Транспортировка радиоактивных веществ
Особое значение в обеспечении радиационной защиты имеет безопасная транспортировка радиоактивных веществ. Международные документы подробно определяют условия безопасной транспортировки радиоактивных веществ, обязанности грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, порядок оформления документации, маркировку упаковочных комплектов и транспортных средств, контроль и меры ответственности.
В этой сфере действуют нормы международных транспортных конвенций и иных документов, регламентирующих транспортировку как ядерного оружия, так и радиоактивных веществ, используемых в мирных целях, например, соглашения между правительствами России и Франции о сотрудничестве в области безопасности и мониторинга радиационной обстановки при транспортировке, складировании и уничтожении ядерного оружия в России (1992 г.), между правительствами России, Украины, Венгрии о сотрудничестве в области транспортирования ядерного топлива между Венгрии и России (1992 г.), о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС); о международном железнодорожном сообщении COTIF (приложение — Правила перевозки опасных грузов RID); Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) (Женева, 30 сентября 1957 г.); Международный кодекс морской перевозки опасных грузов Международной морской организации; Правила воздушной перевозки опасных грузов Международной ассоциации воздушного транспорта. Они определяют, в частности, правила: классификации грузов (в зависимости от видов излучения и степени опасности); по предотвращению утечки жидких и сыпучих грузов; по ограничению излучения на поверхности с указанием максимально допустимых расстояний для людей; по ограничению радиоактивных загрязнений; по ограничению активности изотопа в упаковках; по ограничению числа упаковок в транспортном средстве; по маркировке упаковок и транспортных средств; по составлению упаковочных комплектов.
Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов регулярно пересматриваются МАГАТЭ. Однако на практике в этой области имеются определенные проблемы, осложняющие международные перевозки. Так, одни государства используют различные редакции Правил МАГАТЭ, в других странах приняты дополнительные требования к перевозке радиационных грузов. Не до конца унифицированы национальные правила но оформлению сертификатов соответствия нормам безопасности упаковочных комплектов и упаковок и т.д. В ряде стран требуется, чтобы страховые полисы по радиационным грузам были подписаны также и национальными страховыми компаниями, в результате чего на одну партию груза приходится оформлять несколько страховых полисов, что ведет к задержкам в пути следования. Все это создает определенные трудности в применении международных правил перевозки радиоактивных веществ и не способствует повышению радиационной безопасности.
Определенными особенностями отличаются перевозки радиоактивных грузов воздушным транспортом. При воздушных перевозках радиоактивных веществ применяются документы ИКАО и Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. (см. Приложение № 18 "Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху"). Нормы, содержащиеся в этом Приложении, отсылают к Техническим инструкциям ИКАО по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху. Детально обязанности сторон договора перевозки радиоактивных веществ регулируются национальным законодательством отдельных государств.
Серьезной проблемой при перевозке ядерных материалов является необходимость принятия мер по их физической защите (охраны груза от хищения и несанкционированных перемещений).