Лекция 7. Транспортная логистика в условиях глобализации мировой экономики
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• роль рынка логистических услуг в мире в настоящее время;
• новые виды логистической деятельности, такие как "управленческая логистика", "нишевая логистика";
• причины появления международных логистических систем (МЛС);
• тенденции появления и развития крупных складских и распределительных центров (логистических центров);
уметь
• строить взаимоотношения с логистическими предприятиями (провайдерами логистики), исходя из понимания тех современных тенденций, имеющих место на мировых логистических рынках;
• использовать современные транспортно-технологические системы при построении логистических систем доставки товаров своей компании;
• добиваться использования современных методов и способов доставки продукции компании на мировые рынки с учетом передовых технологий и инноваций;
владеть
• понятийным аппаратом и терминологией, необходимой для понимания всех сложных процессов, происходящих на рынке логистических услуг;
• комплексом знаний, позволяющим понять тенденции и перспективы развития рынка логистических услуг, понять пути его развития, получать необходимую информацию, позволяющую правильно строить логистическую работу своей компании с учетом всех имеющих место новшеств и инноваций.
Текущее состояние и структура мирового рынка логистических услуг
Рынок логистических услуг в мире в настоящее время проходит через процесс фундаментальных изменений, оказывающих кардинальное влияние на роль и масштабы деятельности его участников и структуру их взаимоотношений. К основным движущим силам на рассматриваемом рынке относятся:
• глобализация мировой экономики;
• развитие аутсорсинга логистики ввиду тенденции концентрации предприятий на деятельности, связанной с ключевыми компетенциями и аутсорсингом непрофильных направлений в своей работе;
• стремление предприятий к оптимизации затрат во всех звеньях логистических цепей;
• сокращение жизненного цикла продукции, новые подходы к маркетингу и дистрибуции продукта, возросшая роль инноваций в логистических процессах, особенно, это касается электронных методов и способов ведения бизнеса.
Основные сегменты логистического рынка:
• грузоперевозки и транспортно-экспедиторские операции;
• комплексные логистические услуги, включающие услуги по хранению и дистрибуции товаров;
• услуги по оптимизации логистических бизнес-процессов (управленческая логистика).
Объем мирового рынка логистических услуг оценивается более чем в 2000 млрд долл. США, что составляет порядка 5% общемирового ВВП. Развитие отрасли в ближайшие 5 лет будет определяться динамикой роста мировой промышленности и торговли, а также расширением глобальных сетей дистрибуции.
Среди важнейших факторов, оказывающих стимулирующее влияние на рост мировой торговли и расширение международных логистических операций, можно выделить следующие:
• вступление Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО), что придало мощный импульс развитию мировой торговли;
• расширение Евросоюза и включение новых стран в европейские производственные, торговые и логистические сети.
В настоящее время, несмотря на некоторые структурные сдвиги на рынке логистических услуг, основной деятельностью логистических предприятий – провайдеров логистики продолжают оставаться транспортно-экспедиторские операции (freight forwarding). Большинство логистических предприятий, оперирующих в данной сфере, наряду с организацией морских, наземных и авиаперевозок предоставляют комплекс таможенно-брокерских услуг, а также услуг по грузопереработке и складированию товаров. Логистические провайдеры, предоставляющие транспортно-экспедиторские услуги, как правило, придерживаются в своей работе принципов asset-light, т.е. такой модели бизнеса, при которой они предпочитают не выступать прямыми владельцами транспортных средств, а заключают ограниченные по срокам соглашения с перевозчиками (субподрядчиками) по транспортировке грузов своей клиентуры. Исключение составляют ряд ведущих мировых логистических операторов, имеющих в структуре специализированные транспортные подразделения, а также провайдеры логистики, действующие на рынке экспресс-перевозки.
Снижение доли собственно транспортно-экспедиторских услуг в деятельности многих логистических компаний сопровождается расширением спектра услуг по управленческой логистике, связанной с составлением оптимальных маршрутов доставки грузов, обеспечением полной загрузки транспортных средств, контролем за прохождением грузов на всех этапах логистической цепочки, т.е. предоставлением наиболее востребованного в современных условиях комплекса логистических услуг.
