Транснационализация производства и ее основные причины
Международные компании в результате экспансии производства и капитала за границу превратили мировую экономику в международное производство, положив тем самым начало новому этапу ее развития – транснационализации международного бизнеса. Главной формой интернационализации хозяйственной жизни долгое время была международная торговля. На нынешнем этапе мирового развития международных экономических отношений основой глобализации стали процессы транснационализации производства и капитала. Международной торговле в данном случае предписана роль выполнения задачи специализации и кооперирования. Примечателен при этом тот факт, что в значительной мере данная задача выполняется в рамках одной и той же транснациональной компании.
Под транснационализацией производства и капитала подразумеваются:
■ новые явления, качественные изменения, происходящие в мировой экономике, а именно: рост числа и активности транснациональных компаний (ТНК) и транснациональных банков (ТНБ);
■ новый этап процесса интернационализации мирового хозяйства, отличающийся от предыдущих изменением самого характера вовлечения стран и предприятий в международное разделение труда, что находит проявление в интернационализации научно-технического прогресса и процесса производства, когда мировой рынок фактически диктует стандарты качества и технико-экономические показатели продукции, выпускаемой как материнской компанией, так и ее филиалами и дочерними компаниями;
■ форма интернационализации хозяйственной жизни, результатом которой является развитие международного производства в рамках ТНК, включающего производство на предприятиях материнской компании, ее филиалов и дочерних компаний тех видов продукции, которые участвуют в международном внутрифирменном кооперировании;
■ новый, более высокий уровень интернационализации производства и капитала, когда происходит его переход в новое качество;
■ процесс интернационализации, неразрывно связанный с расширением масштабов деятельности ТНК и превращением ТНК в реальных субъектов международных рыночных отношений;
■ новые формы организации хозяйственной жизни, которые способствуют ее дальнейшей интернационализации.
Становление глобальной экономики, способной работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты, характеризуется стремительным развитием процессов транснационализации производства. Широкомасштабное вынесение отдельных звеньев производственно-технологических цепочек международных компаний за национально-государственные границы, создание сети зарубежных филиалов, дочерних компаний, установление международных долговременных контрактных отношений продиктованы крупными технико-экономическими сдвигами в производственной базе, в характере разделения труда на мировой арене.
Совершенствование средств связи и информации привело к стиранию барьеров пространства и времени между странами и регионами мира. Транспортные и коммуникационные издержки, а также затраты на координацию производственных процессов снизились до такой степени, что во многих случаях наиболее эффективным методом организации производства становится размещение отдельных его фаз в различных странах мира. Как следствие, экономически национальные хозяйства "растаскиваются" на отдельные части, становятся звеньями различных транснациональных образований (концернов, консорциумов, союзов и т.д.).
Система транснационального производства имеет единую производственно-технологическую, организационно-информационную, социально-экономическую основу, относительно не зависящую от параметров эффективности национальных экономик, где расположены отдельные структурные подразделения. Иначе говоря, транснациональный бизнес становится относительно независимым от процессов воспроизводства в национальных границах какого-либо государства. Более того, неоднородность социально-экономической среды служит генератором роста, развития транснациональных формирований. Координация деятельности структурных единиц транснационального производства многократно увеличивает их потенциал в конкурентной борьбе.
Процесс транснационализации производства как феномен современного мирового хозяйства имеет под собой объективную основу. Экономически процессы транснационализации обусловлены преимущественно возможностью и необходимостью перелива капитала из стран с его относительным избытком в страны с его дефицитом, где, однако, в избытке имеются другие факторы производства, которые не могут быть эффективно использованы в воспроизводственных процессах из-за нехватки капитала. Кроме того, эти процессы стимулируются потребностью в уменьшении рисков путем размещения капитала в разных странах, а также стремлением приблизить производство к перспективным рынкам сбыта и рационализировать налогообложение и таможенные платежи для транснациональной компании в целом.
Причины становления и развития транснациональных компаний весьма многообразны, но все они в той или иной степени связаны с несовершенством рынка, существованием ограничений на пути развития международной торговли, сильной монопольной властью производителей, валютным контролем, значительными транспортными издержками, различиями в налоговом законодательстве разных стран. Транснационализация производства дает международным компаниям ряд неоспоримых преимуществ, в частности зарубежные филиалы обеспечивают им доступ к иностранным рынкам сырья и товаров, снижение издержек производства, рост прибыли и т.д. Данные преимущества очевидны, поэтому их можно рассматривать как причины активного развития процессов транснационализации производства. Перечислим основные из них.
■ Возможности повышения эффективности и усиления конкурентоспособности, которые, кстати, являются общими для всех крупных производств, интегрирующих в свою структуру снабженческие, производственные, научно-исследовательские, распределительные и сбытовые предприятия.
■ Повышение мобильности "неосязаемых активов" компании (управленческий, маркетинговый и другой опыт), которые в рамках транснациональной компании могут быть перенесены в другие страны. При этом результаты использования этих активов не уходят за пределы компании, оставаясь ее собственностью.
■ Дополнительные возможности повышения эффективности и усиления своей конкурентоспособности путем доступа к ресурсам иностранных государств (использование более дешевой или более квалифицированной рабочей силы, сырьевых ресурсов, научно-исследовательского потенциала, производственных возможностей и финансовых ресурсов принимающей страны).
■ Близость к потребителям продукции иностранного филиала компании и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей страны. Филиалы транснациональных компаний получают важные преимущества перед фирмами принимающей страны в результате использования научно-технического и управленческого потенциала материнской компании и ее филиалов.
■ Возможность использовать в своих интересах особенности государственной, в частности налоговой, политики в различных странах, разницу в курсах валют и т.д.
■ Возможность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, "сбрасывая" их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредотачивая усилия и ресурсы подразделений в материнской компании на разработке новых технологий и изделий.
■ Посредством прямых инвестиций компания получает возможность преодолеть разного рода барьеры на пути внедрения на рынок той или иной страны путем экспорта. Стимул для прямых зарубежных инвестиций часто создают национальные тарифные барьеры. Так, в 1960-х гг. крупный поток инвестиций из США в Европу был порожден тарифами, установленными Европейским сообществом. Вместо экспорта готовой продукции транснациональные компании создали свои производства в странах ЕС, обойдя таким образом их тарифы.
Эффективность внешнеэкономической экспансии как средства смягчения конъюнктуры колебаний оценивается весьма высоко и считается большей, чем та, которую обеспечивают чисто национальные приемы снижения экономического риска. На основании многочисленных исследований ученые экономисты пришли к выводу, что наличие филиалов во многих странах более надежно гарантирует стабильность получения прибылей, чем такие важные факторы, как крупный абсолютный размер компании или степень диверсифицированности ее производственной программы внутри страны. Свободно маневрировать размерами производства компания может лишь тогда, когда она способна получать прибыль даже при небольшом размере производства. Обширная сеть производственных филиалов, расположенных в различных странах, позволяет транснациональным компаниям увеличивать производство там, где его можно осуществлять с максимальной выгодой, и ограничивать там, где оно убыточно. Фирмы, входящие в международный концерн и попавшие в тяжелое положение, способны резко сокращать убыточное производство. Более решительные в сравнении с национальными фирмами действия транснациональных компаний объясняются тем, что добиться покрытия постоянных издержек они, в отличие от своих чисто внутренних конкурентов, могут не только за счет сохранения убыточного производства, но и за счет доходов, получаемых в других странах.