Транспортная система России и технико-экономические особенности различных видов транспорта
Россия располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Каждый вид транспорта имеет свои особенности и сферы рационального использования (табл. 1.4).
К основным показателям работы различных видов транспорта относятся грузооборот и объем перевозок (табл. 1.5 и 1.6).
Как показывает анализ табл. 1.5 и 1.6, наибольший объем перевозок осуществляет автомобильный транспорт, а в грузообороте железнодорожный.
Для логистики интересна и важна протяженность путей сообщения России, которая способствует созданию региональных складов для качественного обслуживания потребителей и приведена в табл. 1.7.
Таблица 1.4
Технико-экономические особенности различных видов транспорта и сферы их рационального использования
Вид транспорта |
Особенности транспорта |
Сфера применения |
|
достоинства |
недостатки |
||
Железнодорожный |
Высокая провозная и пропускная способность; регулярность и невысокая себестоимость перевозок |
Большие капиталовложения на сооружение пути; большие затраты металла |
Практически не ограничена |
Морской |
Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки грузов; низкая себестоимость; практически неограниченная пропускная способность |
Зависимость от естественно-географических и навигационных условий, создание портового хозяйства |
Практически не ограничена |
Речной |
Высокая провозная способность; невысокая себестоимость перевозок; небольшие капиталовложения на организацию судоходства |
То же, что в морском транспорте; неравномерность глубин, сезонность работы, небольшая скорость перевозки |
Практически не ограничена |
Автомобильный |
Большая маневренность и подвижность; высокая скорость доставки груза; небольшие капиталовложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния |
Низкая производительность труда; низкий уровень эксплуатационных показателей; плохое состояние дорожной сети |
На короткие расстояния (до 300 км) |
Воздушный |
Высокая скорость доставки; самый короткий путь следования |
Высокая себестоимость перевозки |
Практически не ограничена |
Таблица 1.5
Объем перевозок грузок различных видов транспорта
Вид транспорта |
2007 г. |
2009 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||||
млн т |
% |
млн т |
% |
млн т |
% |
млн т |
% |
|
Железнодорожный |
1345,0 |
14,2 |
1109,0 |
14,8 |
1382,0 |
16,6 |
1421,0 |
16,6 |
Автомобильный |
6861,0 |
72,6 |
5240,0 |
702 |
5636,0 |
67,7 |
5842,0 |
68,5 |
Трубопроводный |
1062,0 |
11,3 |
985,0 |
13,2 |
1131,0 |
13,6 |
1096,0 |
12,8 |
Морской |
28,0 |
0,3 |
37,0 |
0,5 |
34,0 |
0,5 |
34,0 |
0,4 |
Речной (внутренний водный) |
153,0 |
1,6 |
97,0 |
1,3 |
126,0 |
1,6 |
125,0 |
1,7 |
Воздушный |
4,0 |
0 |
0,9 |
0 |
1,2 |
0 |
1,2 |
0 |
Транспортная система в целом |
9450,0 |
100,0 |
7469,0 |
100,0 |
8337,0 |
100,0 |
8519,0 |
100,0 |
Источник: Россия в цифрах 2013 г. Краткий статистический сборник. М., 2013.
Таблица 1.6
Грузооборот различных видов транспорта
Вид транспорта |
2007 г. |
2009 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||||
млрд ткм |
% |
млрд т-км |
% |
млрд т • км |
% |
млрд т • км |
% |
|
Железнодорожный |
2090,0 |
42,5 |
1865,0 |
41,8 |
2128,0 |
43,3 |
2222,0 |
44,0 |
Автомобильный |
206,0 |
4,2 |
180,0 |
4,0 |
223,0 |
4,5 |
249,0 |
5,0 |
Трубопроводный |
2465,0 |
50,2 |
2282,0 |
51,1 |
2422,0 |
49,3 |
2453,0 |
48,5 |
Морской |
65,0 |
1,3 |
100,0 |
2,0 |
78,0 |
i,6 |
71,0 |
1,4 |
Речной (внутренний водный) |
86,0 |
1,7 |
54,0 |
1,0 |
59,0 |
1,2 |
55,0 |
1,0 |
Воздушный |
3,4 |
0,1 |
4,7 |
0,1 |
5,0 |
0,1 |
5,1 |
0,1 |
Транспортная система в целом |
4915,4 |
100,0 |
4446,0 |
100,0 |
4915,0 |
100,0 |
5055,0 |
100,0 |
Источник. Россия в цифрах 2013 г. Краткий статистический сборник. М., 2013.
Интерес представляют не только эксплуатационная длина путей сообщения, а также наличие транспортных средств по видам транспорта (табл. 1.8) и грузооборот в международном сообщении по отдельным видам транспорта (табл. 1.9).
В зависимости от стратегии и задач фирмы компании производят выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитываются размещение производства, технико-экономические особенности и другие показатели.