В настоящее время логистические предприятия контролируют около 20% мирового рынка морских грузовых (контейнерных) перевозок, общий объем которого оценивается более чем в 800 млрд долл. Остальные 80% приходятся на транснациональные судоходные компании и терминальные холдинги, имеющие собственные экспедиторские подразделения (в основном дочерние компании. В пятерку крупнейших судоходных компаний – контейнерных перевозчиков входят: Maersk Sealand, MS С, Evergreen, Р&О Nedlloyd, CMA-CGM. Крупнейшими операторами на рынке морских контейнерных перевозок выступают европейские логистические компании: Kuehne & Nagel, DHL, Danzas Air & Ocean, Panalpina, Schenker, Exel. Нa рынке грузовых авиаперевозок логистические предприятия занимают доминирующие позиции, контролируя до 75% оборота отрасли. В отличие от морского контейнерного транспорта, авиаперевозки более подвержены циклическим колебаниями, что определяется характером перевозимых грузов (преимущественно высокотехнологичных товаров с высоким показателем соотношения "стоимость – вес"). Важнейшая тенденция развития отрасли – рост числа альянсов авиакомпаний и деловых соглашений между авиакомпаниями и экспедиторскими предприятиями. С помощью системы скидок, предоставляемых экспедиторами своей клиентуре, авиакомпании пытаются обеспечить размещение заказа на имеющиеся провозные мощности задолго до даты вылета. Кроме того, сотрудничество с экспедиторскими компаниями позволяет обеспечить загрузку самолета в оба конца, дает возможность комбинирования маршрутов с использованием международной сети логистических предприятий. Список крупнейших авиаперевозчиков по объему перевезенных грузов (в т•км) возглавила компания Federal Express, на последующих местах Korean Air, Lufthansa и американская компания UPS, специализирующаяся на экспресс-доставке и имеющая собственный воздушный парк, насчитывающий 268 самолетов. По размерам общих доходов, полученных от экспедирования авиаперевозок, лидируют следующие глобальные логистические предприятия: DHL Danzas Air and Ocean, Exel, Nippon Express, Schenker, Bax Global Kuhnel & Nagel Panalpina.
Контрактная логистика (contract logistics) развивается за счет аутсорсинга части функций компаний-клиентов в сфере организации и поддержки дилерских сетей и построения цепочек движения товаров (включая услуги по складированию и обработке грузов) от поставщика к клиенту и от клиента к потребителям его товаров. Объем рынка контрактной логистики оценивается в 400 млрд долл., из которых порядка 200 млрд долл, приходится на логистические компании.
Таможенно-брокерские операции занимают важное место среди логистических услуг, что определяется сложностью системы таможенного регулирования и возросшими требованиями к безопасности перевозок грузов. Совокупные доходы, получаемые от таможенно-брокерских операций в мире, достигают 5 млрд долл. при прогнозируемых ежегодных темпах роста в 5% в ближайшие годы.
Мировой рынок логистических услуг в настоящее время сильно фрагментирован. На нем действуют более 50 тыс. компаний, при этом свыше 95% из них являются относительно небольшими но размеру и располагают ограниченными материальными и финансовыми ресурсами. На долю 30 крупнейших компаний, доминирующих на национальных и международных рынках, приходится около 35% объема продаж.
С точки зрения интеграции России в структуру мировой торговли интерес для российских предприятий представляют процессы, происходящие на мировом логистическом рынке, так как логистическая инфраструктура России напрямую связана с многими регионами земного шара, а предприятия страны активно участвуют в системе мировой торговли и международных экономических отношений. Особый интерес представляет европейский рынок логистики, имеющий значительные оборот (второй по обороту после США) и демонстрирующий высокие темпы роста.
Доминирующей тенденцией на рынке логистических услуг является значительный рост аутсорсинга. Рынок логистического аутсорсинга включает услуги по транспортировке, обработке и складированию грузов, а также управленческую логистику, определяемые как value added services (VAS), т.е. действия (услуги) увеличивающие стоимость продукта.
