставкой его продавцом на склад покупателю с отнесением на продавца всех расходов и рисков по доставке.
Выбор сторонами международного договора купли-продажи того или иного базиса зависит от многих факторов, в том числе от характера товара, его количества, вида транспорта, используемого для его доставки к месту назначения, возможностей и конкретных целей, стоящих перед продавцом и покупателем, и других факторов.