Существуют разные варианты выбора вида транспорта при доставке продукции потребителю. Один из вариантов, который предложил Ф. Котлер, приводится в табл. 1.10. Ф. Котлер предложил поставщику принимать в расчет шесть факторов, которые определяются в баллах. Наиболее высокий балл – 1, наиболее низкий – 5. Какая сумма по этим факторам будет ниже, тот вид транспорта и следует использовать. Необходимо также учитывать вид товара (опасный, скоропортящийся и т.п.), транспортные возможности (контейнер, цистерна и т.п.), а также и другие факторы.
Таблица 1.7
Эксплуатационная длина путей сообщений
Вид транспорта |
Протяженность сети по годам, тыс. км |
|||||
1950 |
1980 |
2000 |
2005 |
2008 |
2012 |
|
Железнодорожный (мути общего пользования) |
67,0 |
83,0 |
86,0 |
85,0 |
86,0 |
86,0 |
Речной (внутренние водные судоходные пути) |
110,0 |
120,0 |
85,0 |
102,0 |
102,0 |
101,0 |
Автомобильный (в том числе автодороги с твердым покрытием) |
83,0 |
421,0 |
752,0 |
724,0 |
754,0 |
1269,0 |
Магистральные трубопроводы (нефть и нефтепродукты) |
3,6 |
54,0 |
63,0 |
65,0 |
65,0 |
246,0 |
Источник: Россия в цифрах 2013 г. Краткий статистический сборник. М., 2013.
Таблица 1.8
Наличие транспортных средств по видам транспорта, ед.
Грузовые транспортные средства |
2007 г. |
2009 г. |
2011г. |
Рабочий парк груженых железнодорожных вагонов (в среднем в сутки) |
289 |
221 |
393 |
Грузовые автомобили (включая пикапы и легковые фуры) |
5168 |
5323 |
5545 |
Морские грузовые транспортные и нетранспортные суда |
3244 |
2805 |
2692 |
Речные грузовые транспортные и вспомогательные суда |
29,5 |
29,4 |
28,5 |
Источник: Россия в цифрах 2013 г. Указ. соч.
Таблица 1.9
Грузооборот в международном сообщении по отдельным видам транспорта общего пользования, млрд т•км
Вид транспорта |
2007 г. |
2009 г. |
2011 г. |
Автомобильный транспорт |
2,9 |
2,9 |
3,5 |
Морской транспорт – всего |
53,3 |
86,4 |
64,5 |
В том числе грузов: экспортных |
34,7 |
43,8 |
35,5 |
импортных |
2,5 |
4,8 |
4,5 |
между иностранными портами |
16,1 |
37,8 |
24,5 |
Внутреннего водного транспорта (речной) – всего |
32,6 |
22,1 |
22,9 |
В том числе грузов: экспорт |
28,1 |
20,5 |
21,1 |
импорт |
3,1 |
0,6 |
0,7 |
транзит |
0,5 |
0,1 |
0,1 |
между иностранными портами |
0,9 |
0,9 |
1,0 |
Воздушный |
2,6 |
2,8 |
4,0 |
Следует отметить, что Россия – огромная страна и должна развивать торговые пути в XXI в. Чтобы логистика эффективно работала и на внешнеэкономическом уровне, и в России необходимо развивать транспортные коридоры, которые приведены на рис. 1.8.
Таблица 1.10
Оценка видов транспорта по критериям крупных отправителей, сутки
Вид транспорта |
Скорость (время доставки от точки до точки) |
Надежность (соблюдение графика) |
Способность перевозить различные виды грузов |
Доступность (количество обслуживаемых географических точек) |
Стоимость одной тонно-мили |
Железнодорожный |
3 |
4 |
2 |
2 |
3 |
Водный |
4 |
5 |
1 |
4 |
1 |
Автомобильный |
2 |
2 |
3 |
1 |
4 |
Трубопроводный |
5 |
1 |
5 |
5 |
2 |
Воздушный |
1 |
3 |
4 |
3 |
5 |
Рис. 1.8. Основные транспортные коридоры России
Источник: URL: cl2.kommersant.rU/ISSUES.PHOTO/TEMA/2008/l 12/ bg_02072008_v02.gif
Основные направления развития транспортной системы в логистике
Транспортная логистика представляет собой жизненно важный компонент (функциональная область) логистики. Поэтому находит все более широкое использование в практической деятельности для обслуживания фирм и различных предприятий. Базой для обслуживания фирм и различных предприятий должна быть разработанная оптимальная транспортная модель и на ее основе должен формироваться согласованный график доставки продукции потребителям. В этом графике определяются не только поступления автомобиля на склад к потребителю, но и материальная ответственность за нарушения графика участниками транспортного процесса. Важным направлением в транспортной логистики должен быть мотивированный подход к управлению материального потока с целью снижения издержек, создания маршрутизации перевозок и транспортно-технологических систем, обслуживающих регионы, районы и потребителей продукции. Необходимо определять не только минимальные затраты, но и транспортную стратегию в целом, а также изменения тарифов, физических, управленческих и информационных систем. Важной остается разработка транспортных моделей и транспортных систем, обеспечивающих доставку продукции потребителям "точно в срок".
В общем виде темы исследования транспортной логистики должно происходить по трем направлениям: разработка моделей и алгоритмов решения задач; включение более реалистических допущений моделирования; объединение логистических моделей.