За последнее десятилетие состояние рынка логистических услуг и тенденции его развития характеризуются:
• усилением влияния крупнейших глобальных логистических предприятий (по оценкам, около 35% рынка приходится на 30 крупнейших компаний);
• продолжающейся консолидацией рынка, прежде всего, за счет слияний и поглощений на международном уровне и выходом крупнейших логистических предприятий на новые географические рынки;
• возрастанием роли предоставления услуг VAS как метода повышения конкурентоспособности;
• дальнейшим усложнением логистических решений путем все более широкого внедрения ИТ-технологий.
Анализ стратегии осуществления бизнеса ведущими провайдерами логистики (в основном западноевропейскими) показал, что в основном она направлена на постоянное обеспечение роста доходов и географическую диверсификацию предоставления услуг. Несмотря на прогнозируемую общность планов основных лидеров рынка, формулируемые этими компаниями цели все же различаются между собой. Наиболее часто озвучиваемые перспективы развития:
• лидерство на мировом рынке (большинство выбранных компаний уже являются лидерами на европейском рынке);
• увеличение мирового географического покрытия в целом (без стремления достигнуть лидерства);
• укрепление имеющихся бизнес-сегментов (с целью достижения лидерства) и долей на рынках;
• интеграция имеющихся бизнесов.
Три из наиболее часто цитируемых целей ориентированы на географическую экспансию, которая, по мнению автора, и станет основным направлением развития большинства логистических предприятий.
Наиболее популярными и перспективными развитыми рынками логистических услуг, помимо западноевропейского, в данный момент являются китайский, азиатско-тихоокеанский, южноамериканский, центрально-европейский и североамериканский. В дальнейшем картина географических предпочтений будет меняться, так как каждая компания в ходе реализации своей стратегии развития очерчивает круг наиболее приоритетных регионов, в которых она планирует расширять свою деятельность активнее, чем в остальных. Популярность различных регионов в планируемой экспансии западноевропейских компаний можно ранжировать следующим образом: Китай (бесспорный лидер), Азиатско-Тихоокеанский регион (исключая Китай), Восточная Европа и Северная Америка, Центральная и Южная Америка, а также Центральная Европа.
Большинство логистических компаний предоставляют услуги по организации и осуществлению всех видов перевозок, хотя некоторые из них отличаются большей специализацией на том или ином виде транспорта. Такая специализация чаще всего обусловлена историей развития этих предприятий. Что касается материально-технической базы видов транспорта, то даже самые крупные логистические предприятия редко обладают собственными транспортными средствами. Исключение составляет собственный автопарк. И тем не менее, несмотря на то, что большинство этих предприятий (Schenker, Wincanton, Tibbet & Britten, Christian Salvesen, Geodis) имеют собственный автопарк, доля перевозок, которые он способен обслужить, остается незначительной (так, собственный автотранспорт компании Schenker задействован при осуществлении лишь 10% общего объема автоперевозок компании). Для большей части перевозок эти компании заключают субподрядные договоры на использование услуг третьих лиц. Болес того, компании редко выражают намерение увеличить собственный автопарк и, напротив, активно рекламируют свои действия, направленные на сокращение активов, задействованных в бизнесе. Такая политика иллюстрирует отход логистической отрасли от бизнес-модели, базирующейся на вовлечении значительных активов, в сторону оказания услуг, связанных с комплексными логистическими решениями (управленческая логистика).
Интересен тот факт, что компании могут иметь примерно одинаковый по объему автопарк, но при этом по-разному позиционировать себя на рынке: Wincanton владеет 12 тыс. транспортных средств, Tibbett& Britten – 16 тыс., Christian Salvesen – 11 тыс., и все они активно рекламируют собственный автопарк как одно из конкурентных преимуществ; Geodis имеет 17 тыс. автомобилей в своем автопарке, но не позиционирует автоперевозки в качестве своей ключевой компетенции. Данное различие в маркетинговой стратегии можно объяснить, рассмотрев отраслевую специализацию основных клиентов компаний. Если для компаний Wincanton, Tibbett & Britten, Christian Salvesen характерна высокая доля выручки от оказания услуг производителям потребительских товаров и продуктов питания, розничным торговцам, для которых важен опыт компании в области дистрибуции, то в выручке компании Geodis преобладают производственно-ориентированные клиенты. В области железнодорожных перевозок ни одна из рассмотренных компаний не специализируется на оказании услуг по железнодорожным перевозкам.
Однако ожидается, что в будущем эта ситуация изменится в связи с вовлечением национальных железнодорожных компаний в логистический бизнес.
По данным отчетов крупнейших логистических компаний, они несут большие расходы на оплату услуг субподрядчиков. Все дело в том, что многие компании предпочитают аренду наличию собственных основных средств (до 80–100% используемых активов берется в субподряд). Среди собственных средств можно выделить складские помещения, логистические (дистрибьюторские) центры и транспортные средства (грузовые автомобили). Часто решение о строительстве складских помещений и логистических центров принимается из-за отсутствия на рынке предложения аренды таких помещений вблизи крупнейших производственных предприятий, с которыми работает компания.
Все крупнейшие предприятия, работающие на мировых рынках логистических услуг, предлагают базовый набор услуг:
• перевозки (различными видами транспорта), в том числе сборные отправки, отправки с частичной или полной загрузкой транспорта, контейнерные;
• хранение товаров на складах и ведение складской деятельности;
• таможенно-брокерские операции.
Дифференциация на рынке логистических компаний достигается также за счет специализации услуг для отдельных отраслей. Большинство компаний, предлагающих базовый набор услуг плюс несколько услуг с высокой добавленной стоимостью, характеризуют свое предложение как "полный спектр услуг". Большинство компаний, предлагающих "полный спектр услуг", придерживаются традиционной модели обслуживания клиентуры и осуществляют работу по конкретным заказам клиентов. Отдельно следует выделить компании, которые при работе на мировых рынках предлагают услуги с высокой степенью добавленной стоимости. Собственно, это все те предприятия, которые поименованы выше (TNT Logistics, Wincanton, Tibbett & Britten, Christian Salvesen, Geodis, Exely DHL Logistics). Эти компании реализуют бизнес-модели, больше других ориентированные на наличие активов (складские помещения, логистические центры, автотранспорт).
Помимо оказания логистических услуг почти все компании предлагают своим клиентам ряд дополнительных услуг. Наиболее часто к предлагаемым дополнительным услугам относятся: экспресс-доставка, консалтинг, почтовые услуги, общее управление цепочками поставки. Некоторые из вышеперечисленных формируют отдельные бизнесы в компаниях. Так, экспресс-доставка и оказание почтовых услуг выделяются в отдельные подразделения в компаниях TPG Post (TNT Logistics) и Deutsche Post World Net (DHL Logistics). В компании Deutsche Post World Net существует также отдельный бизнес по оказанию финансовых услуг. Exel выделила оказание услуг по утилизации отходов в отдельное подразделение, a Kuehne & Nagel сформировала отдельное подразделение для оказания услуг по страхованию груза. Во всех остальных случаях выручка от оказания дополнительных услуг включается в общий объем выручки (логистического подразделения) компании. Ни одна из вышеперечисленных компаний не является перевозчиком и использует собственный транспорт только для внутренних нужд. Бизнес-модель, при которой логистический бизнес не совмещается с бизнесом осуществления перевозок, характерна для всей современной структуры логистической отрасли в целом.
Специализация на разработке логистических решений для отдельных отраслей – важнейший фактор дифференциации логистического рынка. Крупнейшие предприятия активно рекламируют свою деятельность среди компаний пяти – семи отраслей. При этом абсолютном лидером является автомобилестроение, в котором рекламируют свои услуги практически все логистические компании. Далее в порядке убывания следуют такие отрасли, как производство товаров народного потребления (ТНП), высокотехнологичные товары, электроника, промышленное производство, фармацевтика и медицинские товары, продукты питания и нефтехимическая индустрия.
Все крупнейшие логистические предприятия в выборе отраслей, на которых фокусируется их деятельность, ориентируются больше на потребительский сектор: Tibbett & Britten, DIIL Logistics, Exel, другие – на промышленный сектор: Schenker, Kuehne & Nagel, Panalpina; третьи равнозначно представлены потребительским и промышленным секторами клиентской базы: Wincanton, Christian Salvesen, Geodis и TNT Logistics.
Широкую популярность среди новых видов логистической деятельности приобретает выход компаний на новые сегменты мировых рынков – нишевая логистика. Так, в 2004 г. компания Kuehne & Nagel расширила свое предложение клиентам, включив в него логистику для виноделов, ориентированную на полный цикл производства, логистику для гостиничного бизнеса и логистику для авиации. Panalpina вышла на "нишевой" рынок логистики для индустрии моды в 2006 г., открыв в США свой первый логистический центр, специально созданный для обслуживания этой отрасли.
Все ведущие логистические предприятия, действующие на мировых рынках сегодня, уделяют большое внимание оптимизации своих информационных потоков, а также своевременному предоставлению полной и достоверной информации своим клиентам. При этом используются программы максимальной автоматизации бизнес-процессов. Применяются технологии радиочастотных меток для отслеживания передвижения товаров, а также программы электронной коммерции для обеспечения режима постоянного общения и информационной открытости. Подход компаний различается лишь в выборе используемых программных продуктов.
Основной тенденцией в отрасли являются разработка и внедрение программных продуктов, адаптированных для нужд компании, в результате чего использование готовых продуктов становится редкостью. В стремлении заполучить такой индивидуальный продукт большинство компаний прибегают к услугам профессиональных разработчиков и работают с ними совместно. Примерами такого сотрудничества могут служить партнерские отношения между Schenker и IBM; Kuehne & Nagel и ведущей мировой /Г-компанией 12 Technologies', Panalpina и Lufthansa Systems, а также индийской компанией TKS-Teknosoft (TKS); DIIL Logistics и Finmatica, специализирующейся на разработке программных продуктов для компаний, работающих в сфере логистики, производства и финансов; TNT Logistics и TIBCO Software Inc., а также Paragon', Exel и RedPrairie.
Многие логистические компании все больше предпочитают разрабатывать технологические решения с высоким уровнем безопасности, для чего формируют собственную команду разработчиков, которые занимаются созданием продуктов, идеально соответствующих нуждам компании. Среди таких компаний следует назвать все вышеперечисленные предприятия. Как видно, почти половина компаний, работающих совместно с профессиональными разработчиками, также занимается разработкой собственных программных продуктов (Panalpina, Exel и DHL Logistics). Подобная модель ИТ-стратегии (при которой основной объем разработок ведется самой компанией, но в случае потребности в сложных технологических решениях компания обращается к профессионалам) станет наиболее распространенной в будущем.
Среди явлений, характерных для рынка логистических услуг за последнее время особо следует отметить процессы слияний и поглощений (merges and acquisitions, М&А). Процессы, которые стали доминирующими за последние годы, являются частью стратегии компаний, выступающих на рынке логистических услуг. Дело в том, что за последние годы среди логистических компаний, действующих на мировых рынках, преобладает комбинированная стратегия роста, когда компания развивается как за счет внутренних источников (расширяя свои рынки, предложение услуг, клиентскую базу), так и за счет приобретения других компаний. В частности, эти процессы особенно заметны в логистической индустрии стран Западной Европы, где следует отметить наличие высокого уровня активности по слияниям и поглощениям, а также формирование альянсов, совместных предприятий, других форм сотрудничества. Такая тенденция способствует возникновению синергии между бизнесами партнеров. Крупнейшие логистические предприятия характеризовались разным уровнем активности на рынке М&А (слияния и поглощения) в течение последних пяти лет. В связи с этими процессами все логистические предприятия следует разделить на две группы. Те, которые участвовали за последние 10–15 лет не менее чем в пяти сделках подобного рода (высокий уровень), и менее пяти сделок (низкий уровень).
Компании, характеризующиеся наибольшим уровнем М&А активности {Exel, TNT Logistics), на сегодняшний день являются крупнейшими в отрасли логистических услуг и лидируют по многим сегментам рынка. Компания Exel только в 2002 г. совершила восемь приобретений. Из наиболее крупных сделок, имевших место за последние 10–15 лет, следует отмстить три сделки по слиянию. Компания Geodis образовалась в 1995 г. в результате объединения нескольких транспортных компаний. Кроме того, образование компании Exel (2000 г.) при слиянии крупного международного логистического предприятия – компании Ocean Group и крупной международной дистрибьюторской компании Exel Logistics. В 1992 г. – слияние Wincanton с Unigate Chilled Distribution. В последние несколько лет масштаб сделок М&А, совершаемых на данном рынке, увеличился. Например, весь холдинг StinnesAG, включающий в себя компанию Schenker, был выкуплен немецкой железнодорожной компанией Deutsche Bahn за 2,5 млрд евро. Впоследствии произошли следующие изменения в холдинге: компания имеет несколько бизнесов – железнодорожные перевозки (услуги перевозчика) и логистические услуги, продав не связанные с отраслью транспортно-логистических услуг бизнесы: химическое производство и производство стальных изделий.
В результате вышеперечисленных процессов, имевших место начиная с 2000-х гг., в логистической отрасли наметилась кардинальная перестановка сил, способная серьезно повлиять на конкурентную ситуацию на мировом логистическом рынке и изменить представление о нем как о низкомонополизированном и фрагментированном. Речь идет об объявлении в 2005 г. холдингом Deutshe Post World Net, являющимся одним из крупнейших предприятий данного рынка, о приобретении компании Exel. В результате сделки к немецкому почтовому и транспортному оператору перешел логистический бизнес, оцениваемый в 20 млрд долл. С учетом операций компании DHL, уже входящей в холдинг, и немецкого почтового бизнеса, Deutshe Post World Net превратился в крупнейшего в мире оператора с оборотом почти в 100 млрд долл.
Одним из основных направлений в деятельности глобальных логистических предприятий на мировых рынках стала массовая реструктуризация, вызванная, с одной стороны, ростом конкуренции, имевшей место в связи с некоторым спадом экономической конъюнктуры в развитых странах, с другой – необходимостью интегрировать те компании, которые были приобретены в процессе М&А. Результатом этой реструктуризации стала волна сделок по продаже непрофильных или малоприбыльных направлений бизнеса. Тем не менее на рынке сохраняется высокая активность предприятий в отношении приобретения других компаний, в особенности на наиболее быстрорастущих рынках. Ожидается, что эта тенденция сохранится в будущем, в основном из-за желания крупнейших логистических предприятий воспользоваться наличием слишком большого количества небольших однопрофильных предприятий, для реализации стратегии быстрого роста и увеличения собственной доли на мировом рынке. Каждая сделка по приобретению имеет индивидуальную значимость для совершающей ее компании. Среди стратегических целей, преследуемых при приобретении компаний, преобладают две основные:
• укрепление существующего предложения (по видам услуг, клиентским отраслям);
• необходимость диверсификации деятельности (отраслевой, географической по видам услуг).
Инвестиционный процесс в логистическом бизнесе не очень значителен. Уровень инвестиций даже по крупнейшим компаниям, примеры которых чаще всего приводятся в данной главе, составляет в среднем всего 2,5% общего объема выручки. В структуре инвестиций крупнейших логистических компаний преобладают вложения в основные средства, направленные в основном на модернизацию оборудования, строительство новых логистических центров и складских помещений, обновление автомобильного парка, открытие новых офисов. Такая тенденция объясняется тем, что основной бум на приобретение ИТ-оборудования пришелся на 1990-е гг., а теперь компании лишь модернизируют его, что в сравнении с дорогостоящими проектами по строительству и приобретению основных средств представляется малозатратным. По доле инвестиций в ИТ лидируют компании Tibbett & Britten – 33% общего объема инвестиций, Geodis – 28% и Christian Salvesen – 20%. Остальные компании вложили в информационные технологии менее 20% общего объема инвестиций.